Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир для 4 класса
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска
«Гимназия № 1»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель УМО: Руководитель УМС: Директор:
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Колокольцова Н.Н., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 13LINK consultantplus://offline/ref=6651BE230285D4F35481B52772CF659E88BC89383ADB6720BEAFFEB849ABB3A94937FE644CA82F35b7pAM \o "Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 \"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373\" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707){КонсультантПлюс}"14№ 124115, от 22.09.2011 13LINK consultantplus://offline/ref=6651BE230285D4F35481B52772CF659E88BF8A3E32DB6720BEAFFEB849ABB3A94937FE644CA82F35b7pAM \o "Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 \"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373\" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540){КонсультантПлюс}"14№ 235715, от 18.12.2012 13LINK consultantplus://offline/ref=6651BE230285D4F35481B52772CF659E88B98B3F3BD36720BEAFFEB849ABB3A94937FE644CA82F35b7pAM \o "Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060 \"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373\" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26993){КонсультантПлюс}"14№ 106015, от 29.12.2014 13LINK consultantplus://offline/ref=6651BE230285D4F35481B52772CF659E88BA8C3C3FDE6720BEAFFEB849ABB3A94937FE644CA82F35b7pAM \o "Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 \"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 \"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования\" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916){КонсультантПлюс}"14№ 164315, от 31.12.2015 № 1576).
Основная образовательная программа начального общего образования БОУ
г. Калачинска «Гимназия №1»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.в 2ч.М.: Просвещение, 2011.
Программа Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.М. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Учебник: __ Окружающий мир. 4 класс. Автор: Н.Ф.Виноградова. Москва «Вентана-Граф»,.2013
Количество часов (по программе) 68ч в неделю 2 ч
Выполнение практической части:
Экскурсии- 2
Практическая работа – 5
ПДД – 3
ОБЖ - 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Содержание учебного предмета
1класс (66ч)
Введение. Этот удивительный мир (1ч).
Что такое окружающий мир. Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы – школьники (2ч)
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье (6ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.) Ориентироваться при решении учебных задач и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить на большой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимость между явлениями живой и неживой природы. Описывать внешние признаки растений. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и роста людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья(2ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна – Россия. Родной край (15ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться.
Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентировать в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-эстетические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
2класс (68ч)
Введение. Что нас окружает (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия
«Читать» информацию, представленную в виде схемы;
сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия
Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией; Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.
Москва столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы.
Санкт-Петербург северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Родной край частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси. Знать флаг и герб России. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их; Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
Мы жители Земли (9 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение живые существа.
Универсальные учебные действия
Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); Выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы; Называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
Природные сообщества (23 ч)
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия
Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа; Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); Различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; Составлять небольшое описание на тему «Лес сообщество»; Моделировать на примере цепи питания жизнь леса; Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу; Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; Проводить несложные опыты по определению свойств воды; Отличать водоем от реки как водного потока; Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада); Приводить примеры лекарственных растений луга; Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы; Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
Природа и человек (2ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; Приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Экскурсии.
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы.
Составление режима дня для будней выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3класс (68ч)
Земля – наш общий дом (7ч.).
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории Солнечная система. Солнце - звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойство воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха». Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее; характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света; устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; называть источники воды, характеризовать различные водоемы; моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
Человек изучает Землю (4 ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты - методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая ). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (26ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравления грибам.
Животные – часть природы. Роль животных в природе.
Животные и человек . Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.
Растение – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия
Объяснять отличия грибов от растений; различать грибы съедобные от ядовитых. Характеризовать роль животных в природе; Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных; Характеризовать животное как организм; Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; Приводить примеры (конструировать)цепи питания; Составлять описательный рассказ о животных разных классов; Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных; Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. Характеризовать значение растений для жизни; Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их; Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; Проводить несложные опыты по размножению растений; Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11 ч)
Название русского государства в разные исторические имена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти; Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи; Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчание на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержение последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12 ч)
Из истории имён. Какими людьми были наши предки. Какие предметы окружали русских людей. Русская трапеза. Боги древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси.
Универсальные учебные действия Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»; Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (7 ч.)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.) Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство, Первые славянские поселения, древние города(Великий Новгород, Москва, Владимир)
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и « мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человека, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музей, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их; рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника; приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России; называть древние города, описывать их достопримечательности; ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
4класс (68ч)
Человек живое существо (организм) (16 ч)
Человек живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Твое здоровье (12ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек часть природ (2ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых больных.
Универсальные учебные действия
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Человек среди людей (5ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомымилюдьми.
Универсальные учебные действия
Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края(10ч)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Находить на карте равнины и горы России(своего края).Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям). Обобщить информацию о странах-соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран-соседей России.
Человек - творец культурных ценностей(12ч)
Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусствоXVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять», его характеристику конкретными примерами. Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические имена). Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек – защитник своего Отечества (5ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.
Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными воинами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии.
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы.
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3ч) Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия Характеризовать права и обязанности граждан России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Технологическая карта раздела №1
Название раздела: Человек – живое существо (организм)
Время изучения: 16 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
1
1
Организм человека.
ОБЖ «Человек среди людей»
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Применять правила здорового образа жизни
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья
2
2
Нервная система
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Применять правила здорового образа жизни
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Составление плана пересказа на тему « Нервная система человека»
3
3
Двигательная система организма человека
Характеризовать условия роста и развития организма
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.
Чтение и обсуждение текстов « Скелет-опора тела», «Мышцы умеют сокращаться»
4
4
Пищеварительная система. Правильное питание как условие здоровья
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Различать полезные и вредные привычки
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Подготовка памятки «Как беречь зубы»
5
5
Дыхательная система
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Составление памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе»
6
6
Кровеносная система
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Диалог « Почему кровеносную систему называют транспортной ?» Чтение и пересказ текста «Кровь и её значение»
7
7
Сердце- главный орган кровеносной системы. Практическая работа. 1 «Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок»
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Чтение и обсуждение текста «Сердце-главный орган кровеносной системы»
8
8
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Работа самостоятельно с текстом учебника .
9
9
Кожа
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой
Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Составление памятки « О коже нужно заботиться»
10
10
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Работа с заданием в учебнике и тетради
11
11
Как человек воспринимает окружающий мир. Слух
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Пересказ текста «Этот удивительный мир»
12
12
Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Диалог : обсуждение высказанных предположений «Какую роль играет обоняние в жизни человека и животных?»
13
13
Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус. Осязание
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Работа с заданием в учебнике и тетради
14
14
Мир чувств.
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Различать эмоциональное состояние окружающих людей
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Составление рассказа-повествования по картине В.Перова «Тройка» по коллективно составленному плану
15
15
Внимание
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Различать эмоциональное состояние окружающих люд ей
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Диалог : обсуждение высказанных предположений «Зачем человеку внимание?»
16
16
Память
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Различать эмоциональное состояние окружающих людей
Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Составление памятки «Развивай память!»
Технологическая карта раздела №2
Название раздела: Твоё здоровье
Время изучения: 12 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
17
1
Режим дня школьника. Практическая работа 2 «Составление режима дня школьника»
Создавать условия для организации здорового образа жизни. Составлять свой режим дня
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Диалог «Какие условия надо соблюдать при составлении режима дня» .Составление режима дня
18
2
Здоровый сон.
Правильное питание
Знакомство детей с правилами питания
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Чтение и пересказ рубрики « Здоровый человек- здоровый сон»
19
3
Правила закаливания
Создавать условия для организации здорового образа жизни
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Работа с рубрикой
« Жил на свете человек»
20
4
Можно ли снять усталость?
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление памятки «Как снять усталость»
21-22
5-6
Вредные привычки
Правилам поведения , правилам безопасного поведения
Различать полезные и вредные привычки
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление текста-рассуждения Составление плана ответа на вопрос « Что вносят в жизнь человека вредные привычки?»
.
23-24
7-8
Когда дом становится опасным.
ОБЖ , ПДД «Когда дом становится опасным»
Моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление памяток; обсуждение опасных жизненных ситуацией
25-26
9-10
Улица полна неожиданностей.
