Способы и формы интеграции слепого ребёнка в общеобразовательной школе.
Способы и формы интеграции слепого ребёнка в общеобразовательной школе
Отличительная особенность
Федерального закона
« Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
Закон направлен на выстраивание новых отношений между гражданином и институтом образования. Во главу угла поставлен человек и создание условий его самореализации.
Федеральный закон включает детей с ОВЗ в единое образовательное пространство.
_______________________________________________1 слайд
В соответствии с современной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом школьное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро и макросоциума. Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. В психологии, говоря об интегрированной личности, имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и, в тоже время, беречь свою индивидуальность.
____________________________________________________________2 слайд
Как дать сыну или дочери качественное образование? Этот вопрос рано или поздно задают себе все родители. Мамы и папы особых детей не исключение ведь учиться необходимо любому человеку. К тому же в процессе обучения ребенок не только усваивает знания, получает умения и навыки. От того, каким образом организуется этот процесс, зависит, разовьется ли у ребенка ответственность, стремление к освоению нового, сопричастность к миру других людей, умение общаться. В процессе обучения формируется личность человека. В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых актуальных где должны обучаться дети с ОВЗ. В специальных образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все дети должны учиться вместе»? Как видите, существует две полярные точки зрения и обе эти позиции, несмотря на свою категоричность, имеют приверженцев как среди родителей, так и среди специалистов.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. В настоящее время в России функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Они, с одной стороны, обеспечивают детям право на качественное образование, но, с другой, изолируют их от реального социума. Переход ребёнка из специальной школы в большой мир - огромное испытание.
Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
_____________________________________________________3 слайд
В этом учебном году я работаю со 2 классом. Одна из учениц моего класса, является инвалидом по зрению. Девочка обучается у нас второй год. На данный момент Даше 13 лет. Она слепорождённый ребёнок. У девочки, атрофия зрительного нерва, поражение центральной нервной системы, септооптическая дисплазия. В группу сопровождения обучающегося вошли педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Для девочки была разработана АООП и подготовлен индивидуальный учебный план. Системная работа проводится в контакте с родителями, которые получают консультации по выполнению учебных действий. В настоящее время пробуем вводить комбинированное обучение, т.е обучающийся с ОВЗ занимается с детьми, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, на уроках музыки, технологии, окружающего мира.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
В связи с утратой зрения возникает целый ряд отклонений в физическом и психическом развитии детей. Особенно страдают сенсорные функции: восприятие, саморегулирование и самоконтроль движений, ориентировка в пространстве. В связи с этим слепые дети испытывают трудности при усвоении знаний, умений, навыков и при выполнении трудовых процессов.
Дефект зрения усложняет взаимодействие девочки с окружающей средой, изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение своеобразных социальных установок и ориентиров. Нарушение социальных контактов влечет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У Даши потеря зрения привела к сдерживанию в формировании активных позиций, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, недостаточной общительности. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении девочки к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта способствует нерешительности, некоторому упрямству, снижению внимания. Указанные своеобразия личности ребёнка обусловлены двумя причинами: недостатками чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), ограничение в деятельности. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы девочки информативно бедными, ей трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь Даши часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Она не всегда планируют свои высказывания. У девочки наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.
В 1 классе для неё была разработана индивидуальная образовательная программа на основе программы « Школа России», так как именно на базе этой программы создано учебно - методическое сопровождение для слепых детей. А именно учебно-методические пособия на основе рельефно – точечного шрифта по Брайлю. Дашенька находится на индивидуальной форме обучения.
В настоящий момент мы работаем по программе вариант 3.3 в соответствии с рекомендациями ПМПК
____________________________________________________________4 слайд
В своей работе с Дашей я использую сенсорное воспитание - это один из видов обучения, без которого невозможен в дальнейшем процесс обучения.
Сенсорное воспитание предполагает несколько ступеней:
1ступень. Познания начинаются через стимуляцию движения рук. Руки компенсируют зрение. Действия двумя руками одновременно-это развитие обоих полушарий головного мозга.
2 ступень. Развитие у ребёнка чувственного восприятия окружающего мира через передвижение в пространстве и действий с предметами. Цель-побудить ребёнка к действию с данным предметом, к овладению способом употребления его.
