Адаптированная программа для ребёнка с ОВЗ (слабовидящего)
Из опыта деятельности по разработке адаптированной программы для детей с ОВЗ (слабовидящих детей).
Постаногова Нина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №24»
г.Гуково Ростовской обл.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Р.Ф. регулируется Конституцией Р.Ф., федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Существует восемь принципов инклюзивного образования, которые должны учитываться при составлении адаптированных программ:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- каждый человек способен чувствовать и думать.
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- все люди нуждаются друг в друге.
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Образовательная адаптированная программа по русскому языку курса 7 класса для детей с нарушением зрения основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
Содержание программы составлено для слабовидящих детей с нормальным интеллектом. При проектировании адаптированной индивидуальной общеобразовательной программы учитывалась психофизическая характеристика ребёнка с данным видом ОВЗ, особые общеобразовательные потребности слабовидящих детей и способы их удовлетворения, а также рекомендации ПМПК.
Программа адаптирования учебного процесса по курсу «Русский язык в 7 классе» предусматривать следующие компоненты:
- модификация учебных пособий
- методическая поддержка работы с учебником
- модификация организации учебной работы в классе
- модификация способов предъявления и выполнения заданий;
- модификация работы с текстовым материалом;
- модификация контрольных и тестовых заданий, способов оценки успешности;
- модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса.
Целью адаптированной программы является создание оптимальных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ и получения им качественного образования путём повышения орфографической и пунктуационной грамотности и формирования разных видов УУД.
Учитывая, что обучающийся плохо видит, форма работы на уроках выстраивается таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, не уставал, не занижал самооценку, свободно излагал своё мнение. Тон учителя только доброжелательный. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации . Вся специальная работа, направленная на успешное усвоение программного материала по русскому языку ребёнком с ОВЗ, поддерживается вниманием к общеречевому развитию ученика, как способу адаптации к социальной среде.
Содержание адаптированной программы по русскому языку в 7 классе
№ Тема Основное содержание 1 2 3 1 Введение Язык как развивающее явление. (2ч) Пассивный и активный запас слов. Общеупотебительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. 2 Повторение Фонетический состав слова, звуковой анализ слов. Нормы произношения. Двойная роль букв е,ё,ю.я в 5-6 классах Фонетическая транскрибция слов (24ч+5) Изменение и образования слов, способы образования новых слов, словообразовательные гнёзда. Правила употребления ъ-ь знаков, букв о-ё после шипящих. Корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова. Правописание приставок на з-с, приставки пре-при. Особенности правописания НЕ с причастиями Повторение Употребление дефиса в различных частях речи. Стили и типы речи. Характерные особенности публицистического стиля. Анализ текстов публицистического стиля Повторение основных ведущих тем . Подготовка к изучению наречия- неизменяемой части речи. 3 Наречие Наречие как часть речи: значение, морфологические признаки, (27ч+5) синтаксическая роль. Разряды наречий и их использование в речи. Образование степеней сравнения наречий. Наречия в составе фразеологических словосочетаний. Самостоятельные и служебные части речи. 4 Предлог Предлог как служебная часть речи. Слитное и раздельное написание предлогов . (10ч) Дефис в предлогах. Предлоги производные и непроизводные. 5 Союз Союз как служебная часть речи. Разряды союзов: союзы сочинительные и подчинительные. (13ч) Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов от местоимений с предлогом и частицами. Формообразующие частицы. 6 Частица Отрицательные частицы. (8ч+1) Умение различать на письме частицы НЕ-НИ. Междометие как часть речи. Междометия и звукоподражательные 7 Междометие
(4ч) Фонетико-орфоэпический состав слов. Сопоставление звучания и написания слов 8 Повторение (6ч) Всего: 105 часов Предложенный школьный вариант содержания адаптированной индивидуальной общеобразовательной программы по русскому языку является одним из элементов инклюзивного образования. Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья и призвана создать оптимальные условия для включения слабовидящих обучающихся в общеобразовательный процесс на равных условиях со всеми участниками педагогического процесса.Литература.
1. Нормативные документы Учредителя и территориального органа Управления образованием вышестоящих и контролирующих организаций.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ)150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми)инвалидами».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4. Постановления Правительства РФ: «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» (от 07.02.96, № 14);
5. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, 2000
6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей. – М.: Новая школа, 2000
7. Кукушкина О.И. Использование компьютерных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. – 2005. - № 5-6. – 2006. - № 2
8. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. В городском дворе// Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира» - М., 2002
9. Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. - М.: Полиграф сервис, 2011
10. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.:Дрофа, 2010, 320с