Конспект занятия «Дороги, которые мы выбираем»
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Томмотская санаторная школа-интернат» МО «Алданский район» (МКООУСТ «ТСШИ»)
Воспитательное занятие
в 8 классе
« Дороги, которые мы выбираем»
Воспитатель:
Солкина О. А
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
«Дороги, которые мы выбираем»
Задача: дать обучающимся представление о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.
Цели:
расширить представление детей о различных профессиях;
продолжить формирование позитивного отношения к труду, профессиональному росту;
развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях;
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору;
познакомить с факторами, влияющими на выбор профессии.
Форма проведения: час общения.
Оформление: выставка книг о различных профессиях, репродукции картин, фотографии людей разных профессий за работой.
Оборудование: компьютер с проектором для показа слайдов.
Эпиграфы:
«Истинное сокровище для людей – умение трудиться» (Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия» (Стендаль)
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)
План занятия:
Вступительное слово.
Игра «Визитка».
Игра «Самая, самая».
Групповая работа.
Проблемная ситуация « Чей это выбор».
Мини лекция «Формула профессии».
Демонстрация осознанного выбора профессии.
Как овладеть профессией.
Тестирование.
Подведение итогов (рефлексия)
Заключительное слово.
Ход воспитательного занятия.
1. Вступительное слово.
Воспитатель: Ребята для того чтобы вы поняли о чем сегодня пойдет речь, я предлагаю вам разделиться на 4 группы и отгадать несколько загадок.
Скажите, кто так вкусно готовит
Щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (ответы учащихся - повар)
Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? (ответы учащихся - врач)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (ответы учащихся - фотограф)
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (ответы учащихся – учитель)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (ответы учащихся - водитель)
Воспитатель: Итак, наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться «Дороги, которые мы выбираем».
Воспитатель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сейчас, когда от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус – дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3-ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий.(слайд №1) Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? Жизнь человека – череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (слайд №2) Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
( ответы учащихся)
Воспитатель: Подведем итоги. (слайд №3).
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
2. Игра « Визитка»
Воспитатель: У меня есть несколько визитных карточек. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Сможете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах говорят: «Артист в своем деле».
3. Игра « Самая, самая».
Воспитатель: Сейчас, для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру. (слайд №4)
Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
Самая сладкая – кондитер.
Самая денежная – банкир, боксер, модель.
Самая волосатая – парикмахер.
Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.
Самая смешная – клоун, пародист.
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
Самая опасная – сапер, каскадер.
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.
4. Групповая работа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа - список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны»
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
(слайд №5) Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.
( слайд №6) Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.
Воспитатель: Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
5. Проблемная ситуация «Чей это выбор».
(слайд№7) Воспитатель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «давят» родители
- идут за модой
-ничего не знают о профессии, которую выбрали
- выбирают « за компанию»
- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии
- Не имеют способностей и наклонностей к профессии
- подражают героям кино и телесериалов
Воспитатель: (слайд №8)Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
6. Мини-лекция «Формула профессии».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишем на доске: a*b=S)? Площадь классной комнаты. А что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»? (слайд №9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. И так:
(слайд №10) - хочу – это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас – технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
(слайд №11) - могу – это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
(слайд № 12) - надо – это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
(слайд №13) Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).
Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.
7. Демонстрация осознанного выбора профессии.
Воспитатель: Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это:
1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
3. Хочу стать артисткой, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Воспитатель: Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
8. Как овладеть профессией.
Воспитатель: В соответствии с Законом об образовании РФ., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.
Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.
9. Тестирование.
Воспитатель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 мин.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тексту.
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Воспитатель: Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
10. Подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель: А сейчас подведем итоги.
- какие ошибки сопутствуют выбору профессии? (ответы учащихся)
- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (ответы учащихся)
- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?(ответы учащихся)
- какие чувства остались у вас после нашего занятия? (ответы учащихся)
11. Заключительное слово.
Воспитатель:
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко! И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам , ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.
Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слова и честь.
(слайд №14)
Каждый из вас задумывался о том, какую профессию выбрать. Существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно. Что же нужно учитывать при выборе профессии? Первое – это интерес. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что – либо на компьютере, третьему – исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать её в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться. Второе, на что нужно обращать внимание, - это склонности. Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кроме интересов и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми способностями для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать. Вы можете выявить непригодность к выбранной профессии: например, отклонения в здоровье, не совместимые с данной профессией (человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента (меланхолик не должен выбирать профессию, где нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция). Годность к профессии означает, что противопоказаний к выбранной области труда нет. Соответствие профессии означает, что противопоказаний нет и при этом есть некоторые личные качества, необходимые для выполнения работы по данной профессии, или успешный опыт практической деятельности в данной области. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, соответствие всем требованиям выбранной профессии.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». (слайд №15).
В заключении я хочу вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задуматься ещё в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.