Статья Творческая самореализация младших подростков в процессе музыкально-театральной деятельности
Цепкова Яна Александровна
учитель музыки
МБОУ «СОШ №12»
г. Казань, Республика Татарстан
Творческая самореализация младших подростков в процессе
музыкально-театральной деятельности
Аннотация: в статье рассмотрены возможности школьного музыкального театра в творческом развитии учащихся, обозначены методы и приемы мотивации детей к музыкально-театральной деятельности, рекомендованы конкретные этапы организации работы руководителя коллектива.
Ключевые слова: творческие способности, творческий потенциал, театральная педагогика, ролевая игра, музыкальные способности, художественный образ.
В современном обществе выявляется значимость проблемы воспитания подрастающего поколения. Это определяется обесцениванием общечеловеческих достижений, что породило распространение в подростковой и молодежной среде таких общественных пороков как преступность, наркомания, проституция. Основные принципы государственной образовательной политики включают приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности. Это вызывает необходимость поиска путей приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную творческую деятельность, что способствует морально-нравственному становлению личности. Вопросы воспитания и формирования личности ребенка должны быть в центре внимания всех социальных институтов. Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования. Но прежде всего конкретные шаги в направлении решения данной проблемы должны осуществляться в системе образования.
В последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.
Музыкальный театр, введенный в школьный образовательный процесс, может стать действенным средством развития личностных качеств подрастающего человека. В школе, где происходит становление самосознания подростка, формируется культура чувств, способность к общению, органичным дополнением станет овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, что формируется в процессе музыкально-театральной деятельности, где воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.. Музыкально-театральная деятельность является формой художественно-эстетического познания окружающей действительности, воспроизводящей существующий мир. Результатом является освоение художественного образа, моделирующего стили общения, правила поведения.
Создавая школьный музыкальный театр, коллективу школы следует определить свои возможности и место школьного театра в образовательном учреждении, с его собственными традициями и способами организации учебного процесса. Организуя творческий процесс коллектива
Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования. Одним из вариантов выполнения данного требования можно считать привлечение школьников к музыкально-театральной деятельности, организуемой в школе, поскольку взаимопроникновение музыкального и театрального искусства в художественно-творческой деятельности значительно расширяет возможности воспитания и развития личности ребенка. Включение детей в активную музыкально-театральную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.
Использование музыкального театра в эстетическом воспитании школьников признано в современной педагогике перспективным направлением. Проблемы социокультурной ориентации детей средствами музыкального театра исследованы в работах И.Б. Нестеровой, вопросы воспитания и развития школьников средствами театрального искусства рассмотрены в трудах В.И. Козловского, О.А. Лапиной и др. К проблеме развития музыкально-эстетической культуры средствами детского музыкального театра обращались С.А. Клюнеева, Е.А. Захарова и др. Особенности использования театрализации в учебном процессе освещены в трудах А.П. Ершова, Л.Г. Дмитриева и др.
Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности.