Конспект урока по алгебре 7класс по теме Алгебраическая дробь.Сокращение дробей
Тема: Алгебраическая дробь.
Сокращение дробей
Эпиграф к уроку: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В Ломоносов
Цели урока:
закрепить навыки сокращения алгебраических дробей используя комбинированные методы при разложении многочленов на множители: вынесение общего множителя за скобки, применение формул сокращенного умножения, способ группировки;
проверить уровень усвоения материала по данной теме;
развивать навыки самоконтроля;
воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности, дисциплинированности.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
экран,
дидактическая игра “Домино” (карточки – 3 комплекта),
раздаточный материал для самостоятельной работы (два варианта).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
- Что такое алгебраическая дробь?
- Что значит сократить дробь?
- Что значит разложить на множители?
- Какие способы разложения вы знаете?
- Чему равен квадрат суммы (разности)?
- Чему равна разность квадратов?
III. Устная работа. < Приложение. Слайд 1-5.>
2. Алгебраическими дробями называют выражения вида:
3. Сократите дроби:
4. Формулы сокращенного умножения
Квадрат суммы
Квадрат разности
Разность квадратов
5. Допустимые значения букв
Какие значения может принимать буква а? Почему?
IV Письменная работа в тетрадях(слайды 6-9)
6. Найти допустимые значения букв
7. Упростить(устно)
8.Сократить дробь
9.Проверка
V. Дидактическая игра «Домино»
Учащимся раздается дидактическая игра «Домино», по окончанию которой работа в парах проверяется. Оценивается во время выполнения упражнений учителем.
Образец комплекта “Домино”:
“Домино” - это прямоугольные карточки. Они разделены вертикальной линией посередине: на одной половине написано некоторое алгебраическое выражение, а другая сторона пуста или заполнена аналогичным выражением, но не равным первому. Двучлен или трехчлен (или их произведение), который тождественно равен первому выражению, учащийся должен найти на другой карточке. Карточки следует выложить так, чтобы тождественно равные выражения оказались рядом.
VI. Решение упражнений (слайд 11)
В классе:
Пример:
Дополнительно по учебнику №447(4)
VII. Самостоятельная работа.
Учащимся предлагается самостоятельная работа на два варианта, где им нужно вписать на розданном листе дробь, полученную при сокращении алгебраической дроби. Для успешно выполнивших эту работу, записано дополнительное задание, повышенной сложности на два варианта, которое оценивается дополнительной оценкой.
Самостоятельная работа
I вариант II вариант
15a(p-q)20b(p-q)2b(m+n)6bc(m+n)10x(c-d)20y(d-c)44c(c-d)22d(d-c)x2-y2x+ya2-b2a-b36-y26-y8-3c64-9c2(x+y)2x2-y2(x-y)2x2-y2x2-xyx2y-xy2ma2-m2am2-maДополнительное задание:
Решите уравнение:
VIII. Итог урока. Объявление оценок за урок.
Домашнее задание: № 442 (2, 4), 444 (2, 4), 445 (2, 4).
Список использованной литературы:
Алимов Ш.А“Алгебра 7” : Учебник для общеобразоват. учреждений. – 12е изд., – Москва: Просвещение, 2006
АлимовШ.А “Алгебра 7-9 классы: методическое пособие для учителя .- 2-е издание, доработанное. – Москва: Просвещение, 2001.
С.Г. Манвелов. Конструирование современного урока математики: книга для учителя. - 2-е изд., М.: Просвещение, 2005.
“Математика в школе”, 2000, № 5.