3 ступень. Игра, которая является основной деятельностью ребёнка. В игре слепой ребёнок реализует свои желания участвовать в жизни окружающих людей.
4 ступень. Поисково-практические действия. Здесь мы пользуемся уже учебными (дидактическими) игрушками, когда в процессе игры ребёнок
учится :
- сравнивать, подбирать;
- пробует из частей составить целое (матрёшки, пирамидки, кубики);
-путём осязания постигает форму, размеры;
- развиваем моторику.
5 ступень. Соединение сенсорного опыта с практической деятельностью.
Круг учебных игрушек расширяю, употребляю в игре учебную терминологию,
( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; прямая линия, ломаная, кривая, точечная, пунктирная, длинная-короткая, высокая-низкая, большой-маленький). Эти дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, помогают обобщать, сравнивать: « Чудесный мешочек», «Подбери по форме», « Что лишнее», « Какая поверхность на осязание».
6 ступень. Подготовка незрячего ребёнка к изобразительной деятельности. Здесь помогают: лепка, конструирование, аппликационное конструирование. Совершенствование ручных умений способствуют занятия с мозаикой, которые развивают не только осязание, но, что особенно важно, тонкость и точность движения пальцев рук слепого ребёнка, вырабатывают умения ориентироваться правой и левой рукой. Эти приёмы мы закрепляем при работе на брайлевской линейке (колодочке).
_____________________________________________________________5 слайд
Программа обучения письму и чтению по системе Брайля,
построена с учётом особенностей развития: осязательной сенсорики, сопутствующих дефектов, интеллектуального развития. У Даши наблюдается низкая осязательная чувствительность пальцев по причине недостаточного её развития, отсутствия умения использовать тактильно-двигательные обследования предмета. Программа включает три основных раздела: знакомство с системой Брайля; изучение букв, цифр, знаков препинания; послебукварное чтение и письмо. Основными методами обучения являются: словесный (рассказ, объяснение, беседа); наглядный (демонстрация, моделирование, применение тифлотехнических устройств, прибор прямого чтения и письма, говорящая книга; практический: самостоятельная работа, выполнение зачётных и контрольных упражнений. Эти методы носят чётко выраженный коррекционный и реабилитационно-компенсаторный характер.
В целях эффективности обучения по программе использую систему наглядных средств обучения: рельефно-графические пособия, письменные принадлежности специального назначения, новый букварь, дидактические игры и игрушки.
Для изучения слепым ребёнком родного языка я стараюсь развивать слух. Мы слушаем звуки (пение птиц, кваканье лягушек, журчание ручейка и т.д.) Подражание и дифференциация этих звуков способствуют развитию фонематического слуха. Развитие фонематического слуха нельзя рассматривать вне связи его с речедвигательными процессами, которыми сопровождается произношение и выделение звуков речи. Возникающие при этом слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга компонентов. Поэтому я стараюсь привлечь внимание ребёнка не только к звучанию слов, но и к их артикуляции.
При обучению письму важно развивать осязающую руку. Специальное внимание уделяю упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти, пальцев рук.
________________________________________________________6 слайд
В содержание обучения по математике включен материал, направленный на обогащение опыта и овладение ориентировочными навыками в микро и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.
_________________________________________________________7 слайд
При изучении окружающего мира особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния. Увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены . Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, переходе улицы, обнаружении препятствий.
___________________________________________________________8 слайд
Особенности программы по изобразительному искусству для слепых состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых учащихся. В работе с такими детьми большое значение имеет знакомство с изделиями народных промыслов. Самый доступный вид изобразительного искусства для незрячих - это скульптура. На уроках лепки девочка получает конкретные представления об окружающем мире.
___________________________________________________________9 слайд
В жизни слепого ребёнка музыка имеет особое значение. Ведь его жизнь проходит в звуках. Звук является одним из основных источников информации. Слепой ребёнок не может рассмотреть красивую картинку, цветок и многое другое, связанное со зрительным восприятием. Но он может услышать шум деревьев, морских волн, пение птиц, шелест листьев и многое другое, что связано с окружающим миром.
