Консультация Роль сенсорного воспитания в умственном развитии слепого ребенка
Умственное воспитание слепого ребенка осуществляется в его повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, математике в умственном развитии слепого ребенка имеют большое значение.
Слепые дети должны познакомиться с многообразием окружающих их предметов и явлений, их признаками, свойствами, качествами, что требует от ребенка умения наблюдать. Поэтому развитие сенсорики слепого ребенка, накопление им чувственного опыта чрезвычайно важно. На занятиях педагог постоянно должен следить за тем, чтобы сенсорный опыт ребенка обогащался во всех видах его деятельности.
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие и воспитание его восприятий.
Ребенок воспринимает особенности предметов и явлений в результате выполнения определенных действий (рассматривания, ощупывания, слушания), наиболее успешно развивающихся в тех случаях, если перед ребенком стоят конкретные задачи восприятия. Эти задачи осматривания, ощупывания и т.д. не могут ставиться перед ребенком прямо, они возникают в связи с выполнением интересной для него деятельности. Такой деятельностью можно считать передвижение в пространстве и действия с предметами (вкладывание, нанизывание, накладывание, накрывание), воспроизведение, которое характеризуется переходом от сопоставления предметов и их признаков между собой к сопоставлению разнообразных признаков предметов с известными образцами-эталонами. Развитие ощущений и восприятий у ребенка происходит в процессе усвоения богатства человеческого опыта предшествующих поколений, который зафиксирован в системах различных эталонов, имеющих общечеловеческое значение (звуковые фонемы, музыкальные звуки, геометрические формы, меры измерения и т.д.). формирующиеся у ребенка процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов и личности. Это обеспечивает ребенку накопление знаний об окружающей жизни.
Выключение зрительного анализатора ограничивает возможности слепого ребенка в познании окружающего мира. Возникает необходимость компенсировать недостаток восприятий, получить информацию об окружающей жизни через другие, сохранные анализаторы. Слепые дети, так же как и зрячие, должны отразить качества предметов окружающей жизни, которые позволили бы им правильно и точно воспринять и представить эти предметы. Поэтому перед педагогами, работающими со слепыми детьми, стоит задача научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних.
Осязающая рука заменяет слепому глаз в познании предметного мира. Поэтому важно позаботиться о развитии руки слепого ребенка. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе.
При показе и объяснении новых предметов педагогу следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их осязательного обследования – это важная особенность работы со слепыми.
Объяснения педагога должны быть развернутыми, практический показ – последовательным. Учитывая замедленный характер осязательного восприятия, педагог должен планировать больше времени как на сам процесс показа, так и на осмотр ребенком предметов. поэтому дозировка материала на занятиях должна быть меньше, чем для нормально видящих детей, иначе пострадает или качество знаний, или здоровье детей.
Предметно-пространственную ориентировку начинают с предметов, которые ребенок может взять и охватить кистью руки. Труднее узнаются осязающей рукой большие вещи. Основное в данный период развития – это не просто ощупывания и узнавание, а побуждение ребенка к действию с данным предметом, овладение способом употребления его. Это поможет слепому адекватно отражать окружающий мир и выделять существенные признаки предметов, с которыми он знакомится.
У многих детей существует боязнь всего нового, боязнь ощупывания незнакомых предметов. Дети не сразу берутся за предмет, который им предлагают обследовать, особенно если это живые птицы и животные. У детей надо развивать интерес к осязанию, радость познания.
Точность восприятия развивается в активных формах деятельности детей, когда они не просто узнают, выделяют предметы среди других, а воспроизводят, копируют их (в лепке, в рисовании). Сам процесс восприятия становится более развернутым, подробным, с внимательным и детальным рассматриванием объекта. Ребенка необходимо подводить к тому, чтобы он мог управлять своим восприятием, подчинять его определенным целям, требованиям взрослого, т.е. он должен научиться наблюдать.
Управление своим восприятием предполагает высокую степень развития волевых качеств у слепого ребенка. Однако в процессе осязания слепой ребенок не всегда способен правильно выделить наиболее существенные признаки обследуемых предметов. Он нуждается в руководстве взрослого. Произвольность восприятия, направленность восприятия ребенка на объект тесно связаны с анализом, выделением существенных признаков в объекте. Перед взрослым встает задача помочь ребенку в анализе тех впечатлений, которые он получает.
Очень важно при ознакомлении с предметами обратить внимание ребенка именно на те качества, которые он в состоянии выделить при помощи сохранных анализаторов.
Важная роль в общем развитии слепого ребенка отводится развитию слухового восприятия, их оценке, соотнесению с теми предметами, которые являются источниками звука. Слух имеет огромное и решающее значение в ориентировке слепого в пространстве и служит для него основным указателем направления движения.
В быту дети учатся определять по звуку различные действия, определяют, какой звук слышится, когда ставят на стол посуду, кладут ложки, вилки, открывают окно, дверь, режут ножницами бумагу, когда листают книгу, шуршат бумагой, режут ножом, шьют на машинке, печатают на пишущей машинке.
Очень важным моментом в развитии сенсорики является воспитание умения слушать и слышать. Практика работы педагогов показывает большую эффективность занятий, на которых дети пересказывают содержания рассказа по частям: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает. Такая постановка занятий заставляет детей внимательно слушать, что рассказывает педагог и товарищи.
Большое значение в жизни слепого имеют обоняние и вкус. Уже с дошкольного возраста на это необходимо обращать внимание. Следует знакомить детей с ароматическими свойствами отдельных растений (с запахом цветов яблони, черемухи, липы, рябины, сирени, полевых цветов). Когда дети проходят мимо пекарни, кондитерской, взрослому необходимо обратить их внимание на запах свежего хлеба, сдобы, ванили и т.д. для развития обоняния проводятся специальные занятия, на которых дети учатся различать запах различных предметов, например духов, мыла, уксуса и т.д. такие же занятия организуются для определения вкусовых качеств пищевых продуктов (соленый, кислый, горький, сладкий), для узнавания по запаху и по вкусу сырых овощей и фруктов.
Знакомя детей с окружающим, с предметами обихода и явлениями природы, взрослый показывает их разные признаки, демонстрирует необходимость использовать для познания этих объектов все анализаторы.
Выделить существенные признаки формы и поверхности предметов при осязательном восприятии слепым ребенком очень трудно, и для этого педагоги проводят сравнение близких и далеких объектов. В процессе их обследования дети не только выделяют существенные признаки предметов, но и оценивают свои ощущения и восприятия.
Однако самостоятельная оценка восприятий у слепых детей – явление очень редкое. Обычно они обращаются к взрослому за проверкой и оценкой правильности своих действий.
Роль сенсорного воспитания в умственном развитии слепого ребёнка
00