Доклад Особенности работы с учащимися по системе Л.Брайля


Особенности работы с учащимися по системе Л.Брайля.
Абизенова Айнур КабидуллаевнаГУ «Областная специальная общеобразовательная школа-интернат»
г.Павлодар, Павлодарская область
Совершенствование системы помощи детям с нарушениями зрения является одним из главных направлений коррекционной педагогики. Это обусловлено не только важностью зрения в познании окружающего мира, но и увеличением числа детей с его глубокой патологией.
Обучение незрячих детей рельефному шрифту имеет специфические особенности. Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа. Для восприятия шрифта Брайля прежде всего необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. На данном этапе подготовительной работы предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля. 1
С этой целью я использую приём моделирования букв на листе белой бумаги, где учащиеся изображают буквы с помощью фасоли или бобов. Здесь же решается проблема развития ориентировки в пространстве и внимания, если дать задание смоделировать букву, например, в правом верхнем углу листа.
Другой приём для быстрого запоминания образа букв, цифр и знаков рельефно-точечного шрифта Л.Брайля при письме и чтении.
Это игра - «Читаю – пишу»
Два участника: один - ведущий, другой - испытуемый. Испытуемый сгибает в локтях руки и выдвигает их вперёд (две руки - две стороны шеститочия): правая рука - правая сторона шеститочия, левая рука - левая сторона. Каждая рука игроками мысленно делится на три части, что соответствует трём уровням расположения точек в шеститочии. Ведущий говорит: "Читаю" - и нажимает, например, "3"-ю и "2"-ю точки на левой руке, второй ученик должен вспомнить образ буквы при чтении и назвать букву - "б".
"Плюсы" этого игрового приёма:
-не требует затрат,
-может проводиться в любой обстановке,
-знания закрепляют оба игрока,
-не обязательно называть нумерацию точек букв и цифр,
-способствует прочному запоминанию образа букв и цифр,
-этот приём эффективен для тренировки написания "зеркальных" букв: И-Е, Н-Я, З-Ы, Д-Ф, Ж-Х, Ш-С, О-Э, Р-В.
Но и при достаточной подготовительной работе, использовании разнообразных приемов, заданий и упражнений освоение этой системы - трудоёмкий процесс.
В обучении письму и чтению по системе Л.Брайля, выявила ряд трудностей, с которыми сталкивается учащийся, при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами для письма по Брайлю:
1. Соблюдать строку при письме на приборе.
2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме.
3. Ориентироваться на приборе для письма.
4. Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т- ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8).
5. "Переколы".
6. "Недоколы".
7. Делать пропуски между словами при письме.
8. Ориентироваться в числе клеточек при переносе.
9. Ориентироваться в учебнике, находить задание.
10. Обратная направленность письма и чтения.
11. Различать знаки препинания и буквы при чтении.
12. Проверять грифелем написанное.
13. Находить ошибки.
14. Исправлять ошибки при письме.
С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Л.Брайля разработаны рекомендации по их преодолению:
№ Трудности Рекомендации по преодолению трудностей обучения.
1 Соблюдать строку при письме на приборе 1. Стараться точно попадать в отверстия от "шпеньков" при повторном закреплении листа тетради.
2. Пересчитать строки перед завершением выполнения задания (например, для проверки) и перед фиксированием листа для продолжения работы в тетради.
3. Пользоваться ориентиром строк на приборе справа.
2 Попадать грифелем в нужные точки шеститочия при письме 1. Правильное "вертикальное" положение грифеля.
2. Упражнение в выполнении орнаментов и узоров из комбинаций крайних и средних точек, букв и др.
3. Упражнения на колодке - шеститочия для отработки нахождения точек, навыка написания и прочтения буквы.
3 Ориентироваться на приборе для письма 1. Научиться правильно и точно фиксировать лист, следить за его совмещением с границами прибора для письма.
2. Помнить, что правая сторона при письме - это левая при чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа.
4 Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т-ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8) 1. Тренировочные упражнения из орнаментов зеркальных букв, пока не будет безошибочного написания букв.
2. Четко знать нумерацию точек этих букв и цифр.
3. Проводить аналогию между написанием букв и цифр.
4. Цифры по Брайлю можно уточнить по обозначениям на приборе (считая сверху вниз), добавляя к ним цифровой знак.
5 "Переколы" 1. Правильное "вертикальное" положение грифеля.
2. Не допускать лишних проколов, для этого аккуратно обследовать клетку.
3. Делать проколы чётко, считая точки при письме.
4. Тренировка внимания.
6 "Недоколы" 1. Правильное "вертикальное" положение грифеля.
2. Чёткая нумерация точек при письме.
3. Тренировка мышц кисти руки для более сильного нажатия на грифель.
4. Упражнение в написании шеститочий, можно с помощью тифлоприборов: колодки - шеститочий, прибора "Прямого чтения".
7 Делать пропуски между словами при письме 1. Тренировочные упражнения письма через клетку с постепенным увеличением количества букв.
2. Точно соблюдать границы слов, предложений и др.
3. Тренировка внимания.
8 Ориентироваться в числе клеточек при переносе слова 1. Помнить, что в каждой строке прибора 24 клетки.
2. При переносе должно хватить клеток на слог и на знак переноса.
3. Если не вошёл знак, можно отодвинуть прибор на одну клетку влево, поставить знак переноса (при большой аккуратности) и вернуть лист в исходное положение.
9 Ориентироваться в учебнике, находить задание 1. Тренировать технику чтения.
2. Развивать чувствительность пальцев рук.
3. При знакомстве с учебником изучить оглавление.
4. Запомнить условные знаки.
5. Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров упражнений и т.д.
1 Обратная направленность письма и чтения 1. Помнить: писать по Брайлю справа налево, а читать слева направо.
2. Обязательные занятия на приборе "Прямого чтения", который удобно в дальнейшем использовать как черновик.
11 Различать знаки препинания и буквы при чтении 1. Соотносить знаки препинания и буквы.
2. Четко представлять их образы.
3. Тренировать технику чтения.
4. Развивать чувствительность пальцев рук.
5. Упражняться в нахождении в тексте только знаков препинания.
6. Можно писать вертикальные и горизонтальные орнаменты из знаков и букв с последующим их прочтением.
12 Проверять написанное на приборе грифелем 1. Проверяя написанное, вернуться к началу нужного слова или фразы.
2. "Исследовать" грифелем каждую клетку, читая справа налево и проговаривая нумерацию точек.
3. Стараться при проверке не сделать лишних проколов.
13 Находить ошибки 1. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
2. Тренировать технику чтения.
3. Проверять, сверяя с образцом и опираясь на изученные орфограммы.
14 Исправлять ошибки 1. Нельзя "закалывать" ошибки шеститочием.
2. Обнаружив ошибку, осторожно грифелем или пальцем вдавить лишние точки, проверить качество исправления.
3. Если убрали нужные точки, их можно "вернуть" с помощью грифеля на место.
4. Если необходимо добавить новые точки, нужно зафиксировать лист на приборе, найти ошибку в строке и доколоть недостающие точки.
5. Если нужно заменить целое слово или фразу, можно сделать прокол перед строкой и выписать в конце работы в скобках исправление.
Данные рекомендации помогут учителям, студентам, учащимся и их родителям выявить и вовремя устранить трудности в освоении письма и чтения по Брайлю, что может значительно ускорить изучение и повысить интерес к занятиям по данной системе.
Список использованной литературы
1. Германов М.М. Луи Брайль и письменность слепых. В кн. Ученые записки, серия «ФИЗИКА». Изд. Владимирского гос.пед. института им. П.И. Лебедева. Полянского, 1971.
2. Беспалов Г.Н. Технические средства письма по Брайлю. Тезисы доклада на VII научной сессии по дефектологии и V Всесоюзных педагогических чтений. АПН СССР. М., 1979.
3. Вопросы тифлопедагогики: сб. статей /Под ред. гл. кор. АПН РСФСР Б.И. Коваленко. -М.: Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1955.
.