Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» 
ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
им. П.И.Федулова
Петр Ильич Чайковский
«Детский альбом»
Педагог дополнительного образования
Колк Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
2016
Цель занятия:
познакомить с пьесами «Детского альбома» в фортепианном и оркестровом исполнении.
Задачи: развивать навыки активного слушателя, умеющего слушать и услышать;
	вызвать интерес к музыке «Детского альбома»;
вызвать желание исполнять эту музыку;
развивать умение говорить правильно.
Применяемые технологии: сотрудничества, 
работа в группах
	Слайд № 1
Ребята! Все то, о чем я буду вам рассказывать, произошло в маленьком далеком уральском городке Воткинске173 года назад. Была весна, 25 апреля 1840 года. 
В семье горного инженера Ильи Чайковского родился мальчик. Его назвали Петром. Никто тогда и не подозревал, что мальчик этот будет знаменитым композитором, Петром Ильичом Чайковским, который прославит российскую музыку на весь мир. А город, в котором он родился, будет  называться Чайковский. 
Слайд № 2
Давайте рассмотрим этот портрет. Мы видим доброе лицо человека, его  внимательный взгляд.
Это П.И.Чайковский. Сегодня мы будем знакомиться с музыкой этого композитора и Чайковский написал много разной музыки, это серьезные произведения: оперы, балеты, симфонии.
Слайд № 3 
Перед вами зал одного из красивейших театров мира. Это зал Большого театра в Москве. Постарайтесь  попасть на спектакль в Большом театре, вам очень понравится!  Зал полон, публика сидит на местах.  В глубине зала расположена богато украшенная ложа, это места царской семьи. Идет спектакль. 
Слайд № 4 
  Мы видим сцену из балета «Лебединое озеро». Это сказка, где добро победило зло. Балет – спектакль, в котором не говорят, не поют, а танцуют. Все мысли и чувства выражены в танце. Слово балет пришло к нам из Франции. Балет«Лебединое озеро» идет на сценах всех театров мира.
Но вернемся к рассказу о Чайковском.
Для того, чтобы дать ребенку хорошее образование, Петра в детском возрасте отправили в Петербург (в нашем городе есть улица, которая носит имя композитора). Закончив обучение в училище правоведения, по обычаю того времени, Петр отправился в путешествие по Европе. Он побывал в Италии, Германии, Франции. Ему была очень интересна музыка этих стран и народов их населявших.
Педагог: предлагаю послушать «Немецкую песенку» в исполнении  Островской Людмилы.
  Вопросы: в каком ладу написана эта пьеса, какое у нее настроение? 
Как спеть песенку, слов которой мы не знаем? 
Ответы детей:  она веселая, мажорная;
 мелодия плавная, ее можно напевать даже без слов;
можно напевать и еще танцевать. 
Путешествуя по Франции, Чайковский увидел много старинных замков, узнал старинные песни и записал мелодию одной из них. Звучит «Старинная французская песенка» в исполнении Усачевой Алины.
Слайд № 5
Перед нами группа людей в старинных костюмах. Кто – то прогуливается, женщина укачивает малыша. На переднем плане музыкант, он наигрывает, вероятно, на гитаре, что –  то спокойное и негромкое.
 Вопросы: как бы вы описали эту картину?  О чем поет молодая дама с нотами в руках?
Ответы детей: музыка грустная, плавная. 
Наверное, было в ее жизни что – печальное. 
Музыка минорная. Было и другое настроение – музыка звучала быстрее, но потом вернулась тихая и плавная. Очень красивая музыка.
Из Франции перенесемся в Италию, солнечную и теплую. Музыка звучит повсюду. Распевают лодочники, разносчики товаров, мальчишки на улицах. Сейчас прозвучит «Неаполитанская песенка». Чайковский так назвал ее в честь города Неаполя, прославившегося своими певцами. Играет  Белова Виктория. 
Вопросы: расскажите, пожалуйста, что вы услышали в этой музыке, что себе представили?
Ответы детей: она тоже веселая, даже веселее, чем «Немецкая песенка». 
Мажорная. 
Ее тоже можно напевать, но  потом музыка очень быстрая, похожа на танец.
Музыка радостная, очень понравилась. Представила себе веселый праздник.
Педагог: эту песенку  Чайковский включил в свой балет «Лебединое озеро». Давайте посмотрим эту сцену в исполнении артистов балета.  Услышим, как эта музыка звучит в исполнении симфонического оркестра. 
Дети: здорово! Очень красиво. В оркестре – это звучит как-то совсем по-другому,
ярче,  интереснее.  	
