Конспект занятия по профориентации Дороги которые мы выбираем
Конспект занятия по трудовому воспитанию занятия
на тему: «Дороги которые мы выбираем» (интересы и склонности)
Задачи:
Образовательные: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. развивать кругозор, мышление;
Воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, воспитывать умение играть в команде; ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии;, положительную профессиональную мотивацию.
Форма проведения: час общения.
Материал:
на доске тема занятия, презентация,
Ход занятия.
Вступительное слово.
Ребята для того чтобы вы поняли о чем сегодня пойдет речь, я предлагаю вам разделиться на 4 группы и отгадать несколько загадок.
Скажите, кто так вкусно готовит
Щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.(фотограф)
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.(учитель)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.(водитель)
Итак наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться « Дороги, которые мы выбираем».
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус – дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3-ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? Жизнь человека – череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
( Дети дают ответы) Подведем итоги.
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
игра « Самая, самая».
Сейчас, для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру.
Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
Самая сладкая – кондитер.
Самая денежная – банкир, боксер, модель.
Самая волосатая – парикмахер.
Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.
Самая смешная – клоун, пародист.
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
Самая опасная – сапер, каскадер.
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.
Групповая работа
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа- список « Самые модные профессии».
Вторая группа-« Профессии которые всегда нужны»
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессии:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
5 проблемная ситуация « Чей это выбор».
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «давят» родители
- идут за модой
-ничего не знают о профессии, которую выбрали
- выбирают « за компанию»
- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии
- Не имеют способностей и наклонностей к профессии
- подражают героям кино и телесериалов
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
6 Мини-лекция «Формула профессии».
Что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. И так:
- хочу – это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас – технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
- могу – это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
- надо – это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности(могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).
Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба,активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.
Демонстрация осознанного выбора профессии.
Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это :1 Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
2 Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
3 Хочу стать артисткой, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Просмотр фильма «Как выбрать профессию
Тестирование
Подведение итогов ( рефлексия)
А сейчас подведем итоги.
- какие ошибки сопутствуют выбору профессии?
- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии?
- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?
- какие чувства остались у вас после нашего занятия?
Заключительное слово
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам , ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.
Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слова и честь.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»