СТАТИСТИКА Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ обучающимися очного отделения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Копейский политехнический колледж»
(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)
СТАТИСТИКА
Методические рекомендации по выполнению
самостоятельных работ
обучающимися очного отделения
специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
Копейск 2014
Составитель: А.М. Костарева. преподаватель Копейского политехнического колледжа
Рецензент: Т.В. Агафонова, преподаватель Копейского политехнического колледжа
Введение
Одной из важнейших проблем, стоящих перед образовательным учреждением является повышение качества подготовки выпускника. Меняется парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю», поэтому все большее значение приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов, что обусловлено использованием компетентностного подхода в образовании.
Самостоятельная работа студентов - это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Целями самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Цели достигаются решением следующих задач:
- изучение рекомендуемых источников информации;
- изучение основных понятий;
- ответы на контрольные вопросы;
- решение задач, кейсов, ситуаций;
- написание рефератов;
- подготовка докладов и сообщений
В данном методическом пособии предлагаются методические указания по выполнению самостоятельной работы студента и представлены задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине Статистика.
Статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни с учётом их качественной стороны. С помощью системы количественных показателей статистика отражает процесс и результаты функционирования рыночной экономики, анализирует тенденции и закономерности развития общества.
Важную роль в освоении курса статистики играет самостоятельная работа студента, при помощи которой рассматриваются актуальные вопросы, связанные с переходом экономики на международные стандарты учёта и статистики.
Основная цель самостоятельной работы– применение методов статистического анализа в конкретных областях исследования социально-экономических процессов, происходящих в обществе.
Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Статистика» включает в себя следующие элементы:
1 Самостоятельное решение задач с целью усвоения и закрепления полученных на практических занятиях навыках по практическому использованию методов статистики при обработке информации.
2 Самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам курса.
Формой контроля является написание рефератов и подготовка сообщений по изученным самостоятельно вопросам.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в виде решения задач, проблемных ситуаций
Задача — это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи — этого процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для средств.
Решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным
Алгоритм решения задач:
1 Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной
вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.
2 Повторно прочтите условие для того, чтобы чётко представить
основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.
3 Произведите краткую запись условия задания.
4 Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж.
5 Определите метод решения задания, составьте план решения.
6 Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.
7 Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.
8 Проверьте правильность решения задания.
9 Произведите оценку реальности полученного решения.
10 Запишите ответ
Методические указания по подготовке текста доклада
Индивидуальная и групповая работа над темами докладов по актуальным проблемам способствует развитию, закреплению и углублению полученных в процессе обучения теоретических знаний, применению их на практике, приобретению навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
В процессе работы студенты учатся анализировать и систематизиро-вать теоретические знания, приобретенные при изучении научных публикаций, периодических изданий и нормативных актов в области бухгалтерскогоу чета, аудита, экономического анализа и других смежных профессиональных дисциплин. При подготовке докладов проявляется способность будущего специалиста к постановке проблемы научного исследования, формулировке четкой авторской позиции по конкретному вопросу, а также умение применять при решении практических задач весь комплекс знаний в области методологии, методики, организации и технических процедур бухгалтерского, оперативного и статистического учета и контроля.
Для успешного раскрытия избранной темы студенту необходимо пра вильно подобрать литературу, а также выявить и продемонстрировать многообразие подходов и вариантов решения изучаемой проблемы, содержащихся в официальных документах и предлагаемых учеными-экономистами.
Структуру доклада автор определяет самостоятельно, но при этом необходимо учитывать, что текст работы должен содержать, как минимум, следующие составляющие:
1 Обоснование актуальности темы, постановка цели и задач работы,указание на предмет и объект исследования
2 Обзор методов, применяемых при выполнении исследования. Это могут быть и общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, из-мерение, моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод и метод систематизации, и специальные экономические методы: эко-номико-математическое моделирование, факторный анализ, методы стати-стической обработки информации и т. д.
3 Основное содержание доклада должно раскрывать последовательность решения задач темы, излагать методику и технику исследования.
Учитывая небольшой объем доклада и его узкую направленность, основные результаты и выводы работы могут не выносится в отдельный раздел. В этом случае их необходимо выделить в тексте основного содержания. Все предложения, сформулированные студентом, должны носить конкретный характер, подтверждаться проанализированным теоретическим материалом и (если тема предусматривает) практическими данными. Выводы необходимо соотносить с имеющейся информационной базой и подтверждать ссылками на источники или результаты, полученные автором лично.
Синтез полученных данных предполагает последовательное, логически стройное изложение итогов исследования.
Методические указания по подготовке реферата
Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Требования к реферату
Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.
1 Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.
2 Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3 Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4 После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5 Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6 В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.
7 Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
8 Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
Задания для самостоятельной работы студентов
На самостоятельное изучение выносятся следующие темы и вопросы:
Тема: Изучение и подбор дополнительного материала по статистическим показателям (2 часа)
Написание рефератов, подготовка сообщений, докладов по теме: «Статистический показатель», «Статистическая совокупность»
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Изучение дополнительного материала по организации государственного статистического учета ( 2 часа)
Написание рефератов, подготовка сообщений, докладов по теме: «Принципы организации госстатистики РФ», « Структура госстатистики РФ»
Источники информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Изучение дополнительного материала по проведению статистического наблюдения (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1Раскройте сущность первого этапа статистического наблюдения.
2 Дайте определение основным понятиям и категориям статистической науки.
3 Назовите формы и виды статистического наблюдения.
4 В чем заключается разница между единицей объекта и единицей наблюдения.
5 Охарактеризуйте принципы составления плана и программы статистического наблюдения.
Темы докладов/рефератов:
1 Три этапа статистического исследования
2 Использование статистических таблиц для обобщения результатов статистического исследования.
3 Программно-методологические вопросы организации статистического исследования
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Разработка программ статистического наблюдения (2часа)
Задание для самостоятельной работы
Составте программу наблюдения по одной из выбранных самастоятельно тем, индивидуально или группами по 2-4 человека.
Методические указания
Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.
Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:
1 Программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;
2 Организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;
3 На третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;
4 Контроль данных статистического наблюдения;
5 На последнем этапе статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.
Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.
Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:
1 Наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;
2 Сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;
3 Для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;
4 Для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.
Примерный план
Выбор темы, формулировка цели исследования. Разработка, обсуждение и корректировка анкеты, опросного листа , проведение опроса среди студентов, преподавателей , друзей , жителей города и т.д.
Примерная тематика
1Изучение семейного бюджета
2 Выборочное обследование предприятий малого бизнеса
3 Изучение спроса на потребительские товары
4 Проведение досуга студентов КПК
5 Анализ успеваемости студентов вашей группы
6 Изменение потребительских цен на товары
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Разработка анкет, опросников (2 часа)
Задание для самостоятельной работы
Разработайте анкету (опросник) потребителя следующих товаров:
- детское питание;
- хлебобулочные изделия;
- молочные продукты;
- мясо и мясные деликатесы;
- свежая рыба;
- полуфабрикаты;
- одежда детская;
- обувь
Методические указания
Анкеты и опросники в широком смысле представляют собой систему вопросов, объединенных общими темой, исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта анализа (в маркетинге — конкретно группы потребителей). Разрабатываются они индивидуально каждой фирмой исходя из специфики своей деятельности.
Основа любой анкеты или вопросника — вопросы, которые можно классифицировать:
- по содержанию (о реакции потребителя на данный продукт, его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.);
- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
- по функциям (основные, вспомогательные).
Закрытый вопрос — тот, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Потребитель должен подчеркнуть/отметить иным образом один из предложенных вариантов, совпавший или наиболее близко соответствующий его мнению. Сюда же относятся варианты ответов "да" и "нет".
Открытый вопрос не навязывает потребителю конкретный вариант ответа. После вопроса обычно оставляется несколько пустых строк, в которых, как предполагается, потребитель изложит свою точку зрения (но при этом нужно быть готовым к тому, что на часть вопросов вы получите формальный ответ или не получите его вовсе). Принципиальной разницы между анкетой и вопросником нет. В первом случае вопросы сформулированы в более закрытой форме (или есть комбинация обоих типов вопросов), в последнем — в открытой форме.
Основные вопросы — это те, которые направлены на сбор информации о содержании объекта исследования. Вспомогательные (неосновные) — на проверку искренности ответов (это так называемые вопросы-фильтры). Есть определенные правила составления анкет.
Прежде всего это касается порядка размещения блоков вопросов в них. В самом начале анкеты идут наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Например, анкета потребителя может содержать следующие начальные примерные блоки вопросов:
• место (страна, регион) приобретения продукта;
• место (страна/регион) проживания потребителя.
Затем идут более сложные вопросы, касающиеся уже непосредственно содержания анализа:
• место (вид торговой точки) приобретения продукта;
• опыт приобретения данного продукта (первый раз, для замены старого);
• источники информации (рекламы), которые повлияли на решение потребителя приобрести данный продукт;
• какие конкурирующие (заменяющие) продукты и каких фирм при этом рассматривались еще;
• главные причины (2—3), по которым предпочтение было отдано данному продукту (марка фирмы, качество, внешний вид, цена и т.п.);
• для каких целей приобретен продукт (для семьи, работы, отдыха, собственных нужд, в подарок и т.п.);
• где (в каком помещении, месте) предполагается использовать продукт;
• какие другие продукты предполагается использовать вместе с данным продуктом;
• какие три-четыре главных параметра продукта наиболее понравились.
В конце анкеты помещаются вопросы о личности опрашиваемого:
• возраст и социальный статус покупателя;
• профессия и квалификационный уровень;
• уровень семейного дохода;
• реквизиты и контактные данные.
Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. Всегда учитывайте и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не задавайте вопросов, при ответе на которые потребители могут испытывать неудобства или затруднения.
Анкетирование является наиболее распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, могут быть выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.
Опросы и другие виды наблюдения применяемые в маркетинговом исследовании, могут быть сплошными или выборочными. Сплошное наблюдение обычно ограничивается рамками фирмы и используется сравнительно редко. Основным способом получения данных, особенно о потребителях, является выборка. Панель, как уже отмечалось, также является выборочной совокупностью. Во избежание ошибок и неверных выводов маркетинговые службы должны строго придерживаться правил отбора единиц, характеристики критериев применения выборочного метода, оценивания надежности и представительности (репрезентативности) выборки и распространения выборочных данных на генеральную совокупность.
В основе анкетирования тоже, лежат статистические методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования являются предварительное изучение генеральной совокупности, оценка ее гомогенности (однородности), ее стратификация по основным признакам и определение необходимой численности опрашиваемых по одной из наиболее подходящих формул численности выборки.
Анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, описанная в трудах по социометрии, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы.
Анкетный опрос может проводиться в устой форме, близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке.
Преимущество этого метода заключается в том, что регистратор имеет возможность уточнить ответ, исключить вероятность неверного толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка. Более дешевой и быстрой является другая форма анкетирования—письменная (корреспондентский способ), которая предусматривает, что бланк анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте, разносится курьерами, иногда публикуется в средствах информации. Как видно, этот способ также требует немалых расходов. Основным недостатком метода саморегистрации, как его еще называют, является то, что нет гарантии против ошибок при заполнении бланка, связанных с низким образовательным и культурным уровнем части респондентов.
Кроме того, часть анкет по разным причинам может оказаться незаполненной и неотправленной адресату. Иногда идут на то, чтобы проводить контрольные обходы части респондентов, используя метод устного опроса. Названные недостатки и опасности смягчаются квалифицированным составлением вопросника, введением поправок в расчет численности опрашиваемых. Анкетирование считается основным методом получения полной и достоверной маркетинговой информации о потребителе.
Обычно анкета имеет табличную форму и строится по следующей схеме:
1 Введение, где указываются цели опроса и сведения об опрашивающей организации, приводится ее адрес.
2 Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса; число вопросов не должно быть чрезмерно большим; в противном случае опрашиваемый может не пожелать заполнять анкету, кроме того, лишние вопросы удорожают обследование); с другой стороны, нужно стремиться к полному освещению изучаемого явления; иначе говоря, нужен разумный компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы.
3 Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно проявить особый такт и умение формулировать вопросы. Некоторые вопросы могут вызвать негативное отношение респондентов. С другой стороны, данные об экономическом, социальном и демографическом положении опрашиваемых часто необходимы для последующей стратификации совокупности, выявления некоторых закономерностей и связей, оценки влияния факторов и т. п. Практика показала, что люди болезненно реагируют на прямой вопрос об их доходах, но более охотно сообщают, к какой группе населения по уровню материальной обеспеченности они себя относят. Обязательно подчеркиваются анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом.
Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов, форме вопросов. Так, по степени свободы все вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытый, или свободный, вопрос предполагает ответ в свободной форме, без каких-либо ограничений. Ответы дают богатейшую информацию о предмете, но трудно поддаются последующей обработке. Приходится проводить дополнительную работу по шифровке и формализации ответов или делать обобщающие выводы только качественного характера. Закрытые вопросы предлагают перечень вариантов ответов, в том числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы-перечни ответов, из которых следует выбирать одни вариант, а иногда несколько. В последнем случае это называют веер ответов. Ответы могут быть даны в виде школьной (бальной) оценки, т. е. числовой величины (градуировки), приписываемой каждому ответу.
В любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для проверки достоверности ответов. Например, вопрос: «К какой социальной группе вы себя относите?» может быть проконтролирован вопросами о месте работы, должности и т. д.
Формулировка вопросов — сложная и трудоемкая работа, требующая высоком квалификации, знания экономики, статистики и социометрии, определенных литературных способностей. Несмотря на то, что существуют иные принципы анкетирования, невозможно механически копировать имеющиеся образцы. Разработка анкет — творческая задача. Вопросы анкеты должны задаваться в логической последовательности с учетом сложившейся рыночной ситуации. Необходимо учитывать особенности тех групп населения, которым адресована анкета. План разработки анкет составляется заранее и обсуждается, увязывается с общими задачами маркетингового исследования. Необходимо заранее спланировать разработку анкет, составить ее программу, макеты таблиц и т. д.
При использовании опросных методов перед исследователем возникает проблема составления вопросов. В зависимости от направленности опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие их состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными.
Правила составления анкет
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
1 формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
2 анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
3 анкета не должна содержать лишних вопросов,
4 в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
5 все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответс
6 анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость;
7 в анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах;
8 трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты
Проведение опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности. В ходе тестирования выясняется, действительно ли люди помнят данные, которые от них хотелось бы получить, не смущают ли их некоторые вопросы, не вызывают ли они нежелание отвечать или неуверенность при ответах.
Включение каждого вопроса в анкету обосновывается. Например, вопрос: "Употребляете ли вы импортное мороженое?", имеет следующее обоснование: вопрос позволяет получить данные о том, какой процент населения потребляет импортное мороженое. Эта информация может быть использована для сравнения результатов исследования с данными о целевой группе потребителей мороженого, полученными при анализе демографической ситуации.
От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса.
Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, которые соответствовали бы всей совокупности и отвечали задачам исследования. Можно использовать следующую схему:
1 Кого опрашивать?
2 Какое количество людей необходимо опросить?
3 Каким образом следует отбирать членов выборки?
Таким образом, несмотря на имеющиеся достижения, создание анкеты продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой. Большинство успехов относиться, в первую очередь, к определению того, чего нужно избегать в анкете, например, направляющих и неясных вопросов. Однако существует мало конкретных указаний на то, как сделать так, чтобы вопросы не оказались наводящими.
Этапы разработки анкеты
1 Определить, какая информация нужна
2 Определить вид анкеты и метод проведения опроса
3 Определить содержание конкретных вопросов
4 Определить форму ответа на каждый вопрос
5 Определить формулировку каждого вопроса
6 Определить последовательность вопросов
7 Определить физические характеристики анкеты
8 Провести предварительное тестирование анкеты и изменить ее при необходимости
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Способы наглядного представления статистических данных
(2 часа)
Тема Разработка макета статистической таблицы
Задание 1
1.1 Используя данные Интернет-ресуров, 6 таблиц различных видов.
1.2 Определите вид каждой таблицы по характеру подлежащего и сказуемого, подлежащее и сказуемое таблицы.
Пример оформления:
Таблица 1:
Вид таблицы по характеру подлежащего –
Вид таблицы по характеру сказуемого –
Подлежащее –
Сказуемое –
Разработайте макет комбинированной таблицы, на основе данных по успеваемости и посещаемости занятий студентами вашей группы.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема Графическое изображение статистических данных (2 часа)
Задание 1
Используя данные Интернет-ресуров, подготовьте презентацию по теме: «Графическое изображение статистических данных».
Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц.
Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или её составных частей по одному или нескольким существенным признакам.
Статистические таблицы имеют два элемента:
- подлежащее – объекты, которые характеризуют рядом цифровых показателей;
- сказуемое – характеристика подлежащего.
В зависимости от характера подлежащего различают три вида таблиц:
простые или перечневые таблицы, в которых в подлежащем представлен перечень предприятий, районов, и т. д.;
групповые таблицы, подлежащее которых образовано в результате группировки единиц по одному какому-то признаку;
комбинированные таблицы, подлежащее которых представляет результаты группировки по двум и более признакам.
Основные правила построения таблиц:
1 Каждая таблица должна иметь название, из которого становится известно, какой круг вопросов излагается или иллюстрируется таблицей. Должны быть указаны объект, время и единицы измерения, если они одинаковы для всей таблицы.
2 Если единицы измерения различные, то они указываются в верхних или боковых заголовках таблицы.
3 Желательно графы нумеровать, так как это удобно при последующем анализе ив случае необходимости переноса таблицы на другую страницу.
4 Не следует строить громоздких таблиц. Некоторые графы или строки целесообразно объединить в «прочие».
5 В каждой табличной клетке должно стоять акое-то число, но могут быть и пропуски:
- если нет сведений, то ставят многоточие (…);
- если отсутствует само явление, то прочерк (-);
- если очень малое число по сравнению с другими, то ставят (0,0);
- если не подлежит заполнению, то (Х).
Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая даёт наиболее наглядный аналитический результат.
Несмотря на многообразие графических изображений, каждый график должен включать следующие элементы: графический образ; поле графика; масштабные ориентиры; систему координат.
Примеры решение задач
Задача 7 Продажа телевизоров в России характеризуется следующими данными (тыс. шт.) (цифры условные): 2008г. - 5527; 2009г. - 5563; 2010г. - 5628; в т.ч. было продано телевизоров цветного изображения (тыс. шт.): 2008г. - 3427; 2009г. -3616; 2010г. – 3915.
Приведённые данные представить в виде статистической таблицы выявив структуру продаж телевизоров цветного изображения и изменения продаж во времени. Продажу телевизоров представить графически и сформулировать выводы, охарактеризовав происшедшие изменения в объёме и составе продаж телевизоров.
Решение
Решение задачи представим табл. 13.
Таблица 13
Продажа телевизоров в России
Показатели 2008г. 2009г. 2010г.
Продано телевизоров – всего, тыс. шт. 5527 5563 5628
в т.ч. цветного изображения 3427 3616 3915
Удельный вес телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж, % 62,0 65,0 69,6
Объём продаж по сравнению с базисным 2008г., %:
-всех телевизоров 100,0 100,7 101,8
-телевизоров цветного изображения 100,0 105,5 114,2
Удельный вес телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж определяется так:
Объём продаж по сравнению с базисным 2008г.:
- всех телевизоров
- телевизоров цветного изображения
Как видно из табл. 13, резкого увеличения объёма продаж всех телевизоров не было. За три года объём продаж повысился всего лишь на 1,8%. При этом значительно увеличился объём продаж телевизоров цветного изображения. За три года они выросли на 14,2%
Об этом также следует и из исчисленной структуры, где доля телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж имеет тенденцию к повышению с 62 до 69,6%.
Динамику продаж представим графически на рис. 5.
Рис. 5 Продажа телевизоров в России за 2008-2010годы
Рис. 6 Структура продаж телевизоров в России за 2008-2010годы
Графическое изображение подтверждает ранее сделанный вывод о том, что продажа всех телевизоров повышается незначительно. При этом преобладает реализация телевизоров цветного изображения.
Задача 8. На основе данных задачи 3, графически отобразите структуру рабочих, имеющих среднее профессиональное образование по признаку Потери рабочего времени с помощью круговой и столбиковой диаграмм.
Решение
Графически структуру численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам представим с помощью секторной и столбиковой диаграмм (рис. 7, рис. 8).
Рис.7 Распределение рабочих на группы по потерям рабочего времени
Рис. 8. Структура численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам
Рабочие с наиболее типичными значениями показателя входят во вторую группу (38,4 - 56,8). Их удельный вес 33,34 %, причём на эту группу приходится наибольшая доля всех потерь рабочего времени за год – 26,1 %.
Задания
Задача 1 Выпуск продукции, по предприятию следующий (млн. руб.): 2008г. – 123,0; 2009г. – 187,5; 2010г. – 210,0. Из общего объёма продукции было предназначено на экспорт (млн. руб.): 2008г. – 50,8; 2009г. – 92,7; 2010г. – 122,8.
Представьте приведённые данные в виде статистической таблицы. Укажите тип таблицы.
Задача 2 Имеются следующие данные о численности экономически активного населения, занятых и безработных, тыс. чел. (по данным Российского статистического ежегодника, 2011г. – с. 117).
Численность экономически активного населения, всего – 2006г. – 74156; 2007г. – 75060; 2008г. – 75892; 2009г. – 75658; 2010г. – 75440. Из них мужчины составили в 2006г. – 37627; 2007г. – 37975; 2008г. – 38770; 2009г. – 38527; 20010г. – 38575, остальные женщины.
Из общего числа занятые в экономике – всего и в т.ч. мужчины соответственно составили – 69157 и 34996; 70814 и 35704; 70603 и 35869; 69285 и 35059; 69804 и 35500.
Представьте имеющиеся данные в виде статистической таблицы, характеризующую динамику экономически активного населения, занятых и безработных.
Задача 3 Используя данные задачи 8, постройте статистическую таблицу, отражающую структуру занятых и безработных. Графически отобразить её с помощью круговой диаграммы.
Задача 4 Имеются следующие данные о доходах и расходах населения Волгоградской области, млн. руб. (по данным краткого статистического сборника Волгоградская область в цифрах, 2011г. – с. 72):
Денежные доходы 2007г. – 296583, 2008г. – 340681, 2009г. – 393379, 2010г. – 439085, 2011г. – 461491,
Денежные расходы соответственно составили – 262537, 337830, 389205, 427592, 457647.
Постройте статистическую таблицу, отражающую динамику доходов и расходов населения. Полученные данные представить графически и сделать выводы.
Задача 5 Состав денежных доходов населения за период 2010 – 2011гг. составил: оплата труда – 146336 и 162516; социальные трансферты – 94671 и 105600; доходы от собственности, предпринимательской деятельности – 198078 и 193375.
Постройте таблицу отражающую структуру денежных доходов населения в динамике и представьте её графически. Сделать выводы.
Задача 6 Итоги переписи населения России (подробности на сайте www.gks.ru.) представлены в таблице:
Тысяч человек
2002г. 2010г.
Всё население 145167 142857
Городское население 106429 105314
Сельское население 38738 37543
Постройте секторные диаграммы, характеризующие структуру населения за 2002 и 2010годы.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема Изучение дополнительного материала по выбору признака группировки, определению величины интервала, числа группировок (2 часа)
Примеры решения задач по теме «Статистическая сводка и группировка»
Задача 1 Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год.
Построить ранжированный и дискретный вариационные ряды распределения, обозначив элементы ряда.
Решение
Данная совокупность представляет собой множество вариантов количества получаемых студентами книг. Подсчитаем число таких вариантов и упорядочим в виде вариационного ранжированного и вариационного дискретного рядов распределения.
Задача 2 Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб.
Построить ряд распределения, выделив 5 групп предприятий (с равными интервалами).
Решение
Для решения выберем наибольшее и наименьшее значения стоимости основных фондов предприятий. Это 30,0 и 10,2 тыс. руб.
Найдем размер интервала: h = (30,0-10,2):5= 3,96 тыс. руб.
Тогда в первую группу будут входить предприятия, размер основных фондов которых составляет от 10,2 тыс. руб. до 10,2+3,96=14,16 тыс. руб. Таких предприятий будет 9. Во вторую группу войдут предприятия, размер основных фондов которых составит от 14,16 тыс. руб. до 14,16+3,96=18,12 тыс. руб. Таких предприятий будет 16. Аналогично найдем число предприятий, входящих в третью, четвертую и пятую группы.
Полученный ряд распределения поместим в таблицу.
Задача 3 По ряду предприятий легкой промышленности получены следующие данные:
Произведите группировку предприятий по числу рабочих, образуя 6 групп с равными интервалами. Подсчитайте по каждой группе:
1число предприятий2 число рабочих3 объем произведенной продукции за год4 среднюю фактическую выработку одного рабочего5 объем основных средств6 средний размер основных средств одного предприятия7 среднюю величину произведенной продукции одним предприятием
Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы.
Решение
Для решения выберем наибольшее и наименьшее значения среднесписочного числа рабочих на предприятии. Это 43 и 256.
Найдем размер интервала: h = (256-43):6 = 35,5
Тогда в первую группу будут входить предприятия, среднесписочное число рабочих на которых составляет от 43 до 43+35,5=78,5 человек. Таких предприятий будет 5. Во вторую группу войдут предприятия, среднесписочное число рабочих на которых составит от 78,5 до 78,5+35,5=114 человек. Таких предприятий будет 12. Аналогично найдем число предприятий, входящих в третью, четвертую, пятую и шестую группы.
Полученный ряд распределения поместим в таблицу и вычислим необходимые показатели по каждой группе:
Вывод: Как видно из таблицы, вторая группа предприятий является самой многочисленной. В нее входят 12 предприятий. Самыми малочисленными являются пятая и шестая группы (по два предприятия). Это самые крупные предприятия (по числу рабочих).
Поскольку вторая группа самая многочисленная, объем произведенной продукции за год предприятиями этой группы и объем основных средств значительно выше других. Вместе с тем средняя фактическая выработка одного рабочего на предприятиях этой группы наибольшей не является. Здесь лидируют предприятия четвертой группы. На эту группу приходится и довольно большой объем основных средств.
В заключении отметим, что средний размер основных средств и средняя величина произведенной продукции одного предприятия прямо пропорциональны размерам предприятия (по числу рабочих).
Задания
Задача 1 Выполнение годового плана промышленными предприятиями города по объему чистой нормативной продукции составило, млн. р.
Номер пред
приятия План Факт Номер пред
приятия План Факт
1 7,8 7,6 12 30,0 31
2 12,5 13,7 13 4,7 5,0
3 9,5 9,9 14 22,4 23,2
4 6,2 6,6 15 7,3 6,8
5 3,3 3,7 16 9,6 9,8
6 17,2 16,9 17 10,0 10,9
7 24,0 24,6 18 8,0 8,4
8 14,1 14,5 19 36,0 36,7
9 20,0 19,4 20 41,0 42,2
10 11,6 12,1 21 5,4 5,8
11 12,0 12,8 22 6,0 6,0
Используя приведенные данные, произведите группировку предприятий по степени выполнения плана: до 100 %, 100 - 105 %, 105 % и выше. По каждой группе и в целом подсчитайте:
-число предприятий;
-плановый и практический объем чистой нормативной продукции;
-процент выполнения плана;
-удельный вес групп по плановому и фактическому объему чистой нормативной продукции.
Результаты расчетов представьте в виде таблицы, сделайте вывод.
Задача 2 Имеются данные о стаже работы и месячной выработке продукции рабочими-сдельщиками:
Номер рабочего Стаж работы, лет Месячная выработка, р. Номер рабочего Стаж работы, лет Месячная выработка,р.
1 6 265 13 9 284
2 10 282 14 5 232
3 3 240 15 4 220
4 12 312 16 1 204
5 1 220 17 8 276
6 5 270 18 13 308
7 14 345 19 2 228
8 2 212 20 7 260
9 9 327 21 11 313
10 4 242 22 4 252
11 3 218 23 7 262
12 2 202 24 3 215
Для изучения зависимости между стажем работы и выработкой рабочего произведите группировку рабочих по стажу, выделив 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и в целом подсчитайте:
-число рабочих;
-средний стаж рабочего;
-среднемесячную выработку продукции.
Результаты группировки представьте в виде таблицы, сделайте вывод.
Задача 3 На основании приведенных данных произведите группировку рабочих одновременно по двум признакам :
по стажу работы ( до 3-х лет; от 3 до 10 лет; 10 лет и более);
по образованию ( до 9 классов; 9 классов и более ).
Номер
рабоче
го Стаж ра- боты, лет Образование, классов Средняя дневная выработ
ка, р. Номер
рабочего Стаж
работы,
лет Образование,
классов Средняя
дневная
выработ-
ка, р.
1 2 10 3,2 7 6 7 4,1
2 6 5 2,5 8 12 5 5,6
3 4 8 2,7 9 9 4 5,0
4 13 5 5,9 10 10 9 5,9
5 2 10 3,5 11 11 8 5,7
6 1 6 2,2 12 2 8 2,8
Постройте комбинационную таблицу, характеризующую зависимость производительности труда рабочих от стажа работы и образования. Проанализируйте таблицу, сделайте вывод.
Задача 4 Имеются следующие данные 20 малых предприятий:
Номер предприя-тия
Продолжитель-ность оборота средств, в днях Прибыль
предприя-
тия, млн.р. Номер
предприя-
тия Продолжитель-ность оборота ссредств, в днях Прибыль
предприятия, млн.р.
1 40 147 11 88 9,7
2 35 155 12 92 9,3
3 68 93 13 95 8,8
4 80 10,5 14 74 38
5 100 7 15 64 80
6 38 149 16 56 116
7 55 120 17 48 128
8 45 135 18 78 10
9 75 40 19 90 8,4
10 60 58 20 44 130
С целью изучения зависимости между оборачиваемостью оборотных средств и получаемой прибылью в малых предприятиях произведите группировку предприятий по оборачиваемости оборотных средств (факторный признак), образовав пять групп предприятий с равными интервалами. По каждой группе и совокупности предприятий подсчитайте:
число предприятий;
среднюю оборачиваемость оборотных средств - всего и в среднем на одно малое предприятие;
размер прибыли - всего и в среднем на одно предприятие.
Результаты представьте в виде групповой таблицы. Сделайте краткие выводы.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема Исчисление и анализ различных видов абсолютных и относительных величин (2 часа)
Примеры решения задач
Задача 1 На основе следующих данных рассчитать различные виды относительных показателей, характеризующих производство зерна в фермерских хозяйствах.
Решение
1 Относительный показатель планового задания:
Фермерское хозяйство 1 запланировало увеличить валовой сбор зерна на 2,5% по сравнению с фактически достигнутым уровнем базисного периода.
2 Относительный показатель выполнение плана:
План по производству зерна в фермерском хозяйстве 1 перевыполнен на 7,5%.
3 Относительный показатель динамики рассчитывается как отношение любого показателя в отчетном периоде к аналогичному показателю в базисном периоде. Например:
Это значит, что у фермера 1 валовой сбор зерна в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился на 10,2%.
4 Относительный показатель структуры:
т. е. зерновые в базисном периоде у фермера 1 занимали 51,06% общей площади.
В отчетном периоде доля зерновых соответственно составляет 40,0%:
5 Относительный показатель интенсивности рассчитывается как отношение валового сбора зерновых к площади зерновых культур, т. е. получаем именованный показатель — урожайность зерновых культур, который имеет единицу измерения «центнеров с одного гектара».
У фермера 1 она составила соответственно:
в базисный период —
в отчетный период —
6 Относительный показатель сравнения рассчитывается в данном случае как отношение урожайности в базисном или отчетном периоде у фермеров 2 и 1.
В базисном периоде т. е. у фермера 2 урожайность выше, чем у фермера 1 на 59,5%.
В отчетном периоде превышение составило т. е. на 52,2%.
Задача 2 Имеются данные о распределении городского и сельского населения по полу в регионе (тыс. чел.).
Вычислите различные виды относительных показателей.
Решение
Вычисляем относительный показатель структуры.
1 Доля городского и сельского населения:
или 65,7% — доля городского населения;
— доля сельского населения.
2 Удельный вес мужчин и женщин в общей численности населения:
— доля мужчин;
— доля женщин.
Рассчитываем относительный показатель координации.
1 Сколько жителей города приходится на 100 жителей села:
жителя города.
2 Сколько женщин приходится на 100 мужчин:
женщин на 100 мужчин.
Задания
Задача 1 Имеются данные о выпуске мебели (шт.).
1 Рассчитайте относительные показатели, характеризующие выполнение плана по декадам и за месяц.
2 Изобразите графически ход выполнения плана в виде линейной диаграммы нарастающих итогов (кумулятивные кривые).
Задача 2 Производство молока в сельскохозяйственном предприятии по плану должно превысить уровень прошлого года на 10%, или на 1550,0 т. План был перевыполнен на 5%. Определите фактическое производство молока в прошлом году, плановое задание и фактическое производство молока в текущем году.
Задача 3 Планом промышленного предприятия предусматривалось снижение себестоимости товарной продукции на 5%. Фактически себестоимость товарной продукции увеличилась на 7% по сравнению с уровнем прошлого года. Вычислите относительный показатель выполнения плана.
Задача 4 Планом предусмотрено увеличение выпуска продукции на 3% по сравнению с прошлым годом. Фактически выпуск продукции по сравнению с прошлым годом увеличился на 3,5%. Определите процент выполнения плана по выпуску продукции.
Задача 5 На основании следующих данных рассчитайте различные виды относительных показателей, характеризующих развитие зернового производства в АОЗТ «Победа» и АОЗТ «Заря».
Задача 6 По плану валовой сбор картофеля должен был увеличиться на 15% по сравнению с прошлым годом, а сумма затрат на его производство на 10%. Фактически в текущем году валовой сбор картофеля увеличился против прошлого года на 20%, а сумма затрат на 13%.
1 Определите отношение фактического валового сбора картофеля текущего года к плановому.
2 Определите отношение фактических затрат текущего года к плановым.
Сформулируйте соответствующие выводы.
Задача 7 Планом предусмотрено снижение издержек производства на 5%, а фактически издержки производства товарной продукции по сравнению с прошлым периодом увеличились на 10%. Определите степень выполнения плана по снижению издержек производства.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема Исчисление средней арифметической: простой и взвешенной; средней гармонической; средней величины из интервала (2 часа)
Примеры решения задач
Задача 1 Дан ряд чисел: 15; 15; 12; 14; 13. Найдите размах, среднее арифметическое, медиану и моду этого ряда.
Решение
1 Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. В данном случае размах равен R = 15-12 = 3
2 Среднее арифметическое данного ряда находим по формуле средней арифметической простой. Хср = (15+15+12+14+13)/5=13,8
3 Для определения медианы необходимо предложенный ряд упорядочить – расположить числа, например, в порядке возрастания: 12; 13; 14,15;15. Медиана нечетного количества чисел в дискретном ряде – это число, записанное посередине. Медиана четного количества чисел – это среднее арифметическое двух чисел, находящихся посередине.Поскольку в нашем случае количество чисел ряда нечетноне, то Ме = 14.
4 Мода дискретного ряда чисел – это число, которое встречается в данном ряде чаще других. Так как число 15 встречается в нашем ряде чаще других, то Мо = 15.
Задача 2. Имеется информация о численности студентов ВУЗов города и удельном весе (%) обучающихся студентов на коммерческой основе:
Определить: 1) средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе; 2) число этих студентов.РешениеДля решения расширим предложенную таблицу:
Средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе определим по формуле средней арифметической взвешенной: Хср = (15×15+3×10+7×20) / (15+3+7) = 15,8%.Ответ. Средний удельный вес студентов ВУЗов, обучающихся на коммерческой основе равен 15,8%, число этих студентов – 3 950 человек.Задача 3. Сумма невыплаченной своевременно задолженности по кредитам на 1 июля составила 92,4 млн. денежных единиц. По отдельным отраслям экономики она распределялась следующим образом:
Определить средний процент невыплаченной своевременно задолженности. Обоснуйте выбор формы средней.РешениеПоскольку на различных предприятиях сумма задолженности по кредитам разная при разных удельных весах, то применим формулу средней гармонической взвешенной.Хср = ΣW / Σ(W/х) = (32+14+46,4)/(32/20+14/28+46,4/16) = 92,4/5 = 18,48 %.Задания
Задача 1 За прошлый квартал банком выплачено процентов по депозитам 98 тысяч денежных единиц, в том числе: по краткосрочным – 63, среднесрочным – 35. депозитная процентная ставка соответственно составляла 7,5 и 9%. Определите среднюю депозитную процентную ставку. Обоснуйте выбор формы средней.
Задача 2 Имеются следующие данные о посевной площади и урожайности озимой пшеницы по совхозу :
Отделения Базисный год Отчетный год
Посевая площадь, га Урожайность,
ц / га Урожайность,
ц / га Валовый сбор,
ц
1 420 40,4 45,0 20250
2 580 35,6 44,2 27846
3 600 36,0 40,4 24240
Определите среднюю урожайность озимой пшеницы по совхозу за каждый год.
Задача 3 По предприятию за второй квартал имеются следующие данные:
П о к а з а т е л и А п р е л ь М а й И ю н ь
Выпуск годовой продукции, тыс. р. 800 950 1000
Брак, % 1,9 0,9 1,2
Определите средний процент брака во втором квартале.
Задача 4 Списочная численность рабочих характеризуется следующими данными:
Дни месяца 1 - 3 4 - 9 10 - 13 14 15 - 30
Число рабочих 344 346 342 347 345
Определите среднесписочное число рабочих за месяц.
Задача 5 Слесари ремонтного цеха в марте имели следующую заработную плату:
Заработная плата, р. Число слесарей Заработная плата, р. Число слесарей
184 2 150 4
165 3 175 5
170 4 160 3
152 2 140 2
Определите размер среднего заработка одного слесаря за месяц :
для всей совокупности слесарей;
для имеющих заработную плату ниже среднего;
для имеющих заработную плату выше общего среднего.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Изучение дополнительного материала по исчислению вариации, расчету среднего квадратического отклонения
Задача 1
Имеются данные о сменной выработке рабочих бригады, представленные интервальным рядом распределения (исходные данные - в столбцах 1-2):
Группы рабочих по
сменной выработке, шт. Число рабочих, чел.
(f) Расчетные значения Середина интервала
(X) X*f
1 2 3 4 5 6 7 8 9 170-190 10 180 1800 -2 -20 40 12960 324000 190-210 20 200 4000 -1 -20 20 5120 800000 210-230 50 220 11000 0 0 0 800 2420000 230-250 20 240 4800 1 20 20 11520 1152000 Итого 100 - 21600 - -20 80 30400 4696000 Определить:
а) среднесменную выработку рабочих;
б) дисперсию выработки;
в) среднее квадратическое отклонение;
г) коэффициент вариации.
Сделать вывод.
Решение:
а) среднесменная выработка рабочих определяется:
- по формуле средней арифметической взвешенной:
- по «способу моментов»:
где А - середина интервала, обладающего наибольшей частотой: f маx =50, А=220.
б) дисперсия выработки рассчитывается:
- по формуле средневзвешенной дисперсии:
- по упрощенным методам расчета дисперсии:
где
в) среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
г) коэффициент вариации определяется по формуле:
Вывод: данная бригада достаточно однородна по выработке и средняя считается надежной и типичной, поскольку вариация признака составляет лишь 8%, т. е. больше 33%.
Задача 2
При изучении влияния квалификации рабочих на уровень производительности труда в цехе были получены данные, представленные в следующей таблице (исходные данные в столбцах 1, 2, 4, 5):
Определить:
а) внутригрупповые дисперсии;
б) среднюю из внутригрупповых дисперсий;
в) межгрупповую дисперсию;
г) общую дисперсию;
д) проверить правило сложения дисперсий.
Решение:
В этом примере данные группируются по квалификации рабочих, являющихся факторным признаком. Результативный признак варьирует как под влиянием систематического фактора - квалификации (межгрупповая вариации), так и других неучтенных случайных факторов (внутригрупповая вариация). Задача заключается в измерении этих вариаций с помощью дисперсий: общей, межгрупповой и внутригрупповых.
а) средняя выработка по каждой бригаде считается по формулам арифметической простой и взвешенной:
- по первой группе:
- по второй группе:
- по двум группам:
Внутригрупповые дисперсии показывают вариацию выработки в каждой группе, вызванные всеми возможными факторами (техническое состояние оборудования, обеспеченность инструментами и материалами, возраст рабочих, интенсивность труда и т.д.), кроме различий в квалификационном разряде (внутри группы все рабочие имеют одну квалификацию) и рассчитываются по формуле:
- по первой группе: где
- по второй группе: где
б) средняя из внутригрупповых дисперсий отражает вариацию выработки, обусловленную всеми факторами, кроме квалификации рабочих, но в среднем по всей совокупности и рассчитывается по формуле:
в) межгрупповая дисперсия характеризует вариацию групповых средних, обусловленную различиями групп рабочих по квалификационному разряду и рассчитывается по формуле:
г) общая дисперсия отражает суммарное влияние всех возможных факторов на общую вариацию средних, обусловленную различиями групп рабочих по квалификационному разряду и рассчитывается по формуле:
д) правило сложения дисперсий:
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1
Имеются данные о распределении заводов по стоимости готовой продукции в следующей таблице:
Номер группы Группы заводов
по стоимости готовой продукции,
млн. у.е. Число заводов 2 2 - 3 10 3 3 - 4 20 4 4 - 5 30 5 5 - 6 25
6 свыше 6 10
Итого 5
На основании приведенных данных вычислить:
а) среднюю стоимость продукции на один завод;
б) дисперсию и среднее квадратическое отклонение;
в) коэффициент вариации и сделать выводы.
Задача 2
В целях изучения норм выработки рабочих на заводе было обследовано 400 рабочих, показавших затраты времени на обработку одной детали. Данные представлены в следующей таблице:
Затраты времени на одну деталь,
мин. Число рабочих,
чел. до 14 40 14 - 16 100 16 - 18 150 18 - 20 70 свыше 20 40 Итого 400 Вычислить:
а) средние затраты времени на обработку одной детали;
б) дисперсию по формуле ;
в) коэффициент вариации
Задача 3
В целях изучения возрастной структуры рабочих завода по состоянию на 1 июля было проведено обследование, результаты которого показали распределение рабочих по возрасту, представленное в следующей таблице:
Группы рабочих по возрасту,
лет Число рабочих,
чел.
до 20 5
20 - 25 10
25 - 30 14
30 - 35 20
35 - 40 22
40 - 45 19
свыше 45 10
Итого 100
Вычислить:
а) средний возраст рабочего;
Контрольные вопросы
1 Необходимость измерения вариации признаков, от чего зависит ее размер
2 Среднее линейное отклонение, размах вариаций и их недостатки как показателей вариации
3 Среднее квадратическое отклонение, дисперсия и особенности расчета для несгруппированных и вариационных рядов распределения
4 Цель расчет коэффициента вариации
5 Основные свойства дисперсии
6 Сущность упрощенного расчета дисперсии
7 Дисперсия альтернативного признака
8 Группы факторов, вызывающих вариацию признака
9 Методы расчета общей, групповой и межгрупповой дисперсий. Правило сложения дисперсий, его практическое значение
10 Смысл расчет эмпирического коэффициента детерминации и корреляционного отношения
11 Характеристика форм распределения
Тесты
1 Вариация - это:
а) качественные изменения признака в пределах однородной совокупности, обусловленные влиянием различных факторов;
б) различие в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени;
в) изменение («колеблемость») величины либо значения признак при переходе от одной единицы совокупности к другой;
г) все ответы верны.
2 К абсолютным показателям вариации относят:
а) размах вариации;
б) коэффициент вариации;
в) мода;
г) среднее квадратическое отклонение;
д) дисперсия.
3 К относительным показателям вариации относят:
а) коэффициент интенсивности;
б) коэффициент вариации;
в) среднее линейное отклонение;
г) среднее квадратическое отклонение;
д) дисперсия.
4 Размах вариации представляет собой:
а) разность между максимальным и минимальным значениями признака;
б) разность между минимальным и максимальным значениями признака;
в) сумма минимального и максимального значения признака;
г) свой ответ.
5 Формула для расчета простой дисперсии для несгруппированных данных имеет вид ______.
6 Формула для расчета дисперсии для вариационного ряда имеет вид ________.
7 Корень квадратный из дисперсии - это:
а) среднее линейное отклонение;
б) среднее квадратическое отклонение;
в) размах вариации;
г) свой ответ.
8 Чем _______ значения дисперсии и среднего квадратического отклонения, тем однороднее совокупность и тем более _____ будет средняя величина.
9 Коэффициент вариации применяют:
а) для сравнения вариаций различных признаков;
б) для характеристики однородности совокупности;
в) для сравнения колеблемости одного и то же признака в нескольких неоднородных совокупностях;
г) все ответы верны.
10 Коэффициент вариации представляет собой:
а) выраженное абсолютным показателем отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической;
б) отношение среднего линейного отклонения к средней арифметической;
в) выраженное в % отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической;
г) свой ответ.
11 Совокупность считается количественно однородной, а средняя типичной, если коэффициент вариации
а) равен 33%;
б) больше 44%;
в) больше 33%;
г) не превышает 33%.
12 Если все значение признака увеличить или уменьшить на одну и ту же постоянную величину А, то дисперсия от этого:
а) увеличится или уменьшиться на величину А;
б) предсказать нельзя;
в) не изменится;
г) нет верного ответа.
13 Определить дисперсию по «способу моментов»:
а) 10018;
б) 5005;
в) 10491;
г) 2890.
14 Выделяют следующие виды дисперсий:
а) общая;
б) межгрупповая;
в) хронологическая;
г) линейная;
д) внутригрупповая
15 Общая дисперсия измеряет ______________.
16 Отражает случайную вариацию:
а) общая дисперсия;
б) межгрупповая дисперсия;
в) внутригрупповая дисперсия;
г) средняя из внутригрупповых дисперсий.
17 Систематическую вариацию результативного признака характеризует:
а) общая дисперсия;
б) межгрупповая дисперсия;
в) внутригрупповая дисперсия;
г) средняя из внутригрупповых дисперсий.
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема Изучение дополнительного материала по расчету коэффициентов корреляции
1 Балансовая связь характеризует:
а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители
б) зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием
в) согласованную вариацию показателей
г) изменение результативного признака под действием факторного
д) изменение факторного признака под действием результативного
2 Факторные связи характеризуют:
а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители
б) зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием
в) согласованную вариацию показателей
г) изменение результативного признака под действием факторного
д) изменение факторного признака под действием результативного
3 Корреляционные связи характеризуют:
а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители
б) зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием
в) согласованную вариацию показателей
г) изменение результативного признака под действием факторного
д) изменение факторного признака под действием результативного
4 Прямая корреляционная связь – это:
а) когда направление изменения результативного признака совпадает с направлением изменения признаков фактора
б) когда направление изменения результативного признака не совпадает с направлением изменения признаков фактора
в) когда с возрастанием величины факторного признака изменяется несколько результативных признаков
г) сравнение параллельных рядов
д) когда с возрастанием величины результативного признака изменяется несколько факторных признаков
5 По аналитическому выражению связи бывают:
а) функциональные и корреляционные
б) линейные и нелинейные
в) непосредственные и косвенные
г) сильные и слабые
д) прямые и обратные
6 Суть метода наименьших квадратов при оценке параметров уравнения регрессии:
а) сумма отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных должна быть минимальной
б) сумма квадратов отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных должна быть минимальной
в) влияние изменений результативного признака на факторный должно быть минимальным
г) влияние изменений факторного признака на результативный должно быть минимальным
д) квадраты изменений признаков должны быть минимальными
7 Параметрические методы анализа связи заключаются:
а) в использовании связей между явлениями
б) в построении таблиц взаимной сопряженности
в) в расчете основных параметров распределения
г) в анализе качественных признаков
д) в расчете коэффициентов контингенции или ассоциации
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Изучение дополнительного материала по исчислению аналитических показателей рядов динамики
1 Уровень ряда динамики – это:
а) определенное значение варьирующего признака в совокупности
б) величина показателя на определенную дату или момент времени
в) величина показателя за определенный период времени
г) средний уровень количественного признака
д) характеристика совокупности
2 Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, показатели называются:
а) цепными
б) базисными
в) структурными
г) аналитическими
д) динамическими
3 Абсолютный прирост исчисляется как:
а) отклонение уровней от среднего уровня ряда
б) разность уровней ряда
в) отношение уровней ряда
г) сумма уровней ряда
д) динамика уровней ряда
4 Темп роста исчисляется как:
а) отклонение уровней от среднего уровня ряда
б) разность уровней ряда
в) отношение уровней ряда
г) сумма уровней ряда
д) динамика уровней ряда
5 С какой целью осуществляется аналитическое выравнивание ряда динамики:
а) с целью укрупнения интервалов
б) для определения тесноты связи между уровнями ряда
в) для выявления тенденции развития явления
г) с целью определения скользящей средней
д) с целью определения среднего уровня ряда
6 Непосредственное выделение тренда производится:
а) методом средних и укрупнения интервалов
б) методом средних и серий
в) аналитическим выравниванием
г) укрупнением интервалов и скользящей средней
д) укрупнением интервалов, скользящей средней, аналитическим выравниванием
7 Особенности взаимосвязанных рядов динамики:
а) уровни одного ряда в какой-то степени определяют уровни другого ряда
б) уровни рядов совпадают по критическому моменту регистрации
в) уровни рядов отражают временные характеристики одной и той же совокупности
г) уровни рядов характеризуются одинаковыми темпами роста показателей
д) уровни рядов характеризуются одинаковыми обобщающими показателями
8 Ряд динамики характеризует:
а) структуру совокупности по какому - либо признаку
б) изменение характеристики совокупности в пространстве
в) изменение характеристики совокупности во времени
г) степень зависимости признаков
д) интенсивность распространения явления в определенной среде
Перечень рекомендуемых источники информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.
Тема: Изучение дополнительного материала по исчислению и проведению анализа индексов в статистике (5 часов)
1 Индекс – это:
а) сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов
б) относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном
в) относительный показатель, который отражает результат сравнения однотоварных явлений
г) показатель сравнения уровней ряда
д) обобщающая характеристика количественного признака
2 Индекс стоимости продукции исчисляется по формуле:
а)
б)
в)
г)
д)
а) индекс переменного состава
б) индекс постоянного состава
в) индекс структурных сдвигов
г) индекс товарооборота
д) индекс среднего уровня
4 Общий индекс – это:
а) показатель, измеряющий динамику сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы
б) индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуального индекса
в) нет правильного ответа
г) сумма индивидуальных индексов
д) произведение индивидуальных индексов
5 Средняя цена по данным на несколько дат при равных промежутках времени:
а)
б)
в)
г)
д)
6 Агрегатная форма индекса цен:
а)
б)
в)
г)
д)
7 При наличии данных наряду с ценами, сведений о количестве проданных товаров в расчёте средних цен применяется формула:
а)
б)
в)
г)
д)
8 Изменение цен по отдельным товарам характеризуется индексом:
а)
б)
в)
г)
д)
9 Индекс средних цен переменного состава:
а)
б)
в)
г)
д)
10 Формула абсолютного прироста товарооборота:
а)
б)
в)
г)
д)
11 Индекс Пааше (средняя гармоническая формула):
а)
б)
в)
г)
д)
12 Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула):
а)
б)
в)
г)
д)
13 Взаимосвязь индексов переменного, постоянного (фиксированного) состава и структурных сдвигов:
а)
б)
в)
г)
д)
14 Взаимосвязь индексов товарооборота, цены и физического объёма товарооборота:
а)
б)
в)
г)
д)
15 Индексом переменного состава в статистике называется:
а) отношение базисных индексов
б) отношение цепных индексов
в) отношение двух общих индексов
г) отношение двух индивидуальных индексов
д) отношение двух средних величин
Перечень рекомендуемых источников информации
Основная литература:
1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование).
2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература:
1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
Электронные ресурсы:
1 Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.