Статья Пути повышения эффективности уроков чтения.




Пути повышения эффективности уроков чтения.
Я учитель начальных классов с 40 - летним стажем работы. Из своей практики хочу поделиться тем, как я обучаю детей чтению, какие виды работы над текстом использую.
Уроки чтения люблю за их эмоциональность, за те огромные знания, которые они несут детям, за образность и красоту русского языка, за доброту, боль, мужество, верность, чувство юмора. Я люблю читать. Вот это отношение к чтению стараюсь передать детям. Никогда не бываю равнодушной, не позволяю себе этого, восхищаюсь листопадом, вдыхаю вместе с ними запах русской зимы, ощущаю все краски красавицы весны.
Очень радуюсь, когда на уроке ощущаю единство душ - моей и детских. Нам так хорошо, а урок такой короткий, пролетел как одно мгновение. Значит всё хорошо, урок удался.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении цепочкой, в выборочном чтении, в чтении по ролям. Каждый новый вид работы над текстом вносит свою лепту в обучение детей правильному, выразительному, осознанному чтению.
С первой минуты пребывания в школе требую от учеников внимательного отношения к ответу товарища.
Возьму, к примеру, проверку домашнего задания. Перед началом опроса выбираю жюри в количестве трёх человек, они занимают отдельную парту. У каждого из них карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Выслушав ответ товарища, члены жюри ставят свою оценку и обязательно анализируют чтение. Такой вид работы учит детей думать, слушать. Доказывать, дополнять ответ. Высказывать собственное мнение, доказывать, убеждать.
Считаю, что огромное значение в выработке навыков правильного чтения играет словарная работа. Если ребёнок почувствует значение слова, значит, сможет проговорить и правильно написать.
На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое ударение, темп, ритм.
Составление диафильма – сложная творческая работа. Поэтому приступаю я к ней после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности. Такой творческий вид работы помогает успешно развивать воображение читателей, без которого нет, и не может быть полноценного восприятия художественной литературы.
У каждого в классе всегда бывают дети, требующие к себе особого внимания. Я не являюсь исключением, у меня были и есть такие ученики. С ними я провожу индивидуальную работу. Такие памятки, как «Учись читать правильно», «Как подготовиться к выразительному чтению», «Как нарисовать словесную картинку к рассказу» оказывают большую помощь в работе, так как школа, где я работаю, является малокомплектной.
В течение последних лет использую в своей работе элементы интеграции на уроках чтения. Чаще это происходит на уроках закрепления по сказкам, басням. Подбираю такую музыку, которая, как, правило, связана с образами чтения и готовит переход детей к рисованию.
Дети иллюстрируют сказку так, как они воспринимают образ в музыке и в слове поэта. От урока к уроку я замечаю, что ученикам нравится этот вид работы, они работают с увлечением, да и результативность сказывается: знания детей приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, более эффективно формируется их убеждённость.
Очень важным считаю такой вид работы, как ответы на вопросы. В беседе по прочитанному стараюсь выявить отношение учащихся к прочитанному, предлагаю им высказать своё мнение.
Не удовлетворяюсь ответом: «Он (герой) мне нравится» и тому подобное. Делая обоснование, ученик вдумывается, оценивает поступок персонажа, вспоминает о своём личном опыте.
Ставлю перед ним вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее? Беседу стараюсь вести так, чтобы вызвать у школьника эмоции не только одобрения, но и осуждения.
Часы чтения проходят в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям.
Работая с детьми первого класса, я заметила, что некоторые ребята не любят стихов, а я сама очень их люблю. В них ритм, музыка. Поэтому с первых дней стараюсь с малышами как можно чаще говорить стихами по любому случаю. Например, «Парта-это не кровать, и нельзя на ней лежать» и т. д. Сначала не все дети воспринимают стихи С. Маршака, С.Михалкова. Но, когда они включаются в хоровую декламацию, это что-то новое. Тут нужно не упустить момент и продолжить работу: стихи на уроках, стихотворные минутки.
Я всегда ощущаю результат своей работы потом. И уже во втором классе одним из любимых видов чтения для детей является конкурсное чтение стихотворений.
Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения, о чём свидетельствует административная проверка.
Рекомендация по теме.
Коллегам учителям, которые будут работать по теме «Пути повышения эффективности уроков чтения» рекомендую:
Изучить статью учителя начальных классов МОУ «ООШ» Шилиной В.П.
Использовать в своей работе элементы интеграции на уроках чтения. Советую проводить этот вид работы при чтении басни или сказки.
В целях повышения ответственности по выполнению домашнего задания каждого ученика, предлагаю как можно чаще проводить конкурсное чтение.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, использовать на уроке памятки-помощницы «Учись читать правильно», «Как нарисовать словесную картину к рассказу» и т. д.
Не забывать о воспитательных задачах чтения.