ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
«ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»
Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в непрерывно и быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабам соизмеримый с эволюцией самой природы. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формируют химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек - вещество» и далее, через очевидную связь - «вещество - материал - практическая деятельность» в значительной мере определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности.
Поэтому в свете задач модернизации школьного образования необходимо, чтобы изучение химии было развивающим. И эффект развивающего обучения будет максимальным, если учтены следующие ценностные ориентиры:
химия - это способ познания мира и человека в нем;
химия - это прикладные знания и умения, помогающие решать социальные и личные проблемы;
химия - это мировоззрение, основа экологической культуры и нравственности.
Названные ориентиры наиболее полно учтены в модели проблемно-интегрированного обучения. На базе этих ориентиров я строю межпредметные связи химии с другими учебными дисциплинами: биологией (особенно в ее медицинском и сельскохозяйственном приложениях), географией и историей (прежде всего в плане экологии, влияния цивилизации, технологии на среду обитания), физикой (в плане строения и физических свойств вещества) и т.д. В связи с этим, мною была выдвинута ГИПОТЕЗА: использование средств межпредметной интеграции позволяют полноценно использовать потенциал школьного курса, и повышают качество общей и предметной подготовки учащихся.
На межаттестационный период мною была поставлена цель:
спроектировать систему интегрированных уроков в 8 – 9 классе и в ходе педагогической деятельности внедрить поурочную межпредметную интеграцию.
Ставились следующие задачи:
провести анализ содержания обучения химии за 8-9 класс;
провести анализ содержания смежных курсов за 8-9 класс (биология, физика, география и экология);
определить вопросы, требующие межпредметного освещения;
соотнести содержание курса химии с содержанием смежных дисциплин;
разработать тематическое планирование и уроки на основе межпредметной интеграции для 8-9 классов;
разработать уроки на базе межпредметной интеграции;
организовать мониторинг результатов деятельности учащихся.
В процессе педагогической деятельности межпредметная интеграция была разработана и апробирована, проанализированы результаты работы по межпредметной интеграции в 8-9 классах.
Я предположила, что при внедрении межпредметной интеграции:
будет выполнен государственный заказ на выпускника, который обладает навыками творческой работы с информацией, умеющий анализировать и систематизировать, устанавливать связи между фактами;разрешится проблема понимания и усвоения материала, что повысит качество предметных знаний у учащихся;
появится возможность усилить интерес школьников к химии как учебной дисциплине, науке и возможной сфере будущей профессиональной деятельности;
учащийся из объекта обучения превращается в активного участника учебного процесса, что является одним из путей формирования социально-компетентной личности;
разрешится проблемы сокращения учебного времени.
В процессе обучения химии я старалась использовать все известные приемы реализации межпредметных связей:
Постановка межпредметных вопросов;
Выполнение комплексных заданий;
Решение межпредметных задач;
Выполнение межпредметных домашних заданий;
Выполнение межпредметных контрольных работ.
Но данные методические приемы действуют только в рамках определенных форм организации обучения:
Интегрированный учебный день;
Межпредметный факультатив;
Межпредметная внеклассная работа;
Комплексные формы организации обучения (комплексная экскурсия, комплексный семинар, общественный смотр знаний);
Межпредметный урок.
При изучении и апробации вышеизложенных форм организации материала и методов обучения, выявлено следующее:
оптимальными для использования в классно-урочной системе кадетской школы являются: комплексные формы организации обучения (комплексные экскурсии, комплексные семинары, общественные смотры знаний) и межпредметные уроки;
не имеет смысла, на данном этапе, использование интегрированного учебного дня, ввиду того, что расписание уроков должно быть составлено с учетом последовательного раскрытия рассматриваемой идеи;
не имеет смысла вводить факультативные занятия в виду отсутствия учебных часов в учебном плане;
не удалась межпредметная внеклассная работа с учащимися в виду их загруженности во второй половине дня в спортивных секциях.
Практические результаты учебной и педагогической деятельности также позволяют сделать вывод об эффективности межпредметной интеграции в 8-9 классах. Они отражены в Приложениях к аналитическому отчету.
Так, при сравнительном анализе годовых оценок в-восьмых и девятых классах за три года отмечено увеличение количества хороших оценок и уменьшение числа неудовлетворительных. Хотелось бы также отметить, что интерес к изучению химии есть даже среди тех учащихся, которые имеют удовлетворительные оценки, а это чаще всего свыше 50% учащихся. Отраден тот факт, что из учащихся,
имеющих базовый уровень знаний, поступают в учебные заведения с предметами химико-биологического цикла. Значит - полученные знания прочны и они могут ими пользоваться.
Иногда выбор некоторых девятиклассников падает на экзамен по химии. Как правило, у учащихся к концу девятого класса, исчезают иллюзии по поводу легкости сдачи экзамена по химии. И уже к итоговой аттестации ученики сознательно выбирают экзамен по предмету в виде билетов, с пониманием всей сложности и ответственности этого выбора. Мотивация подобного выбора заключается в том, что экзамен служит проверкой сил и знаний по предмету. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся свидетельствует о том, что динамика образованности имеет тенденцию к положительному росту, особенно оптимальный уровень образованности.
Но, как правило, экзамен по предмету выбирается не ежегодно и незначительным количеством учащихся, а качество полученных знаний у всех учащихся класса необходимо отследить. Поэтому, в конце девятого класса, ученики, не выбравшие экзамен по предмету, защищают свою проектную работу на заданную тему, например, «Химия в моей будущей профессии» или «Химия и …».
Кроме качества образования необходимо учитывать и качество образовательного процесса, одной из сторон которого является динамика
развития учащихся. Поскольку учащиеся начинают изучать химию с восьмого класса, то проследить динамику успеваемости учащихся в конкретном коллективе с 8-9 класс довольно не сложно. На сегодняшний день это учащиеся 10 класса. Анализ результатов учебной деятельности учащихся свидетельствует о том, что динамика образованности имеет тенденцию к положительному росту.
Одним из показателей продуктивности является социальная адаптация учащихся. Она состоит в реализации жизненных планов, в творческой деятельности учащихся, связанной с предметом «Химия». В этой связи хотелось бы отметить, что каждый год выпускники школы, 9 и 11 классов, поступают в такие учебные заведения, где продолжают изучение химии. Это в первую очередь медицинский и фармакологический колледжи в г. Н. Тагиле и г. Екатеринбурге (3 человека), пединститут - отделение химия-биология (1 человек), ОБЖ - химия (3 человека), Уральский политехнический институт - технолог химического производства (2 человека), горно-металлургический колледж г. Н. Тагил (4 человека). Но в ходе педагогической деятельности выявились некоторые проблемы и противоречия.
Во-первых, на мой взгляд, одной из важных проблем является проблема согласованности педагогической деятельности, особенно среди педагогов-предметников естественнонаучного цикла: только согласованность и системность в работе способна обеспечить эффективность педагогической работы в целом. В новых условиях работы интеграция должна помочь в решении выстраивания содержания кадетского образования.
Во-вторых, ярко выявилась проблема отсутствия материально-технического, наглядно-методического обеспечения по межпредметной интеграции.
В-третьих, школьники не умеют работать в группе. Дети часто поставлены в ситуацию обучения «в одиночку», а их обязательно следует научить эффективно, взаимодействовать с другими членами группы по достижению общего результата, что формирует успешную социализацию личности. Это одно из требований Государственного Образовательного Стандарта и важнейшее условие жизненной успешности.
Поэтому для собственной педагогической деятельности в следующий межаттестационный период мною выбрана цель по организации групповой деятельности учащихся на уроках химии в 10-11 классах.