Знакомство с рельефно – точечным шрифтом Л. Брайля.
Филиппова Л.А. учитель 1 квалификационной категории
ГБСКОУ "Лаишевская специальная (коррекционная) школа-интернат III - IV вида".
Знакомство с рельефно – точечным шрифтом Л. Брайля
Данная статья адресована родителям, воспитателям, учителям, студентам дефектологических факультетов, чья деятельность непосредственно связана с обучением, воспитанием и развитием детей, имеющих патологию зрения.
В работе раскрываются сведения о жизни и деятельности Луи Брайля и его уникальной системе письма и чтения для слепых. Включено изучение буквы, цифр, знаков препинания рельефно – точечного шрифта. Используются группы упражнений, образующих определенную систему, обеспечивающую формирование и развитие умений и навыков уверенного письма и чтения рельефно-точечным шрифтом.
Автор великого шеститочия Луи Брайль
Луи Брайль - страничка биографии. Было издано много книг для слабо зрячих людей, тем не менее, буквы и слова в них, с трудом разбирали незрячие ученики, не умевшие пока писать, но пробуждали у них жажду дальнейших знаний. Валентин Гаю заложил основу для решительного шага вперед. Этот шаг представляло сделать замечательному человеку - Луи Брайлю, потерявшему зрение в результате нелепой случайности. Он родился в семье шорника 4 января 1809 года, в маленькой деревушке Кувре к востоку от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролет в мастерской отца, играя с обрезками кожи. В возрасте трех лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп. Родители стремились дать мальчику образование и делали все от них зависящее для его развития. Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Деревенский учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование, и в 1819 г. в возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении (в дальнейшем многие из слепых учеников, в том числе и сам Брайль, заболели туберкулезом). Новый ученик оказался исключительно одаренным. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась. Днем он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, которые он проводил с родными в любимом Кувре, крестьяне часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Изобретение Брайля было с энтузиазмом встречено учениками и слепыми коллегами в Королевском институте, где он теперь преподавал, и его шрифт был немедленно принят за основу, поскольку он оказался гораздо удобнее классической системы рельефного воспроизведения латинских букв. Однако Барбье де ля Серр, завидуя молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего "звукового письма", тогда как зрячие преподаватели школы предпочитали обычные буквы в рельефе и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предлагались другие системы выпуклого письма вместо системы Брайля, в том числе нью-йоркская точечная система и система Муна. Несмотря на слабое зрение и большую нагрузку (с 1828 г. он преподавал географию, алгебру, а затем и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан), Луи Брайль продолжал добиваться признания и широкого распространения своей системы. Постепенно его шрифт был принят во всем мире. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира. Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям.
Книги для слепых значительно больше обычных по объему и формату страниц. Печатаются они в специальной типографии.
А. Н. Бурганов «Портрет Луи Брайля».
Книгопечатание по системе Брайля получило широкое распространение сначала во Франции. Первое учебное заведение для слепых основано в 1784 в Париже В. Гаюи, а затем и в других странах. Первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию тифлопедагогики способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др. Что же представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный Л. Брайлем. Каждая буква шрифта Брайля состоит из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести дают возможность получать 63 знака. Базовым знаком, основой рельефно –точечного шрифта Брайля является шеститочие. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней точка 2, в нижнем правом углу точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней точка 5, в левом нижнем точка 6. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для ее распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками в 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали; соотношение между шириной и высотой знака (3/5), диаметр точки 1,5 мм полусферической формы. Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40 -43 ячейки. В шрифте Брайля письменные и печатные буквы одинаковы. Этих знаков вполне достаточно для обозначения всех букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и химических формул и нотных знаков. Для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности: прибор и грифель.
Прибор и грифель.
Рельефно – точечный шрифт Л. Брайля
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
.
!
