Внеклассное мероприятие по физике Воздушный шарик на уроках физики.
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Краевой центр общего образования».
Внеклассное мероприятие по физике (неделя физики):
«Воздушный шарик на уроках физики».
подготовила и провела: учитель физики, «отличник профтехобразования» Ростенко Нина Валентиновна.
г. Чита – 2015 год.
Внеклассное мероприятие по физике (неделя физики)
«Воздушный шарик на уроках физики»
Цель мероприятия: Усилить мотивацию, познавательный интерес и активность учащихся к изучению физики. Развивать творческие способности. Учить применять полученные знания в новой ситуации, воспитывать коммуникативные способности учащихся.
Задачи: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной деятельности. Продолжать формирование логического мышления у учащихся. Формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Цель физики конкретна: Уметь на практике все знания применять.
Оборудование: презентация «Воздушный шарик на уроках физики»,
воздушные шарики, свеча, спички, ножницы, игла, скотч, вода, чайник
с горячей водой, бутылочка с уксусом, сода, монета, пластмассовые
стаканчики, стеклянная банка (2-х литровая), бумага, пластмассовая
бутылка (маленькая), вода холодная, аппликатор Кузнецова.
На доске записаны слова: А.С.Пушкина, Эсхила, Канта и пословица арабская.
Ход занятия:
1. Орг. м.
Приветствие учащихся и гостей нашего мероприятия.
2. Начало занятия: Вступительное слово учителя.
Эти слова записаны на доске и презентации (сл. 3)
1. Учитель: Вводное слово учителя: «О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель»
А.С.Пушкин.
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Эсхил. (сл. 4)
Каждый год, в апреле месяце в нашей школе проходит «Неделя физики». И в заключительный день недели – мы проводим с вами открытое мероприятие, посвящённое чудесам физики, её замечательным фокусам, самым простым, красивым. Эти фокусы вы проделываете сами. Сами их объясняете, почему так происходит (сл. 4 - 5).
Нас с вами сегодня захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море, как отсеять нужное от ненужного, как выделить главное? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы, и даже самая маленькая, но собственная находка на этом пути, дороже томов чужой мудрости. Учиться ставить простейшие опыты, мастерить, доходить своим умом до понимания основ физики, наблюдать, анализировать, логически мыслить, и тогда школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной грудой, а легко «разложится по всем полочкам».
2. Мотивация. Притча о воздушном шарике. (сл. 6)
Маленький темнокожий мальчик наблюдал за продавцом воздушных шариков на ярмарке.
По всей видимости, человек был хорошим продавцом: он отпустил высоко в небо ярко-красный шар, привлекая тем самым толпу маленьких потенциальных покупателей.
Затем он выпустил в небо голубой шар, затем желтый, затем белый. Они взмывали высоко в небо и потом терялись из виду. Маленький темнокожий мальчик долго рассматривал черный воздушный шар, затем спросил:
– Дядя, если Вы отпустите в небо черный шарик, он взлетит так же высоко?
Продавец шаров понимающе улыбнулся. Он отрезал нитку, державшую черный шар, и тот взмыл в небо.
– Дело не в цвете, сын мой. Шар поднимается благодаря тому, что находится у него внутри.
Вопрос к Вам ребята: «Какой вывод вы можете сделать из этой притчи?»
Учащиеся отвечают, а мы слушаем ответы.
3. Немного истории о воздушных шариках. (сл. 8 – 13).
Первые воздушные шары появились в конце 18 века. Его построили французские изобретатели братья Монгольфье. Их шар был наполнен горячим дымом. Первый полёт такого шара (без пассажиров), названного монгольфьером, состоялся 5 июня 1783 года. А 21 ноября 1783 года воздушный шар поднялся над Парижем уже с людьми.
Путешествиям на воздушном шаре посвящены книги Жюль Верна: «Таинственный остров», «Пять недель на воздушном шаре».
В наше время трудно найти человека не знакомого с воздушными шариками. Несмотря на то, что живём мы в век современных технологий и космических путешествий, это простое изобретения человечества можно встретить повсюду, на различных праздниках или просто на улицах города, на открытия нового магазина или на экране телевизора в мультфильме, который любит смотреть Ваш ребёнок. При этом это изобретение человека всегда вызывает улыбки на наших лицах.
Официальным автором изобретения воздушных шаров, принято считать лондонского профессора по имени Майкл Фарадей, который изобретает воздушный шар, сделанный из резины. Фарадей проводил свои эксперименты и изучал свойства эластичности каучука, и в итоге своей работы изготовил из маленького кусочка пару «лепешек». Для того чтобы они не слипались друг с другом, ученый на их внутренние стороны насыпал муки, после чего собственными руками соединил липкие, необработанные края этих «лепешек» друг с другом. Благодаря этому, получилось нечто-то напоминающее мешочек, в котором можно было проводить различные опыты с газом.