ОБЖ ,ПДД «Улица и дорога»
Моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление памяток; обсуждение опасных жизненных ситуацией
27
11
Если случилась беда.
Практическая работа 3
« Оказание первой помощи при несчастных случаях»
Моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление памяток; обсуждение опасных жизненных ситуацией
28
12
Если гроза застала тебя на прогулке.
ОБЖ «Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными»
Моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости беречь своё здоровье
Составление памяток; обсуждение опасных жизненных ситуацией
Технологическая карта раздела №3
Название раздела: Человек –часть природы
Время изучения: 2 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
29
1
Чем человек отличается от животных
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка
Различать эмоциональное состояние окружающих людей
Владение методами : представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению
Диалог-обсуждение « Чем человек отличается от животных?»
30
2
От рождения до старости
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка
Различать эмоциональное состояние окружающих людей
Владение методами : представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям
Составление плана текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь»
Технологическая карта раздела №4
Название раздела: Человек среди людей
Время изучения: 5 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
31
1
Поговорим о доброте
Оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры проявления доброты, честности, смелости
Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям
Работа с крылатыми выражениями. обсуждение жизненных ситуаций с нравственных позиций
32-33
2-3
Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости
Оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры проявления доброты, честности, смелости
Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям
Составление плана по теме : «Что такое справедливость»
34
4
Умеешь ли ты общаться?
Оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры проявления доброты, честности, смелости
Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям
Составление памятки «культура речи»
35
5
Общение с незнакомыми людьми. ОБЖ
Оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры проявления доброты, честности, смелости
Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение
Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
Осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям
Составление памятки «Если в дверь позвонили»»
Технологическая карта раздела №5
Название раздела: Родная страна : от края до края
Время изучения: 10 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
36
1
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра
Описывать характерные особенности природных зон России
Определять особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Экологические представления об охране природы человеком
Сравнение картины Арктики и тундры. Пересказ текстов «знакомься 6 наша Родина»
37
2
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов
Описывать характерные особенности природных зон России
Определять особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Экологические представления об охране природы человеком
Работа с таблицей
38
3
Природные зоны России.
Степь и пустыни. Влажные субтропики
Описывать характерные особенности природных зон России
Определять особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Экологические представления об охране природы человеком
Работа с таблицей
39
4
Почвы России. Охрана почв
Описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности
Определять состав почвы
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает»
Работа с рубрикой «этот удивительный мир»
40
5
Рельеф России.
Практическая работа 4 «Работа с картой»
Находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане
Определять местоположение, особенности рельефа
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Экологические представления об охране природы человеком
Работа с картой
41
6
Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина: особенности, положение на карте
Находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане
Определять местоположение, особенности рельефа
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Экологические представления об охране природы человеком
Работа с картой
42
7
Как возникали и строились города
Находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане
Характеризовать города как населенные пункты
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию
Работа с рубрикой
« Вспомни»
43
8
Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий
Находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане
Характеризовать города как населенные пункты
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию
Подготовка сообщений
« Кремлёвские города»
44-45
9-10
Россия и её соседи : Япония, Китай, Финляндия, Дания
Составлять рассказ-описание о странах – соседях России
Определять особенности природы, жизни, труда, быта других народов, стран
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Уважение к народам других стран и людям разных национальностей
Творческое задание.(воображаемая ситуация) « Ты житель города»
Технологическая карта раздела №6
Название раздела: Человек-творец культурных ценностей
Время изучения: 14 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
46-47
1-2
Что такое культура.
Из истории письменности
Соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины
48-49
3-4
О первых школах и книгах
Рассказывать об вкладе в развитие общества и его культуры
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Подготовка сообщения «Первая «Азбука»
50
5
Чему и как учились при Петре 1
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Чтение текста « Как развивалось образование после Петра 1»
51-52
6-7
Русское искусство до 18 века
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Работа с иллюстративным материалом: описание произведений художественного искусства Древней Руси. Рассказ-описание «Гусляры»
53-54
8-9
Искусство России 18 века
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Обсуждение текста "Архитектура» Сообщение о художниках 18 века
55-56
10-11
Золотой век русской культуры. (19 век)
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Составление небольшого сообщения о поэте или писателе 19 века
57
12
Экскурсия в краеведческий музей
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Составление небольшого сообщения о поэте или писателе 19 века
58
13
Искусство России 20 века
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Игра-путешествие по Москве : «Архитектурные памятники столицы»
59
14
Произведения художников России.