-
«
»
(
)
,
?При чтении При письме
При чтении в системе Брайля читают строчки слева направо, как при обычном чтении (первая точка находится слева), а пишут справа налево (первая точка находится справа), т.е в зеркальном отображении.
Тема: Буквы А, М, У.
Рельефно – графическое обозначение буквы а.
При письме буква «а» пишется справа вверху в углу клетки, это точка 1.
При чтении буква «а» находится слева вверху, это точка 1.
При чтении При письме
А АРельефно – графическое изображение буквы м.
При письме буква «м» пишется справа вверху, справа внизу, слева вверху.
Точки 1, 3, 4.
Читаем - слева вверху, слева внизу, справа вверху, точки 1, 3, 4
При чтении При письме
М МРельефно – графическое изображение буквы у.
При записи буквы «у» используют 1, 3, 6 точки: справа вверху, справа внизу, слева внизу. - У
Читаем рельефно – графическое изображение буквы «у» слева вверху, слева внизу, справа внизу. -УИтак, у нас получилось:
При чтении При письме
А М У А М У
Прочитайте слова:
мама ум ау (правильный ответ)
ум, ау, мама
Напишите буквы: а, у, м.
(правильный ответ)
Напишите слова: мама ау
(правильный ответ)
Тема : Буквы К, Л;
Рельефно – графическое изображение буквы к.
При записи буквы к используют 1, 3 точки: справа вверху и справа внизу
При чтении буквы к используют 1, 3 точки слева вверху и слева внизу .
Напишите слова: мак мука кум
(правильный ответ)
Прочитайте слова:
1) как кума
2) кума как (правильный ответ)
Рельефно – графическое изображение буквы л.
При записи буквы л используют 1,2,3 точки, они находятся в правом столбце, т.е справа вверху, справа посередине, справа внизу.
При чтении точки 1,2,3 –в правом столбце
При чтении При письме
К Л К Л
Прочитайте слова:
1) лук кукла лак (правильный ответ)
2) лак кукла лук
Напишите слова: кулак лама (между словами пропускаем одну клетку)
(правильный ответ)
Тема : Буква Р; знак препинания «литературная точка».
Рельефно – графическое изображение буквы рБуква р - первый многоточечный знак, состоящий из четырех точек. Вспоминаем номера точек, составляющих букву л. (1,2,3) Дополните эту комбинацию точкой 5. Эта комбинация точек обозначает в системе Брайля букву р.
При чтении При письме
Р РПрочитайте:
Вы уже знаете достаточно букв, чтобы записывать не только слова, но и краткие предложения. Конец предложения обозначается точкой. Точка обозначается точками нижней половины шеститочия.
При чтении- левой средней – точкой 2, правой средней – точкой 5, правой нижней – точкой 6.
При письме : правая средняя – точка 2, левая средняя – точка 5, левая нижняя – точка 6.
Литературная точка примыкает к последней букве слова, т.е пишется слитно с последним словом. После точки пропускается одна клетка.
Получилось предложение: Рамка мала.
Прочитайте предложение:
У Макара лак. (правильный ответ)
У Макара лук.
Тема: Буква И, знаки препинания: запятая, тире, дефис, знак переноса.
Рельефно – точечный состав буквы и при чтении состоит из двух точек: левой средней – точки 2 и правой верхней - точки 4 .
На брайлевском шеститочии набираем букву и : справа посередине – прокол точки 2, а слева наверху – прокол точки 4
Знаки препинания.
Запятая обозначена левой средней точкой 2
При письме (рельефно – точечным способом) – правой средней точкой 2.
Запятая пишется слитно с последней буквой предыдущего слова.
Прочитайте :
1) а, м, у, (правильный ответ)
2) а, у, м,
Напишите буквы к, л, р, и.
Не забывайте, что пишем справа налево!
(правильный ответ)
Рельефно-графически тире представляет собой горизонтальный средний штрих.
Рельефно-точечный символ тире состоит из двух нижних точек 3 и 6.
