Статья Развитие инициативности и активности учащихся в образовательном пространстве школы
Название работы: «Формирование инициативности и активности ребенка»
Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог
МКОУ «Кодинская СОШ №4»
г. Кодинск Кежемского района Красноярского края
Аннотация: в данной работе дается определение понятиям «инициативность» и «активность», отражены возможности и преимущества активного и инициативного ребенка, а также прослеживается – где и как происходит формирование инициативности и активности ребенка в образовательном пространстве школы и окружающего социума.
В связи с требованиями Федеральных государственных стандартов к личностному развитию учащихся, возникает необходимость в работе, направленной на развитие личностных качеств учащихся, таких как активность, самостоятельность, инициативность. Какое определение дает толковый словарь С.И.Ожегова словам «активный» и «инициативный». «Инициативный» - проявляющий инициативу в каком-нибудь деле; то же, что и предприимчивый. «Активный» - деятельный, энергичный; развивающийся, усиленно действующий. То есть, мы педагоги, в процессе взаимодействия с детьми должны научить их быть деятельными, энергичными, предприимчивыми.По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» «инициативность» определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы». В педагогической литературе «инициативность» рассматривается чаще всего как качество учащегося, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, педагоги не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности. Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе целостности личности, сформированном Л.С. Выготским, как принципе единства аффекта и интеллекта. Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. На энтузиастах и инициативных людях держится мир: благодаря им появляются новые интересные идеи и находят свое воплощение в различных сферах жизни. В условиях бизнеса, где в данный момент уже довольно сложно найти свободную нишу, свежие решения и их реализация позволяют открывать новые возможности для развития и прочного становления. Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться – вот что отличает инициативного человека.Каковы же преимущества инициативности? Инициативный человек всегда может воплотить свои идеи в жизнь. Инициатива позволяет заявить о себе, достичь желаемых результатов, реализовать собственные амбиции и занять высокое положение в обществе. Инициативность показывает активную жизненную позицию, что не оставляет равнодушными бизнес-партнеров, работодателей и окружающих вас по жизни людей. Плодотворная реализация идей благодаря здоровому энтузиазму, деловитости и находчивости может приносить хорошие дивиденды – не только материальные, но и моральные. Как развить инициативность? Сразу стоит отметить, что инициативность – это смелость и ответственность за свои решения. Встречается много людей, чьи идеи свежи и порой даже гениальны, однако воплощает их кто-то другой. Тот, кто: а) смелый, б) предприимчивый, в) находчивый. Так какой же минимум необходим для того, чтобы инициатива не угасала? Итак, в первую очередь необходимо перестать обращать внимание на негативную оценку ваших действий: сплетни, пересуды и оговоры. Скорее всего, они происходят из зависти – а это первый признак того, что вы способны сделать что-то такое, на что у других не хватает ни ума, ни решительности. Исключением является конструктивная критика, которую всегда надо анализировать и принимать во внимание. Предприимчивость и находчивость – это умение оценить ситуацию и понять, каким образом и когда именно стоит проявить энтузиазм. Ведь инициатива наказуема лишь в том случае, когда она проявлена не вовремя и не в правильной форме. Лень – не союзник. Напряженность и усталость часто выпускают наружу «ай, потом», «сейчас что-то не хочется» и «может быть, в другой раз». Однако такое отношение никогда не приведет к успеху. Промедление оправданно лишь в том случае, когда анализ ситуации показал, что стоит подождать более подходящего момента или действовать сломя голову стратегически не правильно. Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» рассматривается как характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. В «Кратком психологическом словаре» активность субъекта в соотнесении с деятельностью определяется как, динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Активность поисковая - поведение, направленное на изменение ситуации при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. «Познавательный интерес - это проявление умственной и эмоциональной активности человека» (С.И. Рубинштейн). Итак, познавательная активность - это сложное психическое образование, благодаря которому человек активно взаимодействует с окружающим миром, замечая «необычное в обычном», задавая вопросы и стремясь самостоятельно найти на них ответ. Значит, для формирования познавательной активности мы должны использовать такие методы, которые способствуют проявлению этих качеств. Ребенок усваивает знания, опыт, добытый многими поколениями людей, живших до него. Он должен освоить множество понятий, которые уже сложились в опыте людей. Эти знания ребенок получает в готовом виде либо непосредственно от старших, либо из книг, через посредство искусства и культуры. Ребенок усваивает и законы, правила, оценочные суждения, которым вынужден подчиняться и которыми научается пользоваться в своей собственной практике. Так, усвоение опыта взрослых становится в то же время процессом накопления ребенком собственного индивидуального опыта. В этом процессе ребенок овладевает многими приемами и способами действия: он научается умываться и писать, шить и решать задачи, рассуждать и доказывать. Однако сам процесс передачи опыта и его усвоение ребенком нельзя представлять себе упрощенно. Ребенок с первых