Прошло 80 лет после того, как Фарадей изобрёл этот мешочек, и он превратился в распространенную забаву для людей. Воздушные шары из каучука пользовались очень большим интересом и спросом в Европе во время всевозможных праздничных мероприятий. Их наполняли газом и благодаря этому шары могли взлетать в воздух. Именно, поэтому воздушные шары стали пользоваться у публики большим успехом, ведь в то время люди еще не были избалованы ни полетами на шарах, ни прочими техническими достижениями. Воздушные шары в виде игрушек были впервые произведены Д. Г. Инграмом в Лондоне в 1847 году. Именно их можно рассматривать, как опытный образец современных детских воздушных шаров.
И мы сегодня на внеклассное мероприятие по физике пригласили «воздушный шарик».ФИЗИКА – дама серьёзная, но и она любит шутки, фокусы и розыгрыши. (сл. 14)
4. «Заморочки из бочки»: (сл.15), (Сл.16) Задания № 1
1). Около Вовочки толпились одноклассники. Вовочка держал в вытянутых руках по чистому листу бумаги и загадочно улыбаясь спросил:
В). Что нужно сделать, чтобы один из листов упал раньше другого?
Ответы учащихся.
2). Почему иголка может плавать на воде? (сл. 17), (сл.18)
Хотя: Закон Архимеда дает ясный ответ: стальная иголка тяжелее равного объема воды почти в 8 раз она обязательно должна утонуть, упасть на дно.
Ответы учащихся.
3). (сл. 19), (Сл.20) Вовочка взял толстый гвоздь, обернул его несколькими слоями бумаги, а поверх бумаги намотал 100 витков тонкой медной проволоки. Концы проволоки зачистил мелкой наждачной бумагой и присоединил к клеммам батарейки. Затем острый конец гвоздя поднес к маленьким гвоздикам лежащим на столе. Они проворно подпрыгнули, и, прилипли к гвоздю. Что за устройство он изготовил?
Ответы учащихся.
4). Экспериментальное задание для всех: (сл.21), (сл.22), (сл.23).
А) Надуйте воздушный шарик, который у вас на столе.
К вам вопрос: Почему шарик увеличивает свой объём?
Ответы учащихся.
Б) Не завязывайте шарик, отпустите его.
Вопрос к вам: 1. Что происходит?
2. Почему?
Ответы учащихся.
5). Какой закон и кем был открыт, при каких обстоятельствах? (сл.24), (сл.25).
Ответы учащихся.
6). ( сл. 26) Девочка Элли, храбрый лев, железный дровосек и пёсик Тотошка – летели на воздушном шарике 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт?
Ответы учащихся.
5. Блиц – турнир: Задания № 2: (сл. 28)
Что в физике и химии на втором и четвертом местах? ( буква «И»)
Ближайшая звезда ( Солнце)
Что идёт не двигаясь с места ( время)
Его задача просто вертеться ( волчок)
Что можно приготовить, но нельзя съесть ( урок)
Ученый Альберт.. (Эйнштеин)
Самый экологический вид транспорт? ( велосипед)
Бумажный летательный аппарат ( бумажный змей).
6. Задания № 3. (сл. 29), (сл. 30), (сл. 31).
«Фокусы с шарами»:
«Один опыт стоит тысячи слов» – арабская пословица.
Мотивация: (сл. 30).
Кто - то когда - то придумал шары, Как развлеченье для детворы. Кто - то когда - то впервые надул, Кто - то когда - то в них душу вдохнул. Нет, без шаров не пройдет карнавалИ не украсится праздничный зал. Шарики всех нас манят с давних пор, В каждом из них есть полет и простор. Эти шары всех нас в детство зовут, Мы предлагаем вам дивный маршрут. В светлое время школьной порыВзрослые люди, купите шары!
«Без сомнения, всё наше знание начинается с опытов». (сл. 31).(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)
Все фокусы по физике проводят учащиеся, или сами или просят других учащихся из класса объяснить данный фокус.
1. Фокус № 1. (Сл.32).
« Шарик надувается сам»
Оборудование: бутылка из под уксуса. Уксус. Сода пищевая. шарик.
Ход: Налить в бутылку полстакана уксуса,
В шарик всыпать 5 столовых ложек пищевой соды,
Шарик надеть на горлышко бутылки
Поднять шарик, чтобы сода высыпалась в бутылку
При добавлении соды в уксус выделяется углекислый газ
Он и наполняет воздушный шарик.
Готово!
2. Фокус № 2. (сл. 33).
«Несгораемый шарик»
Оборудование: шарик, шарик с водой, спички, свеча, нитка, чтобы завязать шарики.
Ход: Что будет если поднести воздушный шар к свече?
Ответ учащихся. Многие ответят - он лопнет и они будут правы. Как сделать так, что бы воздушный шарик не лопался?Секрет фокуса: наберите воду в воздушный шар, и когда на него попадет огонь, он не лопнет.
Объяснение: Это явление теплопроводности. Вода в шарике «отбирает» всё тепло свечи на себя, поэтому шарик не нагревается до опасной температуры. И, поэтому шарик с водой не лопается.
3. Фокус № 3. ( сл.34).
«Воздушный шарик и прилипчивые стаканы».
Оборудование: шарик и 2-3 пластмассовых стаканчика.
Ход:
По мере надувания шарика плотно прислоняем к нему пластиковые стаканчики так, что бы воздух внутрь стаканчиков не просачивался. Итог: воздушный шарик при надувании увеличивает свой радиус. Если мы к слабо надутому шарику прислоним стакан, то внутри стакана образуется замкнутый объем. Но по мере надувания шара, объем внутри стакана немного увеличится, что создаст разность давления внутри стакана и снаружи. Будет эффект присоски. Объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря, этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.
4. Фокус № 4 . (сл. 35)
«Поющий шарик».
Оборудование: Шарик, монетка, нитка, чтобы завязать шарик
Ход:
Монетка в надутом шарике, перевязываем шарик ниткой. Совершаем вращательные движения рукой. Второй рукой - зафиксируйте шарик снизу, в неподвижном положении Монетка будет продолжать вращаться еще секунд 30 или даже больше. Объяснение опыта: При вращении объекта возникает сила, называемая центробежной. Когда вы вращаете шарик, на монетку действует центробежная сила, которая прижимает его к внутренней поверхности шара. В то же время на нее воздействует сам шарик, создавая центростремительную силу. Взаимодействие этих двух сил заставляет вращаться монетку по кругу. Но стоит раскрутить шарик быстрее, как монета встанет на ребро и покатится по стенке в том направлении, в каком вы крутите шарик. А еще шарик «запоет».Объяснение. Звуки производят зубцы на ребре монеты, которые бьют по стенкам шарика, будто в барабан. Чем быстрее будете вращать шарик, тем выше будет тональность звука.
5. Фокус № 5. (сл. 36).
« Протыкаем шарик, а он не лопается».
Оборудование: Шарик надутый, скотч, игла.
Ход: Необходимо взять надутый шарик и приклеить на его верхнюю часть (где есть уплотнение) кусочек скотча. Теперь берем иголку и протыкаем в этом месте шар. Он не лопается! Секрет опыта заключается в том, что скотч не дает давлению разорвать шар, а сама иголка закрывает отверстие, не позволяя выходить воздуху. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получиться даже без скотча.
6. Фокус № 6. (сл. 37).
«Хрупкий шарик стал «йогом».
Оборудование: Надутый шарик, аппликатор Кузнецова.
Ход:
Кладем шарик на кончики гвоздей и слегка надавливаем на него. Шарик не лопается.
Почему так происходит ?
Ответы учащихся. Если мы, прикоснемся гвоздем к шарику и не будем давить шарик не лопнет. Но стоит нам приложить небольшое усилие и вот шарик уже лопнул. А если мы прикоснемся к шарику множеством гвоздей, то чтобы лопнуть шарик, нам нужно приложить усилие гораздо больше, так как оно распределится уже не на один гвоздь, а на множество. Именно поэтому индийские йоги могут спать на гвоздях и ходить по стеклам. Объяснение: Из-за большого количества острых концов, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины. Воздушный шарик на гвоздях выдерживает 60 Н (груз массой 6 кг)!
7. Фокус № 7. (сл. 38).
«Надуем шарик в бутылке».
Оборудование: пластиковая бутылка, шарик, ножницы или шило.
Ход:
Надуть шарик в бутылке, практически, невозможно! Попробуйте. Объяснение: При увеличении объёма шарика воздух, объём которого в бутылке изолирован, сжимается, давление увеличивается. Делаем шилом отверстие в бутылке ближе ко дну.
Пытаемся ещё раз надуть шарик. Получается!
Когда шарик надуется, закрываем пальцем отверстие.
Наблюдение: В бутылке с отверстием шарик можно надуть. Если отверстие в бутылке перекрыть, шарик остается надутым!
Отрезаем донышко у пластиковой бутылки.
Пытаемся снова надуть шарик.
Наблюдение: Шарик легко надувается.( Выполняется закона Бойля-Мариотта. Т=const, Р газа обратно-пропорциоально V).
8. Фокус № 8 ( сл. 39).
« Закон Шарля: «Как шарик в банку попал».
Оборудование: Горячая вода, шарик надутый с водой, 2 –х литровая стеклянная банка.
Ход:
Наливаем в шарик воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.
Наливаем в банку горячей воды из чайника.