Тире примыкает к последней букве предыдущего слова. Рельефно-точечный знак тире делит слова на слоги, причем он примыкает как к последней букве предыдущего слога, так и к первой букве последующего.
Например: слово рама, разделим на слоги:
р а - м а
Тема: Буквы Ш, О, Е.
Рельефно – точечный состав буквы ш состоит из трех точек: 1, 5,6.
На брайлевском шеститочие буква ш выглядит так .
При чтении При письме
Ш ШНапишите слова: шалаш, шашка, кукушка. (вместе со знаками препинания)
(правильный ответ)
Буква о состоит из трех точек: 1,3,5.
При чтении: При письме:
О О
В букве о уберём точку 3 из имеющихся в ней точек. Знак, состоящий из двух точек 1 и 5 – это рельефно-графическое изображение буквы е.
При чтении: При письме:
Е ЕПрочитайте слова:
Выберете правильный вариант ответа:
мера, уроки, ели
мера, ели, мерка, уроки.( правильный ответ)
мерка, мера, ели, уроки.
Напишите слова: море реки кролик крем (без запятой)
015748000
(правильный ответ).
Тема: Буква Н. С. Различие букв С и Ш.
Напишите букву м, добавьте к букве м пятую точку. Сколько точек получилось, каковы номера этих точек? Знак содержит четыре точки:1,3,4,5. Рассмотренные комбинации точек служат для обозначения буквы н.
Местоположение каждой точки в букве н: первая точка находится слева наверху, третья – слева внизу, четвертая – справа вверху, пятая – справа посередине.
При чтении При письме
Н ННа брайлевском шеститочии первая точка находится справа наверху, третья – справа внизу, четвертая – слева наверху, пятая – слева посередине.
Прочитайте слова:
Выберете правильный вариант ответа:
шина, наш, мишура, шнур.
шина, шнур, мишура, наш. (правильный ответ).
Мишура, шина, шнур, наш.
Напишите слова : машина, кулон, ноша.
(правильный ответ)
Различие букв С и Ш.
Местоположение точек в букве с при ее чтении: слева посередине, слева внизу, справа вверху. Точки 2,3,4 .
При письме -: справа посередине, справа внизу, слева вверху. Точки 2,3,4.
Рассмотрим изображение букв с и ш. Сходны по форме. Обе имеют форму дуги. Различны по точечному составу, что является причиной различного расположения дуг в пространстве. Буква ш является зеркальным отображением буквы с.
Итак, при чтении: При письме:
с ш с ш
Прочитайте слова:
1)Саша шоссе шанс (правильный ответ)
2) шанс шоссе Саша
3) сушка шанс шоссе
Тема: Буквы Т, вопросительный знак.
Рельефно – точечный состав буквы т при чтении состоит из четырёх точек: 2, 3, 4, 5.
При чтении При письме
Т ТРельефно – точечное обозначение вопросительного знака состоит из двух точек: 2 и 6.
При чтении точки расположены слева посередине и справа внизу.
При письме справа посередине и слева внизу.
? ?
Вопросительный знак пишется слитно с последним словом предложения. После него перед началом следующего предложения пропускается клетка.
Прочитайте:
Выберете правильный ответ:
Кто там? Тротуар широк? Кто там. (правильный ответ)
Кто там. Тротуар широк? Кто там?
Кто там? Тротуар широк. Кто там.
Тема: Буквы Ы, Д.
Рельефно – точечное обозначение буквы ы имеет четыре точки: 2,3,4,6.
Слева посередине, слева внизу, справа вверху, справа внизу.
При чтении: При письме:
Ы ЫПрочитайте слова:
Варианты ответов:
норы шторы сны
шторы норы сын (правильный ответ)
шторы нара сон
Напишите слова: косы, торты, сосны.
(правильный ответ)
Рассмотрим рельефно – точечное изображение буквы д.
Точки расположены слева наверху, справа вверху и справа посередине. Это точки 1,4, 5.
При чтении При письме
Справа вверху, слева вверху и слева посередине.
Д ДПрочитайте слова:
1) дом, дым, мода (правильный ответ)
2) дым, дом, мода
3) мода, дым, дом
Напишите слова: дым, дом
( правильный ответ)
Тема: Буквы Б, Г.
Комбинация точек 1и 2 обозначает букву б.
При чтении При письме
Б БКомбинация точек 1, 2, 4, 5 обозначают букву г.
При чтении При письме
Этот знак похож на квадрат.
Г ГПрочитайте слова:
горы, игра, годы, глобус, бегун.
гора, игла, год, глобус, бегун. (правильный ответ)
годы, игра, грибы, город, бегун.
Напишите слова : берег, голуби.
(правильный ответ)
Тема: Буквы П, Х, В. Различение букв В и Р.
Слева вверху, слева посередине, слева внизу, справа вверху – это точки 1, 2, 3, 4. Так обозначается буква п при чтении .
Справа вверху, справа посередине, справа внизу, слева вверху – при письме.
При чтении При письме
П П Комбинация точек 1, 2, 5 составляет букву х.
При чтении При письме
Х ХПрочитайте слова:
пух, хлеб, халат, отдых.( правильный ответ).
пах, хата, халат, хлопок.
ход, пихта, хоры, отдых.
При изучении буквы в необходимо учитывать ее сходство по форме с буквой р, которая является ее зеркальным отображением.
Буква в обозначается точками 2, 4, 5, 6.
При чтении При письме
В Р В Р
Вот так читается слово сервант
с е р в а н т
Прочитайте слова:
вереск, сверло, повар, весна
повар, весна, сверло, вереск
весна, вереск, сверло, повар (правильный вариант).
Напишите слова: трава, веретено, ведро.
(правильный ответ)
Тема: Буква Ж. Упражнения на различие букв Ж, Х, Д.
Буква ж получается удалением из буквы в шестой точки. Полученный знак содержит точки 2,4,5. Полученная комбинация точек служит для обозначения буквы ж.
При чтении При письме
Ж ЖПрочитаем слова:
1. лужа, жало, нож.
2. нож, сажа, лужа.
3. жало, лужа, нож. (правильный ответ)
Вспомните буквы, состоящие из трех точек верхнего и среднего рядов шеститочия.
Это буквы д, х, ж. Если мы сравним буквы д, х, ж по форме, то увидим, что сочетание точек напоминает прямой угол.
Вершиной угла в букве д является точка 4 .
Вершиной угла в букве х является точка 2 .
Вершиной угла в букве ж является точка 5 .
Запоминаем:
При чтении: При письме:
Д Х Ж Д Х Ж
Прочитаем слова:
1. хижина, дожди
2. дожди, хижина (правильный ответ).
Напишите слова: одежда, художник.
(правильный ответ)
Тема: Буква З. Дифференциация букв З, Ы, Н.
Буква з состоит из точек 1,3, 5, 6.
Слева вверху, слева внизу, справа посередине, справа внизу.
При чтении: При письме:
Справа вверху, справа внизу, слева посередине, слева внизу.
З ЗИтак, читаем слова:
1. золото, зима, зори, зал.
2. зал, зори, зима, золото. (правильный ответ)
3. зал, зори, золото, зима.
Для лучшего запоминания букв з, ы, н сравним их.
Сравнивая контуры букв н и з обнаруживаем, что контур буквы н есть перевернутый контур буквы ы, они имеют общую сторону.
При чтении: При письме:
Н З Ы Н З Ы
Читаем слова:
1. зерно, звон, морозы, роза. (правильный ответ)
2. зерно, роза, звон, морозы.
3. зерно, звон, морозы, роза.
Напишите слова: зерно, морозы, звезда.
(правильный ответ)
Тема: Буква Й. Восклицательный знак.
Буква й – первая пятиточечная буква, а именно: наличие всех точек шеститочия, кроме пятой точки. Она состоит из точек 1, 2, 3, 4, 6.
При чтении При письме
Й ЙНапример, слово- молодой
М О Л О Д О ЙПри изучении восклицательного знака необходимо помнить, что знаки препинания отличаются от букв отсутствием в них верхних точек.
Восклицательный знак состоит из точек 2, 3, 5. После восклицательного знака, как и после точки, вопросительного знака пропускается одна клетка.
При письме При чтении
! !
Прочитайте предложения:
1. Какой красивый закат. Как воздух свеж!
2. Как воздух свеж. Какой красивый закат.
3. Как воздух свеж! Какой красивый закат! (правильный ответ)
Напишите предложение: Как прекрасна весна!
(правильный ответ)
Тема: Буква Ё. Мягкий знак.
Буква ё состоит из левой верхней точки 1 и правой нижней точки 6.
Проколы выполняем в правом верхнем и в левом нижнем углах клетки.
При чтении При письме
Ё ЁМягкий знак представляет группу самых многоточечных знаков, состоящих из пяти точек.
2, 3, 4, 5, 6. (все точки шеститочия, кроме 1)
При чтении При письме
Ь ЬСлово лагерь при чтении выглядит так:
л а г е р ь
Прочитайте слова:
1. парень (правильный ответ) 1. ель (правильный ответ)
2. парус 2. ели
1. писатель (правильный ответ)
2. учитель
Напишите слова:
На первой строчке - окунь, снегирь,
На второй строчке -львёнок, ёлка.
(правильный ответ)
Тема: Буквы Ч, дифференциация буквы ч и ь.
Буква ч состоит из точек 1, 2, 3, 4, 5
При чтении При письме
Ч ЧОбратите внимание, что при записи и чтении буквы ч используются все точки шеститочия, кроме 6. У мягкого знака (ь) – все точки шеститочия, кроме 1 .
При чтении При письме
Ч Ь Ч Ь
Читаем слова:
1. мальчик, ночь
2. мальчик, дочь (правильный ответ)
Напишем слова: часть, ночь, кость.
(правильный ответ)
Тема: Буква Я, различение букв н, ы, з, я.
Точки 1, 2, 4, 6 используются в обозначении буквы я.
При чтении При письме
Я ЯНапример, читаем слово яблоки.
я б л о к и
Выявим отличительные признаки букв н, ы, з, я. (при чтении)
з ы н я я ы я з
Прочитайте пословицы:
1. Язык болтает – рукам мешает. Я зык острее меча.
2. Язык острее меча. Язык болтает – рукам мешает.(правильный ответ)
Напишите предложение:
На море яростно завыл ветер, сверкает молния.
(правильный ответ)
Тема: Буквы Ю, Ф.
Буква ю обозначается четырьмя точками: 1, 2, 5, 6.
При чтении При письме
Ю ЮВставляем буквы ю в слова:
Напишите эти слова.
(юг, вьюн, юрта, утюг.) правильный ответ
Рельефно – графическое обозначение буквы ф.
Буква ф является зеркальным отображением буквы д.
При обозначение буквы ф используются точки 1, 2, 4. (левый верхний угол при чтении, и правый верхний угол при письме).При чтении При письме
Ф Ф При изучении буквы ф необходимо учитывать ее сходство по форме с буквами д, х, ж.
Из букв-уголков, обозначающих звуки д, х, ж, ф, звонкими являются звуки д и ж, а глухими – ф и х. Буквы, обозначающие звонкие согласные, представляют собой правые уголки, т.е. правый верхний и правый нижний.
Д Ж
А обозначающие глухие согласные – левые уголки, т.е. левый верхний и левый нижний.
Ф Х
Читаем слова:
1. жираф, фартук
2. фартук, жираф (правильный ответ)
Напишите слова: факт, фауна, флора.
(правильный ответ)
Тема: Буквы Щ, Ц.