дней своего существования попадает в сложные и изменчивые отношения со средой. И чем старше он делается, чем обширнее, богаче становится его собственный опыт, тем все более сложными, запутанными и порой противоречивыми оказываются его отношения с миром людей. Причина этого заключается в том, что ребенок с самого начала является активным членом ближайшей к нему среды. Он сам воздействует на взрослых, выражая свои желания, свои потребности и интересы. Он очень рано начинает избирательно относиться к разным людям, игрушкам, пище. Его темпераментные особенности выступают в том, к а к он реагирует на требования старших, как радуется и огорчается, как переживает огорчения и наказания, как долго помнит обиду и похвалу, как быстро устанавливает контакт с товарищами и во многом, многом другом. Кроме определившихся индивидуальных особенностей, на взаимодействия ребенка со средой оказывает большое влияние его общее эмоциональное состояние в конкретный момент общения со взрослым. Расстроенный или радостно возбужденный ребенок «не слышит» требования взрослого, а иногда совершенно неожиданно для учителя отвечает на его слова бурными слезами, плачем, даже грубостью. Сложность взаимодействия ребенка со средой усугубляется и тем, что для него совершенно небезразлично, кто говорит с ним, кто предъявляет требования, кто наказывает или обучает. Папа говорит спокойным, ровным голосом, и мальчик немедленно выполняет его требования. Бабушка настаивает на том же, но она кричит, сердится или обещает дать что-то вкусное, но мальчик не обращает на ее слова никакого внимания. Они оказываются недействующими разражителями. Один учитель имеет авторитет у учащихся, и они слушаются его с полуслова; требования другого для них необязательны. Необычайная сложность взаимодействия ребенка со средой усиливается тем, что с первых лет своей жизни ребенок проявляет себя как активный субъект, не только отвечающий на попадающие на него раздражения, но и воздействующий на свою среду и на себя самого. При этом нельзя забывать, что с каждым днем жизни роль этого фактора (активности) резко повышается. Игнорирование роли активности ребенка в его развитии является одной из причин того тупика, в который зашла западная психология в решении вопроса о факторах и причинах развития. Между тем вне активности ребенка нет его общения со средой, а вне общения нет развития. При этом значение, формы и характер активности, ее роль в развитии ребенка изменяются с каждым днем жизни подрастающего человека. Ребенок, поступающий в школу, проявляет свою активность в планировании будущего трудового дела, своего рисунка и т. д. Активность ребенка ярко выражена в его рассуждениях, спорах, вопросах, с которыми он обращается не только ко взрослым, но и к книгам, и к самому себе. Чем старше становится ребенок, тем большим оказывается его опыт, тем шире и разнообразнее проявляется его самостоятельность и инициатива, которые оказывают все более заметное влияние на содержание и особенности общения ребенка со средой.Я считаю, необходимым условием развитием инициативного и активного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто является показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности. Формированию активности и инициативности у определенной группы детей нашей школы способствует их участие в волонтерском движении. На протяжении нескольких лет учащиеся школы вместе с классным руководителем, помогают пожилым одиноким людям в каких-то бытовых вопросах – протирают пыль, моют полы, чистят и пылесосят ковры,выносят мусор. В предпраздничные дни они посещают своих подопечных, чтобы поздравить их с праздником, проводят чаепитие, общаются с ними. Пожилые одинокие люди очень рады такому общению и ждут ребят с нетерпением. Благодаря своей активной позиции, дети приносят пользу определенной части общества.Люди, занимающие лидирующие позиции в какой бы то ни было сфере, – это люди инициативные и активные. Они смогли направить свою энергию и энтузиазм в нужное русло. Лидеры в политике, бизнесе, науке – не пассивные созерцатели, а истинные полководцы. Владельцы крупных компаний или небольшого бизнеса – это активные и способные к смелым решениям люди. Они не дают застаиваться своей энергии, умеют правильно использовать ее для собственного благосостояния и на пользу обществу. Представители и вдохновители общественных организаций, пожалуй, самый яркий пример инициативности. Эти люди ведомы высокой идеей улучшения жизни общества в целом. Активисты различных движений способны смело выражать свою гражданскую позицию по существенным для них вопросам, стремятся вдохновить ею остальных. И, несмотря на то, что не всегда и не всеми поддерживаются и адекватно воспринимаются, неустанно выдвигают различные инициативы для поддержания своей основной идеи. Сфера творчества и креатива также может служить хорошим примером инициативности. Если бы многие прекрасные мысли и задумки не нашли своего воплощения, мир был бы намного беднее духовно.
Источники: 1. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. - В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности - М., 1979 г. - С.155 – 1612. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г.3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991 г.4. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г.5. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов н/Д: изд-во «Феникс2, 1998 г.6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред.А.Г. Рузской- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997 г.7.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 г. - 2-е изд.8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1979 г.9. Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти т. М., 2005.10. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд.. дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 стр.;