Выливаем воду и тут же кладём шарик с водой на горловину банки.
Наблюдение: Шарик забавно втягивается в банку.
Примечание: опыт протекает медленно
Объяснение опыта: горячая вода нагревает банку, а банка нагревает воздух. Банка с воздухом быстро остывает, и тяжёлый шарик засасывается внутрь.
Воздух в банке с течением времени начинает остывать и сжимается, а шарик втягивается внутрь. Когда воздух остывает, его давление уменьшается и шарик входит в банку. Зависимость между Р,V и t0C газа.
9. Фокус № 9. ( сл. 40).
« Как шарик в банку попал».
Оборудование: надутый шарик с водой, 2 – х литровая стеклянная банка, бумага, спички.
Ход:
Наливаем в шарик воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.
Поджигаем листок бумаги и бросаем в большую (двух или трехлитровую) банку.
Кладём шарик на горловину банки. Наблюдение: Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку. Объяснение опыта: Воздух в банке нагревает горящая бумага. Когда на банку кладут шарик, он перекрывает доступ кислорода, горение прекращается. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в банке быстро остывает, его давление умельшается, объём уменьшается – шарик втягивается в банку. Большее атмосферное давление способствует проникновению шарика в банку.
10. Фокус № 10. (сл. 41).
« Воздух надувает шарик».
Оборудование: горячая вода, чашка, шарик, маленькая полиэтиленовая бутылка.
Ход:
1. наденьте воздушный шарик на бутылку
2. поместите бутылку в горячую воду
Что происходит?
Ответы учащихся.
Шарик надувается
Почему это происходит?
Ответы учащихся.
Всем известно, что теплый воздух поднимается вверх. Когда мы нагрели бутылку, он поднялся и надул шарик. Попробуйте перевернуть бутылку, чтобы надутый шарик оказался внизу.
Шарик остается надутым.
Объяснение: Воздух, как и все вещества вокруг состоит из маленьких частичек - молекул. Молекулы при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется, давление возрастает. Потому он и надувает шарик.
11. Фокус № 11. (сл. 42).
«Воздух горячий и воздух холодный».
Оборудование: Чашка с горячей водой, чашка с холодной водой,
шарик, маленькая полиэтиленовая бутылка.
Ход:
На горлышко бутылки натягиваем воздушный шарик. Эту бутылку ставим в кастрюлю с горячей водой. И замечаем: Шарик раздувается. Почему?
Ответы учащихся Воздух внутри бутылки нагревается, молекулы его двигаются быстрее и быстрее по мере повышения температуры. Молекулы сильнее бомбардируют стенки бутылки и шарика. Давление воздуха внутри бутылки повышается, шарик раздувается.
Поместим бутылку с шариком раздутым в холодную воду. Что происходит? Шарик сморщивается. Почему?
Ответы учащихся.
Воздух в бутылке остывает, движение молекул замедляется, давление понижается и шарик сморщивается.
Зависимость давления воздуха от окружающей температуры.
7. Заключение:
Воздушные шарики. Такая простая обыденная вещь, но на самом деле это – огромный простор для физического эксперимента. С помощью воздушных шариков можно наблюдать физические явления, описывать и обобщать результаты наблюдений, проводить опыты, подтверждающие физические законы. И вы всё это увидели сегодня на нашем занятии, которое мы приготовили и провели для вас с ребятами.
8. Рефлексия:
1.Вам было интересно на занятии?
2. Что именно, интересно?
3. Вас что – то удивило сегодня здесь?
4. Это Вам в жизни пригодиться?
5. Вам работать на этом занятии было интересно?
6.Как настроение?
9. Награждения.
10. Спасибо за работу!
11. Используемая литература:
1. Интернет-ресурсы
2. И.Л.Юфанов «Занимательные вечера по физике в средней школе»,
М., «Просвещение», 1990г.
3. Г.Туркин «Физика на воздушных шарах», ООО «Астрель», 2000г.
4. М.Ди Специо «Занимательные опыты», ООО «Астрель», 2004 г.
Пояснительная записка к внеклассному мероприятию по физике:
Физику наши ученики считают очень трудным предметом, скучным и не интересным. Для успешного овладения учебным материалом нужно заинтересовать учащихся предметом. Развитие интереса к предмету и создание для этого условий – одна из основных задач, стоящих перед учителем. В современных условиях процесс школьного обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно и качественно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время. Поэтому внеклассная работа по предмету нужна. Формы работы могут быть разнообразны.
Основными задачами внеклассной работы по физике являются:
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;
всестороннее развитие личности ученика.
В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели. Каждый год учителя стараются внести новую идею организации предметной недели. Мероприятия, проводимые в рамках недели физики, направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, выявление способных учеников, развитие творческих способностей учащихся. Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
13PAGE 15
13PAGE 14315