Наберем все точки шеститочия, кроме средних 2,5. Получилось слева наверху, слева внизу, справа наверху, справа внизу – это точки 1, 3, 4, 6-точечный состав буквы щ.
При чтении При письме
Щ Щ Итак, для обозначения буквы щ используем 1, 3, 4, 6 точки. Удалим точки 3 и 6. Остались точки 1 и 4, расположенные слева наверху и справа вверху –эта комбинация точек обозначает букву ц.
При чтении При письме
Ц ЦЧитаем слова:
1. роща, заяц, плащ, птица.
2. плащ, заяц, роща, птица.(правильный ответ)
3. птица, плащ, заяц, роща.
Тема: Буквы Э, Ъ. Знаки препинания: точка с запятой, двоеточие, кавычки.
Буква э состоит из точек 2, 4, 6, является зеркальным отображением буквы о.
При чтении При письме
Э О Э О
Читаем слова:
1) эхо аэроплан (правильный ответ)
2) эхо аэробус
Ъ состоит из точек 1, 2, 3, 5, 6. (т.е все точки шеститочия, кроме 4).
Вспомним, что в записи ь используются все точки шеститочия, кроме 1.
При чтении При письме
Ъ Ь Ъ Ь
Читаем:
1) съел сел съем;
2) съем сел съел (правильный ответ)
Напишите слова: листья, пьют, съешь
(правильный ответ)
Знаки препинания.
Точка с запятой (;) Двоеточие(:) Кавычки (« »)
Примыкают к первой и последней буквам текста, т.е. пишутся слитно.
2, 3 точки 2, 5точки 2,3,6 точки 3,5,6 точки
Двоеточие ( :). После двоеточия пропускается клетка.
Например, читаем предложение: Всё зеленеет весной: и лес, и поле, и луг.
Кавычки. Читаем предложение: Мы выписываем журнал «Здоровье».
Внимание! Перед именами собственными, признак заглавной буквы - точки 4 и 5.
Посмотрите, в предложение перед словом Здоровье стоят точки 4 и 5. Начало предложения, как правило, с большой буквы не пишется.
Напишите: Народная мудрость гласит: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
В данном предложении заглавные буквы в словах не пишем, т.е точки 4 и 5 не ставим.
Если не хватает клеточек для полного написания слов или невозможно перенести слово, переходите на следующую строку.
(правильный ответ)
Прочитайте:
1.) В народе говорят: «Ум хорошо, а два лучше».
2) В народе говорят: «Ум хорошо, а два - лучше».(правильный ответ)
3) В народе говорят: Ум хорошо, а два лучше.
Тема: Цифры. Цифровой знак.
Цифра по системе Брайля предстваляет собой двузначный объект, т.е. сочетание двух рельефно-точечных комбинаций. Первым компонентом этого сочетания является цифровой знак, а вторым – буква, соответствующая рассматриваемой цифре.
Цифровой знак состоит из точек 3, 4, 5, 6. при чтении,
При письме .
Цифры.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 0
10
Цифра 1 – точка 1(буква «а»);
Цифра 2 – точки 1, 2 (буква «б»);
Цифра 3 – точки 1,4 (буква «ц»);
Цифра 4 – точки 1, 4, 5 (буква «д»);
Цифра 5 – точки 1,5 (буква «е»);
Цифра 6 – точки 1,2, 4 (буква «ф»);
Цифра 7 – точки 1,2,4,5 (буква «г»);
Цифра 8 – точки 1,2,5 (буква «ф»);
Цифра 9 – точки 2, 4 (буква «и»);
Цифра 0 – точки 2, 4,5, (буква «ж»);
Цифра 10 – точка 1 и точки 2,4,5
Какие числа написаны?
2, 7, 10
7, 2, 10 (правильный ответ)
6, 5, 9
1) 16 35 90 (правильный ответ)
2) 34 35 63
3) 16 35 9
Напишите следующие числа: 25 68 91 43
(правильный ответ)