Итак, путешествие закончилось, и мы вместе с Чайковским возвращаемся в Россию. Петр Ильич гостит в имении своей сестры, у нее семеро детей. Чайковский наблюдает за играми детей, сам играет с ними. Игры у девочек и мальчиков разные. Племянник Володя учится играть на рояле. Он не любит играть упражнения и гаммы. Для того, чтобы занятия музыкой стали интереснее, Чайковский пишет 24 пьесы для фортепиано. Называет этот сборник «Детский альбом» и посвящает его своему племяннику Володе Давыдову. Вся музыка, которую мы сегодня слушаем из «Детского альбома».   Мы услышим сейчас новую пьесу. Я не буду называть ее. Попробуйте догадаться  с какими игрушками и кто играет?
Слушаем музыку, звучит «Марш деревянных солдатиков». Играет Чернов Гордей
Ответы детей: похоже на марш; нет, не марш, он тихий, легкий, маленький.  
Музыка четкая и хочется шагать. Мнения разделились.
Педагог: ну, что же, придется вам помочь. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на эту сценку.
	   Слайд № 6
Ответы детей: солдатики! Это игрушки. Они маршируют. Смешные. 
Вон как стараются. Это не настоящие солдаты.
Педагог: марш тоже не настоящий? – настоящий, только игрушечный!
Послушаем, как играют девочки. 
Слайд № 7 
Звучит пьеса «Новая кукла» (аудиозапись).
Педагог: в каком темпе она звучит?  
  Какое настроение у этой музыки?
  Расскажите, что вы представили, увидев эту картинку?
	Ответы детей: быстрая музыка; темп аллегро.
	Радость, счастье, волнение и т.д.
	 	Праздник. Наверное, это Новый год или день рождения. 
Девочка получила подарок. Она очень рада. 
	Педагог:  да, вы все сказали правильно. Молодцы! День подходит к концу и детям пора спать. В те времена не было телевизора и передачи «Спокойной ночи, малыши». Сказку рассказывала бабушка или старенькая няня. Дети просят рассказать страшную сказку. Няня рассказала сказку, в которой Иван-царевич, серый волк, Василиса премудрая и баба-Яга победили Кощея. Звучит пьеса «Баба-Яга» в исполнении симфонического оркестра.
Слайд № 8
Педагог: какое настроение у этой музыки?
Какой темп?
Как вы думаете, что делает эта старушка?
Посмотрите на картинку. Музыка, которую вы слышали, подходит нашей Яге?
Ответы детей:   решительное, грозное, тревожное и т.д.
Темп скорый, быстрый, аллегро.
Она летит в своей ступе с метлой, машет ею.
Думаю, нет. Эта Яга не злая, она улыбается, и она помогает Ивану-царевичу. Она смешная.
Педагог:  молодцы!  
После няниной сказки девочки и мальчики заснули. Но взрослые еще не спят.
В доме праздник, бал  в честь Нового года. Бал-это праздник, главная часть которого танцы.  Они в красивой одежде. Дамы в вечерних платьях, мужчины надели фраки. Все собрались в большой гостиной. Играют музыканты. Звучит музыка: «Вальс»  в исполнении симфонического оркестра.
Слайд № 9
Педагог:  каждая группа  составляет совместный устный рассказ. Выберите того, кто от вашей группы будет говорить о том, то вы услышали, представили и увидели.
Детей, выбранные группой:  пришли гости. Они в красивой одежде. Стоит украшенная игрушками елка. Играют музыканты. Все танцуют. Это очень красиво. Музыка плавная, кружащаяся, напевная – она такая вначале вальса и в конце. Серединка другая, это вроде передышки, чтобы потом опять танцевать. Это будто Дед Мороз пришел на бал.
Педагог: вы составили хорошие рассказы, правильно отвечали на вопросы. Проделана большая работа, так как слушать и понимать музыку – это труд. Труд приятный и полезный для ваших души и сердца. 
Заключение: ребята мы расстаемся, но только  на сегодня с Петром Ильичом Чайковским и его музыкой. Как вы думаете, кому все-таки подарил композитор» Детский альбом»? Какие пьесы из него вам хотелось бы разучить? 
Ответы детей: композитор сделал этот подарок своему племяннику Володе;
		он сделал этот подарок всем детям, кто учится играть;
он сделал этот подарок всем, кто любит музыку.
Педагог: замечательно! Какие вы молодцы!
Слайд № 10 
Композитор сидит  в кресле. Он в глубоком раздумье. За его спиной видны листы с нотами, а справа силуэт балерины в костюме лебедя. Композитор сочиняет музыку. Не будем ему мешать. Попрощаемся и тихо все вместе скажем: «СПАСИБО!»
15