«Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»


«Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»
"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье - это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;
ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, т.е. социальным здоровьем.
Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье детей, является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени нахождения детей в школе, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Функции здоровьесберегающей технологии:
Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения ЗОЖ.
Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровое творчество.
Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
Интегративная: объединяет народный опыт.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики. Рассмотрим каждый из них.
1. Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
4. Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
5. Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
Также можно определить и основные принципы идеи здоровьесберегающих технологий:
1. гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса;
2. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
3. учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации воспитательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
4. педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами,
5. основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
6. профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.
Согласно Н. Смирнову, ЗОТ - это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. При любом аспекте рассмотрения важнейшим элементом образовательной технологии оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о технологии. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) А) по разным подходам к охране здоровья:
1 МЕДИКО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ) Использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива; организация профилактических мероприятий.
2. ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ) Направлены на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ) Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий - создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ) Главная задача - сохранение жизни. Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
5. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ) Отличительный признак - использование психолого- педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами ОУ своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении профессиональной подготовки для работы в этом направлении по характеру действия:
1. ЗАЩИТНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.ТЕХНОЛОГИИ К ним относится выполнение санитарно- гигиенических требований; Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
2. КОМПЕНСАТОРНО- НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки.
3. СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.
4. ИНФОРМАЦИОННО- ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1 Организационно-педагогические технологии (ОПТ) Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм.
2 Психолого-педагогические технологии (ППТ) Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса
3 Учебно-воспитательные технологии (УВТ) Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, просвещению их родителей.
4 Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся. К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.
5 Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) Составляют самостоятельные медико- педагогические области знаний: лечебнуюпедагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используются различные методы и приемы, такие как:
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения;
воспитательные;
просветительские
образовательные программы.
Средства педагог может выбрать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная), подвижные игры, тренинги, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Аналитическая справка по применению Здоровьесберегающие технологии
Цель использования технологий: сохранение физического и психического здоровья ребенка.
Задачи:
Формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни.
Обучение использованию полученных умений и навыков в повседневной жизни. Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений.
Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа.
«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса» предполагает применение таких технологий:
экологические здоровьесберегающие технологии;
медико-гигиенические технологии;
физкультурно-оздоровительные технологии;
психолого-педагогические технологии;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
В комплексной воспитательной программе «Вокруг тебя – мир», созданной мною для эффективной воспитательной работы, важное место занимает физкультурно – оздоровительное направление (физическое совершенство, укрепление здоровья, пропаганда ЗОЖ) целью которого, являются формирование у учащихся внутренней мотивации к здоровому образу жизни, необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из цели работу по сохранению здоровья воспитанников строю из позиций: соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при организации воспитательной работы; использование в своей деятельности современных здоровьесберегающих технологий (целесообразность, результативность применения); организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей (праздники здоровья, дни здоровья и т.д.)
Из классификации здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову) я выбрала для работы: ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, направленные на физическое развитие учащихся.
К ФОТ относятся: тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого;
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, входящие в ЗОТ включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей. Наиболее приемлимыми по характеру действия считаю:
ЗАЩИТНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;
ИФОРМАЦИОННО – ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ восполняют недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия.
Методы и приемы обучения с позиции здоровьесбережения, используемые мной в работе:
Комфортное начало и окончание ежедневной работы ГПД, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
а) умение настроить на положительную волну: «Улыбнись самому себе и окружающим»;
б) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;
Учет индивидуальных особенностей детей. Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Личный пример воспитателя. Благодаря позитивному примеру воспитателя дети овладевают элементарными приёмами сохранения и укрепления здоровья.
Организация саморефлексии. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на занятиях, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Вышеперечисленные технологии непосредственно применяю в практической профессиональной деятельности во время:
прогулки на свежем воздухе,
- игровой деятельности на свежем воздухе,
подвижных игр,
- соблюдения гигиенических норм,
спортивного часа, - физкультминуток,
проведения мероприятий,
- участия в общешкольных мероприятиях. При организации воспитательного процесса ГПД для создания оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, в своей работе применяю разнообразные формы деятельности, чередуя занятия с высокой и низкой двигательной активностью, при этом за основу беру режимные моменты. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, включаю в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать намного усидчивее и внимательнее. Провожу тематические клубные часы, беседы, конкурсы рисунков, внеклассные мероприятия, соревнования и др. Участвуем с ребятами в районных мероприятиях. Оформляю уголок по профилактике дорожно – транспортного травматизма, уголок здоровья. Занятия спортивного часа направлены на оздоровление и повышение физической активности учащихся. Методика проведения спортивного часа требует выполнения основных требований: - преобладание в них занимательности, состязательности, элементов игры; -щадящий режим занятий. В них в равной мере участвуют все школьники группы, даже освобожденные от физкультуры; -направленность занятий на выработку устойчивости организма младших школьников против неблагоприятных условий, излишних нагрузок; -проведения активного отдыха на воздухе (школьный стадион, детская площадка возле школы). При проведении занятий спортивного часа использую различные виды упражнений, подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования. Прогулку и игровую деятельность на свежем воздухе осуществляю для восстановления сил и работоспособности, развития наблюдательности, любознательности, сплочения группы, формирования умения вести себя в свободном общении, играх. Каждый день провожу физкультминутки, игровые паузы, эмоциональную разгрузку, использую упражнения с целью профилактики нарушений опорнодвигательной системы, снятия утомления мышц. Применяю такие технологии: Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного).
Цель технологии - снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы.
Цель технологии - снятие утомления мышц, развитие правильной осанки. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и
улучшения деятельности ЦНС (релаксация, развлекательные игры в игровой комнате, игры для снятия агрессии, воздействие цветовых гамм, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
Арт – терапия (рисование, литература, музыка).
В физкльтминутки включаю: - упражнения для глаз;
- упражнения для мышц пальцев рук, ног;
- дыхательную гимнастику;
- обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность.
Выполняются упражнения как сидя, так и стоя.
Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.
Заключение. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.
Результатом использования здоровьесберегающей технологии считаю:
1. Благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД.
2. Знание правил личной гигиены.
3. Знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни.
4. Знание о правильном питании.
5. Знание о необходимости физкультурной подготовки.
6. Развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота, находчивость, смелость, дисциплинированность.