Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»


Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»
Цель: познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского и развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, высказываться по поводу произведения, развивать умение передавать в движении различные музыкальные образы.
Задачи: 
Приобщать детей к классической музыке и обогащать музыкальные впечатления детей;
Формировать музыкальный вкус.;Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное  содержание.
У: Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
(Дети называют композитора П. И. Чайковского)
У: А кто же он по профессии?
Дети: Композитор.
У: Правильно! Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.
(Дети рассказывают о композиторе все, что знают)
У: Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома». Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
У: Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
У: Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?
(Дети называют)
У: (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)
У: А теперь обратите внимание, что у меня в руках?
Дети: «Детский альбом» П. И. Чайковского.
У: А что вы о нем знаете?
(Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме»)
У:
Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
У: А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем?
(деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
У: Мы с вами уже слушали это произведение скажите, сколько частей в музыке П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков? »
Дети: две части.
У: Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика. Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
♫«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют, затем садятся и слушают произведение)
У: В «Детский альбом» еще много произведений связанные с детством. С ними мы познакомимся в следующий раз.