Работа над выразительностью исполнения в классе домбра


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ
В КЛАССЕ ДОМБРА»
Проведено «11» ноября 2016 г.
Преподаватель: Нурадинова А.А.
Обучающийся 4 класса Муратова Г.
Концертмейстер: Шындыбаева З.М.
Байконур
2016г.

План урока
I. Организационная часть
1. Вводное слово преподавателя 2 мин.
2. Подготовка игрового аппарата к уроку 4 мин
а) гамма B-dur;
б) этюд - G (А.Жайымов).
II. Основная часть
1. Работа над штрихом "шертпе"
а) упражнение №1
б) О.Айтуганов "Талшыбық" (I-часть). 5 мин.
2. Работа над беглостью пальцев и артикуляцией:
а) упражнение №2 с хроматизмом;
б) упражнение №3; 3 мин.
в) Курмангазы "Саранжап" 5 мин.
3. Разминка 2 мин.
4. Работа над pizzicato: 3 мин.
а) упражнение №4
б) "Маусымжан" каз.нар.песня5. Работа над малым tremolo: 4 мин.
а) упражнение №5;
б) "Елiм-ай" каз.нар.песня6. Работа над большим tremolo: 4 мин.
а) упражнение №6, №7;
б) Этюд-G (К.Сахарбаева).
7. Игра наизусть с концертмейстером: 5 мин.
Е.Усенов "Балдырғандар биі"
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов 2 мин.
2. Домашнее задание, оценка учащегося 1 мин.
Открытый урок
педагога Нурадиновой А.А.
с ученицей 4 класса Муратовой ГулданойТема: "Работа над выразительностью исполнения в классе домбра"
Цели:
Обучающая
- правильная постановка рук при изучении различных штрихов, влияющих на развитие исполнительских и технических возможностей у учащихся начальных классов обучения.
Развивающая
- развитие общего и музыкального кругозора;
- развитие музыкального мышления;
- развитие художественного вкуса;
Воспитательная
- воспитание интереса к музыкальным занятиям;
- воспитание важных качеств характера, таких как, внимание, трудолюбие, терпение и упорство.
Задачи:
1. Развитие исполнительских и технических навыков с использованием различных домбровых приемов.
2. Развитие навыков ощущения музыкального образа и умение передачи смысла музыкальной речи с помощью средств выразительности.
Оснащение урока: музыкальный инструмент - домбра, нотный материал, дидактические материалы, аудиозапись.

Ход урока
I. Организационная часть
1. Приветствие. Представление ученика.
2. Сообщение темы урока. Настрой ученика на творческую работу.
3. Подготовка игрового аппарата к уроку:
а) гамма B-dur (однооктавная) - игра по терциям, различным ритмическими рисунками;
б) А.Жайымов "Этюд-G". Игра в подвижном темпе, соблюдая штрихи, связывая ноты скользящими 4-м пальцем.
II. Основная часть
1. Работа со штрихом шертпе:
а) упражнение №1;
б) О.Айтуганов "Талшыбык" (I-часть).
Для освоения данного штриха я выбрала упражнение, которое способствует правильной постановке левой руки, а использование vibrato позволяет немного удлинить ноту. Кисть правой руки лежит прямо, свободно, шертпе вниз берется с легким щелчком, мягко, без грубых царапаний, и его не нужно путать с arpegato.
При исполнении кюя ученица старалась применять все приемы, которые мы применяли при работе над упражнением.
2. Работа над беглостью пальцев:
а) упражнение №2;
б) упражнение №3;
в) Курмангазы "Саранжап".
Чтобы выработать беглость, я выбрала упражнения с хроматизмом и с довольно сложной артикуляцией для начального класса с последовательностью пальцев: в восходящем движении 1-3-2-4; в нисходящем движении 4-2-3-1. Ученица старалась играть связно, не отрывая нотку от нотки, держа кисть правой руки собранно, не акцентируя взмах вверх.
Эти приемы, думаю, помогли ученице при разучиваний кюя Крумангазы "Саранжап". Данное произведение относится к героическим кюям. Характерные скачки, форшлаги требуют больших технических возможностей, поэтому мы уделяем большое внимание на отрабатывание более сложных моментов кюя. Прослушивая аудиозапись кюя, мы поработали над характером произведения и над штрихами.
3. Разминка
4. Штрих pizzicato бывает двух видов:
а) штрих вниз большим пальцем правой руки П- мягкое pizz - упражнение №4;
б) Штрихи П и V указательным пальцем правой руки острое pizz - упражнение №5;
в) "Маусымжан" каз.нар. песня.
5. Если играть острое pizz очень часто и мелко, то получится малое tremolo:
а) упражнение №6;
б) "Қарлығаш" каз.нар. песня
Правильная постановка острого pizz очень важна, особенно, для постановки малого tremolo. Большой палец правой руки лежит прямо, свободно, приглушая верхнюю струну, а кисть уходит перпендикулярно вниз, поэтому указательный палец касается струны лишь краешком и мягко гладит ее. Остальные пальцы двигаются вместе с указательным, тем самым помогая ему, а кисть остается неподвижной.
6. Если штрихи кистью П и V, брать очень мелко, то получится большое tremolo:
а) упражнение №7;
б) упражнение №8;
в) "Этюд" G Сахарбаева К.
При наборе большого tremolo работают только большой и указательный пальцы правой руки, а кисть само-собой присоединяется.
7. Игра наизусть с коцертмейстером:
Е. Усенов "Балдыргандар биі"
а) работа над отдельными эпизодами (цифры 5,6,7);
б) игра вместе с концертмейстером все произведение полностью с динамическими оттенками.
III. Заключение
1. Подведение итогов.
2. Задание на дом.
3. Оценка учащегося.