ПДД
Экскурсия в художественный музей
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи; называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ;изменение государственного устройства ;события в культурной жизни
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)
Понимание особой роли России в мировой истории
Подготовка сообщения « наши любимые детские писатели»
Технологическая карта раздела №7
Название раздела: Человек –защитник своего Отечества
Время изучения: 5 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
60-61
1-2
Как Русь боролась с половцами. Битва на Чутском озере. Куликовская битва
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны
Владение рассуждением, описанием, повествованием
Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир
Описание схемы боя А.Невского со шведскими захватчиками Пересказ текста «Куликовская битва» от первого лица
62
3
Отечественная война 1812 года
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи, называть их даты
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны.(войны)
Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение)
Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир
Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек»
63-64
4-5
Великая Отечественная война 1941-1945г.
Практическая работа 5 «Работа с исторической картой»
Описывать основные события в жизни России в разные исторические эпохи, называть их даты
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны.(войны)
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир
Создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала
Технологическая карта раздела №8
Название раздела: Гражданин и государство
Время изучения: 4 ч
№
№ урока
Дата
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
65
1
Россия- наша Родина. Русский язык –государственный язык России
Описывать основные события культурной жизни России; называть их даты; называть имя президента
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу
Обсуждение проблемы : «Кого называют патриотом»
66
2
Права и обязанности граждан России
Различать (называть)символы современной России
Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны - Российская Федерация
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность
Рассказ-рассуждение «права гражданина России»
67
3
Промежуточная аттестация. Тест
68
4
Символы государства
Различать (называть)символы современной России
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны - Российская Федерация. Знание несколько национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (обобщение, анализ, доказательства и др.)
Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Уважение к символике государства
Работа с иллюстративным материалом : сравнение и описание символов России. абота с иллюстративным материалом :сравнение и описание символов России.Слушание гимна России.ударства.Слушание гимна России
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Окружающий мир»
Основные средства обучения
1
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: программа: 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф,2013
2
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир. 1 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Москва «Вентана-Граф»,.2013
3
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразова-
тельных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2013
4
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2011
5
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012
Дидактические пособия
1
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс» - М.: Вентана – Граф, 2010.
2
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях» - М. : Вентана – Граф, 2013
3
Виноградова Н. Ф., Калинина Г. С. Окружающий мир: тетрадь 3 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2011
4
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – В 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2012
Методические материалы для учителя
1
Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие - М. : Вентана – Граф, 2010
2
Окружающий ми: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2005
3
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», Москва, Вентана-Граф, 2008.
4
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», Москва, Вентана-Граф, 2008.
5
Беседы с учителем: 3 класс четырёхлетней начальной школы/ под ред. Л.Е.Журовой. – М.:Вентана-Граф, 1999.
6
Беседы с учителем: 4 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2005
7
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 3-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2011
Раздаточный материал и оборудование
1
Глобус, компас, микроскоп , лупа
2
Модели форм поверхности Земли
3
Модели систем органов организма человека
4
Гербарии; муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы)
5
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант)
6
Термометры для измерения температуры воздуха, воды
7
Часы с синхронизированными стрелками
8
Микроскоп
9
Коллекции полезных ископаемых
10
Коллекции плодов и семян растений
11
Живые объекты (комнатные растения.)
12
Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.)
13
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)
14
Географические и исторические настенные карты. Атласы.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
15
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.)
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
16
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
17
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
18
Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
Электронное учебное пособие
19
http://www.nachalka.com
20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
Магнитная доска
Музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы
Фотоаппарат
Заголовок 1>ђЗаголовок 315