Конспект урока по математике на тему: Сложение целых чисел


Сложение целых чисел
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на уроке. (слайд 1) «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Жан Жак Руссо.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (слайд 2)
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
(слайд 3) Лист самооценки
На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и рядом сидящего одноклассника по критериям, которые указаны в листе самооценки.
- где критерии самооценки ФИ впишите свое имя и фамилию;
- где критерии оценки одноклассника ФИ впишите имя и фамилию одноклассника.
2. Актуализация знаний.
(слайд 4)
(на PAINT вывести)
На столах лежат карточки, где записан доход и расход. Давайте вспомним – каким знаком мы обозначаем выигрыш, доход? А каким знаком проигрыш, расход?
Обсудите в паре ход решения и заполните таблицу.
Доход 9 5 4 10
Доход 11 Расход 4 3 7 10
Расход 5 Результат +20 -9 +2 -3 0
Математическая запись +9+(+11) (-4)+(-5) +5+(-3) +4+(-7) +10+(-10)
1 человек заполняет у доски, кто может добавить – выйти, дописать.
Проблема: 1) не знаем как правильно записывать сложение отрицательных чисел и сложение чисел с разными знаками.
2) а складывать такие числа мы умеем?
(слайд 5) - попробуйте сформулировать тему нашего урока (обсудите).
(слайд 6) Открываем тетради и записываем число, классную работу и темы нашего урока.
(слайд 7) - Чем мы будем заниматься на уроке? (обсудить)
(на деревянной доске выписать) задачи: 1) познакомиться с правилом сложения отрицательных чисел.
2) познакомиться с правилом сложения чисел с разными знаками.
3) научиться записывать такие суммы.
Если четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не понимаете цели и задачи урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задачи урока – 1 балл, если нет – 0 баллов.
Лист самооценки! Пункт 1.
3. Планирование действий по достижению цели.
(Слайд 8) Обсудите
- Ребята, как легче справиться с какой то проблемой в одиночку и сообща?
- Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы?
- Как достичь цели? Что для этого будем делать? (найти в книге, в интернете).
Продолжаем оценивать себя и товарища.
Лист самооценки! Пункт 2.
4. Изучение нового материала.
Знания в интернете (2 человека). Знания в книге (все остальные). Найти правила сложения отрицательных чисел, правила сложения чисел с разными знаками, математическая запись суммы таких чисел.
- Ребята, кто что нашел в книге?
- Послушаем тех, что искал знания в интернете.
- Сумма отрицательных чисел – отрицательные числа складывают, а потом в конечном результате ставят знак минус.
- сумма числе с разными знаками – из большего вычесть меньшее, и поставить знак большего числа.
Лист самооценки. Пункт 3.
5. Физкультминутка.
Вышли из за парт. Видео.
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?
Поработайте в 4-х. И выберите, кто будет от вашей группы доказывать верный или нет пример. (слайд 9)
-12+5=7 (-) =-7
47+(-35)=8(+)
34+(-49)=-15(+)
-53+19=-35 (-) =-34
-11+18=7(+)
-41+32=9(+)
Лист самооценки. Пункт 4.
Вернемся к нашел таблице доходов и расходов и заполните ее до конца. (на PAINT вывести)
Ученик доделывает ее у доски.
Лист самооценки. Пункт 5.
7. Историческая справка.
Решите примеры, замените ответы буквой, запишите полученное слово. Каждый решает сам.
М РБ Х А У ПГ Т
4 -1 -15 -2 8 0 -4 -9 1
-10 + (-5) = -15
8 + (-9) = -1
-7 + 15 = 8
-5 + 3 = -2
5 + (-1) = 4
14+ (-6) = 8
-7 + (-2) = -9
-0,5 + 0,5 = 0
-21 + 17 = -4
21 + (-20) =1
16+ (-8) = 8
Ответ: БРАХМАГУПТА.
Один ученик на доске имя выписать.
Лист самооценки. Пункт 6.
(слайд 11) Брахмагупта – индийский математик, жил в 7 веке.
Он представлял положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долги».
И излагал правила сложения так:
-сумма двух «имущество» есть «имущество»;
-сумма двух «долгов» есть «долг»;
-сумма «имущества» и «долга» равна их разности.
8. Домашнее задание.
(слайд 12) п. 9.3, 740 (а-г), 742 (а-г), 747 (а-г), найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа. Записать не менее 2 номеров.
Лист самооценки. Пункт 7.
9. Рефлексия.
В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
- Поднимите руки, у кого совпали оценки с одноклассником?
- Поднимите руки, у кого оценки не совпали?
- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
- Ребята, кто хорошо усвоил тему урока, достиг цели урока, поднимите руку?
- Если остались непонятными какие-то моменты, поднимите руку?
- Вообще не усвоили тему, поднимите руку?
Всем спасибо за урок! Всего хорошоего!