Наша школа только ещё входит в проект « Доступная среда», поэтому не имеет в полном объёме того оснащения и оборудования, которое необходимо для обучения таких детей, как Даша. Но нам очень помогает сотрудничество с ВОС нашего города. Они помогли нам приобрести необходимые учебники, методическую литературу, предложили нам ресурсы своего методического кабинета. Обеспечили Дашу специальными письменными принадлежностями. Мы обратились за консультационной помощью в Тверскую школу для слепых и слабовидящих детей и встретили там понимание и поддержку. Мы побывали в этой школе, посмотрели оснащение, побеседовали с педагогами, получили ответы на интересующие нас вопросы. Наше сотрудничество продолжается.
Я работаю в тесном контакте с семьёй девочки. Со стороны родителей делается всё, чтобы вовлечь Дашу в активную жизнь. Проведена большая работа с психологом. В настоящее время девочка занимается пением в ансамбле « Ленок», дважды принимала участие в зональном туре интегрированного фестиваля творчества « Путь к успеху» и награждена дипломом 3 степени в номинации « Золотые голоса земли Тверской», посещает развивающие занятия в реабилитационном центре. Занятия девочка посещает с удовольствием, имеет неплохую учебную мотивацию.
_________________________________________________________10 слайд
Уроки физического воспитания, строю опираясь на общие и специальные задачи адаптивного физического воспитания и знания о том, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности. Незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки.
Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.
Основные направления адаптивного физического воспитания для детей с депривацией зрения представлены на схеме _________________слайд 11
Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
В своей работе использую:
- метод многократного повторения движений;
- метод дистанционного управления;
- метод наглядности;
- метод стимулирования двигательной активности.
При обучении детей с нарушением зрения, обычно используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов.
_________________________________________________________12 слайд
На сегодняшний день Даша достигла не плохих результатов: мы закончили изучение букв русского алфавита, проводим звуковой анализ слов, делим на слоги и ставим ударение, пишем под диктовку, составляем и записываем предложения из 3-4 слов, определяем слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Девочка владеет простейшими формулами речевого этикета, умеет выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, может поддержать разговор репликами и не сложными вопросами. Даша научилась слушать литературные произведения, используя «говорящую книгу», начала давать ответы на вопросы по содержанию услышанных произведений, пытаемся формировать собственную точку зрения, характеризовать героев произведений, овладели начальными навыками чтения (называем количество точек, комбинацию, букву, сливаем звуки, прочитываем с помощью учителя односложные и двусложные слова. Даша не плохо ориентируется на странице (верх, низ, право, лево, над, под, между), знает числа от1 до 20, считает в прямом и обратном порядке, сравнивает числа в пределах 20, производит вычислительные действия в пределах 10 опираясь на знания таблицы сложения и в пределах 20, используя счётные палочки и другой счётный материал ,решает текстовые задачи с опорой на дидактический материал, определяет фигуру, изображённую на рисунке (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, точка, прямая, отрезок, дуга, ломаная, кривая), пересчитывать предметы и выражать результат числом.
_________________________________________________________13 слайд
Дети приняли девочку хорошо. Они готовы окружить её заботой, вниманием. Девочка находится на индивидуальном обучении, но на праздники и воспитательные мероприятия она с мамой обязательно приходит в классный коллектив и даже принимает участие (поёт, читает стихи). Дети с удовольствием увлечённо общаются с Дашей, не проявляя к ней чрезмерного любопытства. Общение проходит спокойно, на равных. Индивидуальные особенности Даши детей в общении с ней не смущают и не шокируют. Они легко находят темы для дискуссий. Получаются живые интересные диалоги. Удовлетворение от такого общения получают обе стороны.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня уместно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ОУ;
интегрированного;
инклюзивного.
Необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Думаю, что наиболее корректно иметь возможность выбора любого из трех вариантов образования. Реализация разных подходов к образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
________________________________________________________14 слайд.
«где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
В.И.Лубовский
Выступление (из опыта работы)
«Способы и формы интеграции слепого ребёнка в общеобразовательной школе»
на региональной научно-практической конференции по теме:
«Актуальные проблемы инклюзивного образования: опыт и перспективы»
Подготовила:
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
МБОУ « Центр образования»
г. Торжок
Иванова Алла Владимировна