Классный час Дороги, которые мы выбираем
Классный час на тему: «Дороги, которые мы выбираем»
Участники: учащиеся 10-11 классов.
Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии.
Задачи:
1.Скорректировать профессиональные предпочтения учащихся.
2.Показать, какие профессии являются перспективными в современном обществе.
Форма проведения: беседа + тестирование.
Ход классного часа
Вступительное слово
Среди множества тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с решением выбора профессии.
Сделать правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая принесёт тебе удовлетворение и радость, будет нужна людям, обществу.
Формула хорошего выбора выражается тремя словами:
«нужно» - потребности рынка труда;
«хочу» - желания, интересы, склонности личности;
«смогу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.
Существуют типичные ошибки при выборе профессии:
1.Выбор «за компанию», когда человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение со своим другом, подругой, одноклассниками. Но люди, все разные. То, что подходит одному, другому не подходит. Через какое-то время человек осознаёт, что ошибся, но время уже упущено. И всё же никогда не поздно сделать свой выбор.
2.Неправильным будет выбор и в том случае, если человек отождествляет школьный учебный предмет с будущей профессией. Если учащийся имеет хорошие оценки по литературе, это не означает, что он может стать хорошим журналистом.
3.Профессия выбирается из соображений престижности. Сейчас, как правило, это работа в бизнес – структурах. Не стоит забывать, что со стороны мы видим только «фасад» - лицевую часть этой деятельности. У любой монеты две стороны!
Практика
Обучающимся предлагается порассуждать (на листах) над следующими высказываниями:
«Все работы хороши, выбирай на вкус»;
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»;
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы»;
«Всяк кузнец своего счастья».
Обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать определение ИМИДЖ.
В основу опросников Е.А. Климовой положена идея о делении всех существующих профессий по признаку предмета или объекта, с которыми человек взаимодействует в процессе труда (Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-П). По данным типам профессий вы проставили «+» по умениям, отношению к данному типу, желанию и составили «Полигон профессиональных предпочтений». Он помог вам разобраться, соответствует ли выбранный вами тип профессии вашим умениям, отношению к профессии и желанию. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1, №2 и №3)
На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек.
(Обучающимся предлагается на листе написать свой знак зодиака.)
Знаки зодиака Учащиеся Конкретные профессии
Водолей Инженер, механик, учитель, переводчик.
Овен Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса.
Рыбы Программист, бухгалтер, детектив, электрик, юрист.
Телец Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания.
Близнецы Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик.
Рак Менеджер, бухгалтер.
Лев Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник.
Дева Инженер, психолог, врач.
Весы Экономист, программист.
Скорпион Программист, фермер, механик.
Стрелец Врач, криминалист, менеджер, лётчик.
Козерог Юрист, дипломат.
Заключение
Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.
Следующий шаг – самосовершенствование для достижения поставленной цели.
Приложение №1
Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов)
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Ключ к тесту:
Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 1а 3б 6а 10а 11а 13б 16а 20а
Человек-техника 1б 4а 7б 9а 11б 14а 17б 19а
Человек-человек 2а 4б 6б 8а 12а 14б 16б 18а
Человек-знаковая система 2б 5а 9б 10б 12б 15а 19б 20б
Человек-художественный образ 3а 5б 7а 8б 13а 15б 17а 18б
Приложение № 2
Выбор профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова
• ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой).
• ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных);
• ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами);
• ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники);
• ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу).