Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Методические рекомендации
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
50165107315«учебно-МЕТОДИЧЕСКИЕ издания»
00«учебно-МЕТОДИЧЕСКИЕ издания»
О.И. Рочева
Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
ПМ.03 « Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
МДК 03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников»
Методические рекомендации по учебной и производственной практике
Для студентов, обучающихся по специальности
050144 Дошкольное образование
Сыктывкар ► 2016◄ГПОУ СГПК
УДК 377.5
ББК 74.57
Р 80
Р 80 Рочева, О.И. Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования [Текст]: методические рекомендации по учебной и производственной практике: ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», МДК 03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников»: для студентов, обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование / О.И.Рочева. – Сыктывкар: ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова, 2016. – 30 с.
В пособии представлено содержание учебной и производственной практики студентов по междисциплинарному курсу 03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников» профессионального модуля ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Методические рекомендации содержат алгоритм анализа предметно-развивающей среды в группе, занятий, составления конспектов занятий, развлечений по математическому развитию дошкольников, режимных моментов с включением задач математического содержания. Предложены конкретные примеры содержания, оформления разных форм работы студента на практике.
Использование предложенных методических рекомендаций на учебной и производственной практике помогут сформировать у студентов ряд общих и профессиональных компетенций, в том числе и аналитические умения, умение планировать педагогический процесс, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения, умение использовать современные образовательные технологии в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
Представленные материалы могут быть использованы для организации и проведения практики по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Рекомендации предназначены для студентов по специальности 050144 «Дошкольное образование», руководителей практики, а также воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений, работающих со студентами.
©Рочева О.И. 2016
© ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» 2016
284226046101000Содержание
Пояснительная записка 4
1. Примерный тематический план учебной практики 7
2. Примерный календарно-тематический план производственной практики 7
3. Методические рекомендации к проведению разных видов заданий на учебной и производственной практике 8
3.1. Анализ показательных занятий по методике математического развития дошкольников 8
3.2. Анализ уголка занимательной математики 9
3.3. Проведение диагностики по выявлению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 10
3.4. Организация и проведение разных видов игр по математике (дидактических, логико-математических, подвижных, словесных, пальчиковых) 19
3.5. Организация и проведение студентами режима дня в своей возрастной группе 19
3.6. Подборка и изготовление логико-математических игр для детей дошкольного возраста 20
3.7. Изготовление рабочих листов по всем разделам формирования элементарных математических представлений 21
3.8. Разработка содержания занятия по математическому развитию детей (для своей возрастной группы) 22
3.9. Примеры включения работы математического содержания в разные режимные моменты 27
4. Содержание портфолио 29
5.Образец оформления титульного листа портфолио студента 30
277685574612500
Пояснительная записка
Учебная и производственная практика «Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» осуществляется в рамках модулей ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей и соответствующих профессиональных компетенций
Практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов. Она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов колледжа. Выделение данного вида практики связано с необходимостью уточнения, углубления знания о специфике педагогического процесса в группах детей дошкольного возраста. Данный вид практики проводится на базе различных дошкольных учреждений, где студенты выступают в роли помощника воспитателя.
Цель учебной и производственной практики: формирование у студентов основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта работы в группах дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС СПО и овладение ими соответствующими профессиональными компетенциями.
Задачи практики:
– закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, МДК 03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников»;
– овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
– овладение умениями проводить мониторинг развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– овладение умениями планировать работу по математическому развитию в группе с детьми дошкольного возраста;
– освоение специфики педагогического процесса, формирование практических умений организовать и проводить воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста;
– формирование умения анализировать педагогический процесс и оценивать результаты работы с детьми дошкольного возраста;
– формирование профессиональных и общих компетенций, а также профессионально-личностных качеств педагога.
Формируемые общие компетенции в ходе практики:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективности и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции в ходе практики:
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
знакомятся со спецификой развивающей среды в группах дошкольного возраста;
наблюдают за работой педагогов, анализируют результаты, изучают специфику работы воспитателя;
изучают педагогические особенности развития детей дошкольного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность;
разрабатывают предложения коррекционной работы с детьми;
изучают методы, приемы и средства проведения занятий с учетом особенностей возраста детей, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность по формированию элементарных математических представлений;
самостоятельно проводят режимные процессы с включением разных видов деятельности математического содержания;
самостоятельно разрабатывают конспекты проведения игр и других видов деятельности в группах дошкольного возраста;
самостоятельно разрабатывают и проводят с детьми занятия в своей возрастной группе по методике математического развития в соответствии с планом практики;
- осуществляют рефлексию педагогической деятельности.
Учебная и производственная практика по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования проходит в VI семестре на III курсе. Учебная практика с погружением, производственная – рассредоточенно. Рекомендуемое количество часов на учебную практику – 12, на производственную – 108 часов (3 недели).
Каждый вид деятельности оценивается методистом, в конце практики выставляется дифференцированный зачет в журнале и зачетной книжке.
Данные методические рекомендации помогут студентам в организации и проведении разных видов работы на учебной и производственной практике:
– в разработке содержания диагностических заданий по выявлению элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп,
– в разработке содержания занятий, развлечений по математическому развитию детей дошкольного возраста, разных видов деятельности в процессе проведения режимных моментов с включением задач математического содержания,
– в проведении педагогического процесса по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста,
– в проведении анализа образовательной среды в конкретной возрастной группе, в ДОУ,
– в проведении анализа режимных моментов, занятий, развлечений.
Отчетная документация по практике:
дневник практики;
отчет по итогам практики;
портфолио по практике.
1. Примерный тематический план учебной практики
Содержание практики Количество часов
Разработка конспекта занятий по ФЭМП в разных возрастных группах (по выбору студента) 4 часа
Разработка конспекта проведения режимных моментов с включением математического содержания в разных возрастных группах (по выбору студента) 4 часа
Создание картотеки разных видов игр математического содержания 2 часа
Моделирование практических ситуаций 2 часа
2. Примерный календарно-тематический план производственной практики
№ дня Содержание
1-й день 1. Просмотр занятий по математическому развитию детей в разных возрастных группах. Анализ просмотренных занятий.
Домашнее задание
1.Изучить программу по математическому развитию детей в разных возрастных группах
2. Подготовиться к проведению диагностики (разработать диагностические задания, подготовить наглядные пособия к проведению диагностики)
2-й день 1. Анализ оснащения методического кабинета (методическая литература, наглядные пособия, доклады, опыт работы воспитателей), уголка занимательной математики в группе.
2. Проведение диагностики по выявлению уровня математического развития детей во 2-ю половину дня. Оформление результатов диагностики.
Домашнее задание
1. Разработать содержание индивидуальной работы с детьми по результатам проведённой диагностики.
2. Подобрать разные виды игр (дидактические, логико-математические, подвижные, словесные, пальчиковые) для детей дошкольного возраста, подготовить наглядные пособия.
3. Разработать конспект проведения занятия, режимных моментов, подготовить наглядность.
3-й день 1-й студент. Проведение режима дня, разных видов игр с обязательным включением задач математического содержания, индивидуальной работы по результатам проведенной диагностики в 1-ю половину дня. Анализ проведения занятия второй студенткой.
2-й студент. Проведение занятия по математике
Домашнее задание
1. Разработать рабочие листы для индивидуальной работы с детьми (по результатам диагностики).
2. Ознакомиться с содержанием рабочих тетрадей по математике по своей возрастной группе.
4-й день Студенты меняются заданиями
Домашнее задание
1. Разработать содержание развлечения, индивидуальной работы, подготовить наглядность.
2. Подобрать развивающие игры, подготовить наглядность.
5-й день 1-й студент. Проведение режима дня, индивидуальной работы с детьми по результатам диагностики (на основе рабочих листов, рабочих тетрадей), развивающих игр математического содержания (с блоками Э.Дьенеша, палочками Х.Кюизенера, кубиками Б.Никитина, играми В. Воскобович и др.). Анализ проведения развлечения второй студенткой.
2-й студент. Проведение развлечения математического содержания.
Домашнее задание
1. Разработать содержание развлечения
2. Подобрать развивающие игры, подготовить наглядность.
6-й день Студенты меняются заданиями
Домашнее задание
1. Разработать содержание интегрированного занятия с решением задач математического содержания.
2. Разработать содержание разных видов деятельности с включением математических задач
7-й день 1-й студент. Проведение режима дня с включением разных видов деятельности математического содержания, анализ проведения занятия второй студенткой.
2-й студент. Проведение интегрированного занятия с решением задач математического содержания.
Домашнее задание
1. Оформить портфолио.
8-й день Студенты меняются заданиями
Подведение итогов практики.
3. Методические рекомендации к проведению разных видов заданий
на учебной и производственной практике
3.1. Анализ показательных занятий по методике математического развития дошкольников
Рекомендации к выполнению задания
Пронаблюдать занятия в разных возрастных группах. При анализе занятия придерживаться следующего плана.
Анализ целей и задач занятия:
все ли задачи определены: развивающие, образовательные, речевые, воспитательные);
соответствуют ли задачи поставленной цели, возрасту, программе обучения;
правильно ли сформулированы задачи;
выполнены ли программные задачи на занятии.
Анализ структуры занятия:
какие структурные части можно выделить;
имеется ли взаимосвязь между частями занятия;
поставлена ли перед детьми цель предстоящей деятельности в каждой части занятия;
мотивирована ли деятельность детей;
подведен ли итог каждой части, занятия и занятия в целом.
Анализ познавательной деятельности на занятии:
какие приемы активизации познавательной деятельности использовал воспитатель (констатирующие, поисковые, обобщающие вопросы, проблемные ситуации и др.);
эффективность приемов.
Анализ словарной работы на занятии:
какие приемы словарной работы использовал воспитатель;
их целесообразность.
Анализ речи воспитателя:
точность указаний;
правильная формулировка вопросов;
дикция;
эмоциональная выразительность речи.
Анализ материально-технического обеспечения занятия:
какие ТСО, ИКТ были использованы и их целесообразность;
правильно ли подобран наглядный материал: соответствие теме, задачам, методическим требованиям; их количество; эстетический вид.
Общие впечатления о занятии.
3.2. Анализ уголка занимательной математики
Рекомендации к выполнению задания
Ответьте на следующие вопросы:
Где расположен уголок, его удобство. Какое освещение уголка?
Каково оформление уголка?
Каково содержание уголка?
Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке?
Для чего организует уголок? Каково его воспитательное значение?
3.3. Проведение диагностики по выявлению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Рекомендации к выполнению задания:
– составить диагностические задания по всем разделам развития элементарных математических представлений;
– изготовить (подобрать) наглядность для проведения диагностических заданий в соответствии с требованиями,
– провести диагностику на практике,
– оформить протоколы проведения диагностики,
– оформить результатам проведённой диагностики в таблице, в рисунках
– вывести уровни развития детей,
– проанализировать результаты диагностики,
– составить план коррекционной работы с детьми.
Варианты диагностических заданий для детей дошкольного возраста
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы
Раздел «Количество»
Задание 1.
Цель. Выявить умение составлять группы однородных предметов.
Материал. Геометрические фигуры (разные по цвету (5 жёлтых и 5 красных), форме (5 кругов и 5 квадратов), величине (5 маленьких и 5 больших). Обруч.
Инструкция. Это домик (показывает на обруч). Здесь живут фигуры, похожие друг на друга по какому-то признаку. Кто здесь может жить? Засели их в домик. Почему ты решил, что именно эти фигуры живут в этом домике?
Задание 2.
Цель. Выявить умение понимать вопрос «сколько?», определять количество предметов «один» и «много».
Материал. 1 книга, 5 мячей в корзине, 1 машина в «гараже», 5 карандашей в коробке.
Инструкция. Сколько книг на столе? Сколько мячей в корзине? Сколько машин в гараже? Сколько карандашей в коробке?
Задание 3.
Цель. Выявить умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Материал. Нет
Инструкция. Каких предметов в группе много? Что в группе только одно?
Задание 4.
Цель. Выявить умение понимать вопрос «Поровну ли?», сравнивать 2 равные группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения, употреблять выражения «столько-сколько», «поровну».
Материал. 5 ёлок и 5 зайцев
Инструкция. Поровну ли ёлок и зайцев? Как это можно узнать? А ещё как? Что можно сказать о количестве ёлок и зайцев?
Задание 5.
Цель. Выявить умение понимать вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?», сравнивать 2 неравные группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения, употреблять выражения «больше», «меньше».
Материал. 5 морковок и 4 зайца.
Инструкция. Определи, чего больше: зайцев или морковок? Чего меньше: зайцев или морковок? Как это можно узнать?
Задание 6.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 5 морковок и 5 зайцев.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы зайцев и морковок было поровну? А ещё как?
Раздел «Величина»
Задание 7.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по длине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «длинный-короткий».
Материал. 2 палочки разного цвета, разные по длине (разница в размерах 3 см.)
Инструкция. Сравни палочки по длине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о длине красной палочки? Что можно сказать о длине синей палочки?
Задание 8.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 ёлочки по высоте приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по высоте».
Материал. 2 ёлочки одинаковые по высоте.
Инструкция. Сравни ёлочки по высоте. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о высоте ёлочек?
Раздел «Форма»
Задание 9.
Цель. Выявить умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Материал. Круг, квадрат, треугольник.
Инструкция. Назови фигуры, которые лежат на столе.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 10.
Цель. Выявить умение различать левую и правую руки, пространственные направления от себя
Материал. Флажок, матрёшка
Инструкция. Подними флажок вверх. Опусти вниз. Возьми флажок в правую руку. Возьми флажок в левую руку. Определи, где находится матрёшка? (Переставлять матрёшку: слева, справа, сзади, спереди)
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 11.
Цель. Выявить умение ориентироваться в контрастных частях суток
Материал. 4 картинки, отражающие деятельность детей в разные части суток
Инструкция. Расскажи, что делают дети на этой картинке? В какое время суток (когда) это бывает?
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы
Раздел «Количество и счёт»
Задание 1.
Цель. Выявить умение разбивать множество на части и воссоединять их.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Как называется каждая часть? Объедини их снова в одну группу. Как теперь называется группа?
Задание 2.
Цель. Выявить умение устанавливать отношение между целым множеством и отдельной его частью.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Что больше (меньше): целая группа или часть?
Задание 3.
Цель. Выявить умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), разделённые на 3 части: по цвету, форме, величине.
Инструкция. Сравни количество фигур в каждой части. Чего больше (меньше)? Как ты это сделаешь? Как ещё можно сравнить?
Задание 4.
Цель. Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными.
Материал. 10 разных игрушек.
Инструкция. Сколько игрушек перед тобой? Сосчитай.
Задание 5.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. 2 группы предметов (например, 6 кругов и 7 треугольников)
Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?
Задание 6.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 6 кругов и 7 треугольников.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? А ещё как?
Задание 7.
Цель. Выявить умение отсчитывать в пределах 10.
Материал. 20 геометрических фигур.
Инструкция. Отсчитай 7 фигур.
Задание 8.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 9.
Цель. Выявить умение различать и называть цифры, понимать, какое число обозначает цифра.
Материал. Карточки с цифрами, расположенные в беспорядке.
Инструкция. Покажи цифру 7. Что она обозначает? Назови остальные цифры.
Задание 10.
Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.
Материал. Любые 10 разных игрушек или их изображения, расположенные в ряд (например, юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля).
Инструкция. Какой по счету стоит матрешка? Как ты определил?
Раздел «Величина»
Задание 11.
Цель. Выявить умение сравнивать 10 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее…, самая длинная»)
Материал. 10полосок разного цвета, разной длины (разница 1 см.).
Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.
Задание 12.
Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.
Раздел «Форма»
Задание 13.
Цель. Выявить умение различать и называть овал, сравнивать его с прямоугольником.
Материал. Геометрические фигуры (обязательно овал и прямоугольник).
Инструкция. Назови все геометрические фигуры. Чем похожи овал и прямоугольник? Чем они отличаются друг от друга?
Задание 14.
Цель. Выявить представления о четырёхугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники).
Инструкция. Назови одним словом эти геометрические фигуры. Почему ты так решил? Докажи.
Задание 15.
Цель. Выявить умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Материал. Предметы разной формы (или их изображения) – квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные, круглые: книги, картина, одеяла, крышки столов, поднос, блюдо, тарелки, платок и др.
Инструкция. Назови, какой формы все эти предметы.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 16.
Цель. Выявить умение определять своё пространственное местоположение относительно других предметов.
Материал.5 игрушек: кукла в центре, заяц, лошадка, медвежонок, мышонок (расположены лицом к ребёнку)
Инструкция. Кто сидит справа (слева) от куклы? Кто сзади куклы? Кто впереди?
Задание 17.
Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал. На листе бумаги размером А4 нарисованы (приклеены) разные предметы или геометрические фигуры (справа, слева, вверху, внизу, в середине по углам)
Инструкция. Назови, что где нарисовано.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 18.
Цель. Выявить представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Материал. Можно использовать картинки, изображающие части суток (природные явления, деятельность детей).
Инструкция. Назови одним словом всё то время, когда пройдёт утро, день, вечер, ночь.
Задание 19.
Цель. Выявить умения определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материал. Можно использовать модели дней недели.
Инструкция. Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Раздел «Количество и счёт»
Задание 1.
Цель. Выявить умения объединять 2 множества в одно множество, называть полученное множество
Материал. На листе бумаги нарисованы 2 множества: рыбы и сливы
Инструкция. Какие группы предметов ты видишь? Можно ли эти 2 группы объединить в одну? Как будут называться сливы и рыбы вместе?
Задание 2.
Цель. Выявить умения дополнять множество отдельными элементами или частями
Материал. На листе бумаги нарисовано множество, состоящее из нескольких частей, например: продукты питания (еда) – рыбы и сливы.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Чем можно дополнить данную группу предметов?
Задание 3.
Цель. Выявить умения удалять из множества отдельные элементы или части.
Материал. На листе бумаги нарисовано множество, состоящее из нескольких частей, например: продукты питания (еда) – рыбы, сливы, хлебобулочные изделия.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Можно ли убрать из этой группы какую-то часть? Убери. Как теперь называется группа?
Задание 4.
Цель. Выявить умения устанавливать отношения между отдельными частями множества разными способами (путём составления пар предметов, на основе счёта, на основе соединения предметов стрелками)
Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты), шаблоны стрелок, вырезанные из бумаги.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Раздели эту группу на части. Определи, в какой части фигур больше (меньше)? Как ты определил? Как это можно сделать ещё?
Задание 5.
Цель. Выявить умение считать в пределах 20.
Материал. 20 разных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета, величины.
Инструкция. Сколько геометрических фигур перед тобой?
Задание 6.
Цель. Выявить умение определять порядковое место предмета в ряду (в пределах 20), пользуясь порядковыми числительными.
Материал. 20 разных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета, величины.
Инструкция. На котором месте красный треугольник? Как ты это узнал?
Задание 7.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. Может отсутствовать (можно использовать карточки с цифрами).
Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?
Задание 8.
Цель. Выявить умение называть предыдущее и последующее числа к названному.
Материал. Может отсутствовать (можно использовать карточки с цифрами).
Инструкция. Назови число, которое стоит до 6; после 6.
Задание 9.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 10.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 10).
Материал. 10 кругов разного цвета.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число?)
Задание 11.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из двух меньших чисел (в пределах 10).
Материал. 30 кругов, окрашенные с одной стороны в красный цвет, с другой стороны в синий цвет (или палочки Кюизенера).
Инструкция. Составь число 6 из двух меньших чисел. Покажи все варианты. Назови эти числа.
Задание 12.
Цель. Выявить умение составлять простую арифметическую задачу на действие сложения, понимать структуру задачи.
Материал. 5 яблок (или др. предметы).
Инструкция. Составь арифметическую задачу про яблоки, которая решалась бы с помощью действия сложения. Назови две части задачи.
Раздел «Величина»
Задание13.
Цель. Выявить умение считать по заданной мере.
Материал. 10 яблок.
Инструкция. Сколько пар яблок перед тобой?
Задание 14.
Цель. Выявить умение делить предмет на 8 равных частей путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 8 частей. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна восьмая часть или половина? Две восьмых или четверть? Четыре восьмых или половина? Восемь восьмых или целый предмет?
Задание 15.
Цель. Выявить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки, устанавливать связь между величиной мерки и полученным результатом
Материал. Лист бумаги, 2 палочки (полоски) разной длины и цвета (палочки Кюизенера)
Инструкция. Измерь длину листа бумаги красной палочкой (полоской). Назови полученный результат. Измерь длину бумаги оранжевой палочкой (полоской). Назови полученный результат. Объясни, почему получились разные числа при измерении одного и того же предмета?
Задание 16.
Цель. Выявить умение измерять объём жидких веществ с помощью условной мерки.
Материал. Из детского набора чайник с водой, прозрачный мерный стаканчик, пустая миска, фишки.
Инструкция. Измерь объём воды в чайнике. Назови полученный результат.
Задание 17.
Цель. Выявить умение сравнивать массу предметов.
Материал. 2 предмета, контрастно отличающиеся по массе.
Инструкция. Сравни предметы по массе.
Раздел «Форма»
Задание 18.
Цель. Выявить представления о многоугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструкция. Назови одним словом эти фигуры. Объясни, почему ты так назвал.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 19.
Цель. Выявить умение ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги), располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Материал. Лист бумаги, геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине (или любые предметы, или их изображения)
Инструкция. Положи красный круг в верхнем левом углу, жёлтый треугольник в нижнем правом углу, овал справа от круга, между овалом и кругом маленький треугольник, рядом с жёлтым треугольником зелёный квадрат, перед зелёным квадратом большой квадрат и т.д. А теперь расскажи, как ты расположил геометрические фигуры.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 20.
Цель. Выявить представления о последовательности дней недели.
Материал. Может отсутствовать.
Инструкция. а) Какой день недели стоит между понедельником и средой?
б) Какие дни между понедельником и пятницей?
в) Назвать, какой день недели будет через 2 дня после воскресенья, вторника.
Задание 21.
Цель. Выявить представления о последовательности месяцев года.
Материал. Может отсутствовать.
Инструкция. Назвать, какой месяц идёт после января, марта, мая, перед апрелем, февралём, августом.
Образец оформления протокола проведения диагностики
Протокол № 1
Имя ребенка: Горелкова Вета
Дата проведения: 18. 12. 08.
Время проведения 8.00 – 8.10
№ зад. Ответ ребенка Оценка
1 .
2.
3. Ребёнок раскладывает фигуры по цвету. Говорит: «Здесь будут жить красные фигуры, а здесь – жёлтые. Вот так. Потому что эти все красные, а эти все жёлтые» (показывает обобщающим жестом оба домика
Один. Много. Один. Много.
Ребёнок молчит. 2
1
0
Образец оформления результатов проведённой диагностики в таблице
Таблица № 1
Результаты проведённой диагностики по ФЭМП у детей младшей группы
№ п/п
И. ребенка
Номер задания
общ.
кол.
баллов.. ср. балл уровень
1
2
3
4
5
6
1. 2. 3. Общее
кол.баллов
баллов % усвое-ния задачи Подводить итоги необходимо по «горизонтали» таблицы (т.е. выявить уровень развития одного конкретного ребенка), и по «вертикали» таблицы (т.е. выявить уровень сформированности элементарных математических представлений у детей в группе по конкретной программной задаче). Полученные результаты отразить в рисунках (диаграмме и гистограмме)
Литература
Некоторые подходы к диагностике математического развития дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / сост. А.Смоленцева, О.Пустовойт. – Н. Новгород, 1993.
2. Рочева, О.И. Методика обучения дошкольников математике [Текст]: Краткий курс / О.И. Рочева. – Сыктывкар, 2014. – С. 11-12.
З.4. Организация и проведение разных видов игр (дидактических, логико-математических, подвижных, словесных, пальчиковых) по математике
Рекомендации к выполнению задания
Составить конспект, подготовить наглядный материал для организации игр. Продумать эффективную тактику проведения разных видов игр в своей возрастной группе.
Студенту необходимо продумать следующее.
Название игры. К какому виду игр она относится?
Воспитательно-образовательная ценность игры.
Занимательность и новизна содержания.
Стиль и тон общения с дошкольниками в процессе игры, учет эмоционального состояния детей.
Приемы ознакомления с игрой и руководства ее ходом.
З. 5. Организация и проведение студентами режима дня в своей возрастной группе
Рекомендации к выполнению задания
Самостоятельно провести режимные процессы по заранее составленному и заверенному конспекту. Конспект заверяется у воспитателя и методиста.
Изучив программу и уровень сформированности элементарных математических представлений и умений у детей, получив консультацию у методиста разработать конспект по организации и проведению режимных моментов с обязательным включением задач математического содержания в первую половину дня. Каждый режимный момент имеет свою цель, методы и приемы, включающие математическое содержание. Подобрать художественное слово математического содержания (стихи, потешки, загадки, поговорки, пословицы, сказки, песенки), необходимое для поддержания интереса к выполнению режимных процессов.
Образец планирования индивидуальной работы с детьми вне занятий.
В плане указывается время проведения работы, имя ребенка, цель, ключевые задания и вопросы, используемый материал.
Например. Прогулка. Индивидуальная работа по математике с Сашей, Дашей.
Цель: развивать представления об относительности величины предметов, развивать глазомер.
Задание: «Найди (назови, подбеги) на участке самое высокое (низкое) дерево. Что выше: береза или рябина, рябина или ель, береза или ель?».
Утро. Дидактическая игра «Залатай одеяло». Индивидуальная работа по математике с Катей.
Цель: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), подбирать фигуры по форме, цвету и величине.
Материал: «одеяло» с прорезанными дырками разной формы, геометрические фигуры разного цвета, формы, величины, конфигурации, зайчик – игрушка.
Игровое действие: помочь персонажу залатать одеяло заплатками нужной формы, цвета, величины.
Вечер. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Индивидуальная работа по математике с Ниной.
Цель: закреплять умение различать цифры, соотносить количество предметов (кружочков) с соответствующей цифрой.
Материал: «монеты» – числовые фигуры, «ценники» – карточки с цифрами. Игровое действие: покупка товара, оплата стоимости товара (по ценнику) соответствующей монетой (числовой фигурой).
3.6. Подборка и изготовление логико-математических игр для детей дошкольного возраста
Рекомендации к выполнению задания
– составление картотеки логико-математических игр, разработанных разными авторами, указав название игры, её цель, материал, краткое содержание
– апробация на практике.
Литература
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений/ А.В.Белошистая. – М.: Гуманист. издательский центр «Владос», 2004 – 400 с.: ил. – С. 279 –295.
Давайте поиграем [Текст]: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий [и др.]; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.– 80с.: ил.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя ДОУ [Текст] / под редакцией Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М: Просвещение, 1989. – 189 с.
Математика до школы [Текст]: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А.Смоленцева, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др..– СПб.: Акцидент, 1998.– 191с.:ил.
Математика от трех до семи [Текст]: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.-сост. З.А Михайлова, Э.Н.Иоффе.– СПб.: Акцидент, 1998 – 176с.: ил.– (Библиотека программы «Детство»).
Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя ДОУ/ З.А. Михайлова. – СПб., 1999. – 128 с.
Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] /Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб, Акцидент, 2004. – 96 с.: ил.
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст]: 3-е изд., доп./ Б.П. Никитин –М.: Просвещение, 1991.–160 с.: ил.
Папи, Ж. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям [Текст] / Ж. Папи, Ф. Папи. – Брюссель-Монреаль-Париж, 1968. – Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1974. – 192 с.: ил.
Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Издательство «Речь», 2004. – 48 с. Рочева, О.И.. Методика обучения дошкольников математике [Текст]: Краткий курс / О.И. Рочева. – Сыктывкар, 2014. – С. 13, 18, 23Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст]/ М. Фидлер. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р.Л.Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил.
3. 7. Изготовление рабочих листов по всем разделам формирования элементарных математических представлений
Рекомендации к выполнению задания
– подбор практического материала по всем разделам развития элементарных математических представлений (для одной из возрастных групп по выбору студента);
– изготовление рабочего листа в соответствии с требованиями (эстетическое оформление, правильная формулировка вопросов и заданий);
– апробация на практике.
Литература
Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребенком от рождения до 6 лет. – Екатеринбург, 2004.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.: Просвещение, 1984.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль, 1997.
Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: В 2 кн. – М: Владос, 2004. – Кн. 1: Конспекты занятий. Программа.
Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: В 2 кн. – М: Владос, 2004. – Кн. 1: Конспекты занятий. Программа.
Блехер Ф.Н. Дидактические игры. М., 1948.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2003.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. – Воронеж, 2003.
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.,1992.
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математическая тетрадь для дошкольников. - М.,1992.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. - М., 1993.
Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. – М., 2001.
Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 2-й год обучения. – М., 2001.
Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы. – М., 1993.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. – М., 2003.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет. – М., 2001.
Математика от трех до семи /Михайлова З.А. и др. - СПб., 1998.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М., 2000.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М., 2000.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Часть 1. - М, 2001.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Часть 2. - М, 2001.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1987.
М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр, С.В. Степанова. Математика в картинках. – М.: Просвещение, 1985.
Рабочие тетради, книжки-раскраски, познавательные книжки для детей дошкольного возраста.
3.8. Разработка содержания занятия по математическому развитию детей (для своей возрастной группы)
Рекомендации к выполнению задания
Схема планирования занятия
1. Тема (если занятие несюжетное, пишется новая программная задача).
2. Интегрируемые образовательные области
3. Цель
4. Задачи:
- образовательные задачи (чему и как учить, что закреплять, в чем упражнять) ;
- развивающие задачи (развитие всех психических процессов, особое внимание уделяется развитию мыслительных операций);
- воспитательные задачи (развитие нравственных качеств личности);
- словарная работа (в кавычках пишутся математические термины, ключевые выражения (предложения), выводы).
5. Пособия:
Д (демонстрационный материал): содержание, размер, количество.
Р (раздаточный материал): содержание, размер, количество на 1 ребенка.
6. Ход (пишется от первого лица, планируется постановка цели, мотивации, вопросы, предполагаемые ответы детей, задания, подведение итога каждой части и занятия в целом).
Образец конспекта занятия
Оформление титульного листа
Министерство образования и молодёжной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический педагогический колледж имени И.А.Куратова»
Конспект занятия
по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП).
в средней группе
Выполнила Гичева Елена,
студентка 131 группы
Преподаватель (руководитель практики): Рочева О.И.
2016 год
Оформление содержания конспекта
Тема: «В гостях у геометрических фигур».
Цель: познакомить детей с прямоугольником
1. Образовательные задачи:
а). Дать детям представление о прямоугольнике: 4 стороны, 4 угла, противоположные стороны равны, 2 стороны длинные, 2 – короткие; тонкий, плоский, неустойчивый, сравнить с квадратом (прямоугольник вытянутый, у него равны только противоположные стороны, а у квадрата – все).
Учить детей различать прямоугольник и называть его. Учить сравнивать прямоугольник с квадратом. Закрепить знания детей о свойствах треугольника, квадрата и круга.
б). Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (налево, направо, вперед, назад).
в). Упражнять детей в количественном счете в пределах 5, в умении называть числа по порядку.
2. Развивающие задачи:
а). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание.
б). Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, группировать геометрические фигуры по форме (независимо от размера и цвета геометрических фигур).
3. Воспитательные задачи:
а). Воспитывать культуру общения в гостях.
б). Воспитывать умение действовать коллективно, не мешать друг другу, отвечать по очереди.
Словарная работа: «прямоугольник», «противоположные (противо-лежащие) стороны», «по четыре», «треугольник», «квадрат», «круг».
Пособия.
Д: геометрические фигуры (круг – 30 см., квадрат – 30 см., треугольник – 30 см., прямоугольник – 50/20 см.), 4 медальона в форме квадрата, круга, треугольника и прямоугольника.
Р: полоски (длина - 50 см. и 20 см.), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и величины.
Оформление помещения: физкультурный зал украшен разными геометрическими фигурами.
Предварительная работа: подготовлены 4 ребенка из подготовительной группы, выполняющие роль квадрата, круга, треугольника и прямоугольника.
Ход занятия
Воспитатель (заинтересованно). Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто выслал это письмецо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Давайте прочитаем (открывает письмо и достает приглашение). Ух, ты, нам выслали приглашение в гости к геометрическим фигурам, послушайте, что они пишут: « Ребята, приходите к нам в гости. С вами очень хочет познакомиться одна геометрическая фигура, а как её зовут, вы узнаете у нас. Будем ждать! С уважением круг, квадрат, треугольник». Ну что, ребята, сходим в гости к геометрическим фигурам?
Дети. Да, сходим!
Воспитатель. Давайте соберемся, приведем себя в порядок и пойдем. (Заходят в физкультурный зал.) Тук-тук! Можно зайти?
Треугольник. А вот и наши ребята! Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Дети. Да! Здравствуй, Треугольник!
Треугольник. А как вы узнали, что я Треугольник?
Дети. У тебя три стороны и три угла.
Треугольник. Ой, какие молодцы!
Воспитатель. Это вы нам отправили приглашение?
Треугольник. Да! Добро пожаловать, вас уже все ждут! (На стульях сидят Квадрат и Круг.)
Квадрат и Круг. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте, Круг и Квадрат!
Круг и Квадрат. Молодцы, что вы нас не забыли!
Воспитатель. Ребята, посмотрите кругом, какая уютная комната у геометрических фигур. А где у вас тот гость, который хотел познакомиться с нашими ребятами. С вами (обращается к Кругу, Квадрату и Треугольнику) ребята уже знакомы.
Треугольник. Он здесь, но спрятался. Он хочет, чтобы ребята нашли его.
Воспитатель. Ну, хорошо. Ребята, поищем эту незнакомую геометрическую фигуру?
Дети. Да!
Треугольник. А мы вам будем подсказывать, в какую сторону идти и сколько шагов надо сделать. Чтобы не ошибиться в количестве шагов, вы тоже вслух считайте, сколько шагов будете делать.
Дети. Хорошо!
Фигура. Два шага – прямо.
Дети. Один, два.
Фигура. Три шага – налево.
Дети. Один, два, три.
Фигура. Один шаг – назад.
Дети. Один.
Фигура. Пять шагов – прямо.
Дети. Один, два, три, четыре, пять.
Фигура. Четыре шага – направо.
Дети. Один, два, три, четыре. А-а, вот мы и нашли тебя, неизвестная фигура. (Дети радуются, Прямоугольник выходит из-за занавески.)
Фигура. Молодцы, ребята! Вы нашли нашего друга.
Прямоугольник. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли познакомиться со мной.
Посмотрите на меня!
Я не круг и не квадрат
И не треугольник.
Я веселый друг ребят
Плоский прямоугольник!
Воспитатель. Ух, ты, какое интересное имя у этой фигуры. Да, ребята?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте вместе повторим имя нашего друга.
Дети. Прямоугольник!
Воспитатель. А давайте поближе с ним познакомимся. Посмотрите внимательно на Прямоугольник и скажите, сколько у него углов. Давайте вместе углы посчитаем. Я буду показывать, а вы считайте!
Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре угла.
Прямоугольник. Какие молодцы! А сколько у меня сторон? Можете посчитать?
Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре стороны.
Воспитатель. По сколько стало углов и сторон у Прямоугольника?
Дети. Поровну, по четыре. (Вмешивается Квадрат.)
Квадрат. А у меня тоже поровну углов и сторон!
Воспитатель. А ну-ка, ребята, давайте посчитаем, сколько сторон и углов у Квадрата?
Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре угла. Один, два, три, четыре. Всего четыре стороны. Углов и сторон по четыре.
Воспитатель. Действительно, у Квадрата и у Прямоугольника одинаковое количество сторон и углов. Чем же они друг от друга отличаются?
Дети. Прямоугольник длиннее!
Воспитатель. Да! Он вытянутый (выделяет интонацией).
Прямоугольник. Ой! Какие молодцы! Заметили отличие. А вы знаете, почему я, по-вашему, длинный?
Дети. Нет.
Прямоугольник. Тогда послушайте внимательно. Я вам расскажу свой секрет. У меня не все стороны равны, как у квадрата, а равны лишь две стороны, которые лежат друг против друга. По-другому их еще называют «противолежащие» или «противоположные». Посмотрите, вот нижняя и верхняя стороны – они длинные, а боковые стороны – короткие (показывает рукой, выделяет интонацией). Не верите? Проверьте! Я предлагаю вам проверить с помощью полосок, по очереди подойдите ко мне и наложите полоску на длинную сторону. Теперь возьмите короткую полоску и приложите к короткой, боковой стороне. Так, что вы можете сказать о длине коротких полос и моих коротких сторон?
Дети. Они равны между собой.
Прямоугольник. Молодцы! А если полоски, которыми вы проверяли длину моих сторон, не равны между собой, какой вывод вы можете сделать?
Дети. Две стороны длинные и две стороны короткие.
Прямоугольник. Правильно! Молодцы! А давайте проверим с помощью этих же полосок стороны квадрата?
Дети. Давайте!
Прямоугольник. А как вы это будете делать?
Дети. Наложением полосок.
Прямоугольник. Возьмите полоску равную стороне квадрата. Теперь, что надо сделать?
Дети. Наложить на каждую сторону.
Прямоугольник. Правильно! Чтобы убедиться, что они все равны полоске. Теперь возьмите длинную полоску и проверьте также. Подходит, нет эта полоска сторонам квадрата?
Дети. Не подходит.
Прямоугольник. Действительно, не подходит. А почему, кто скажет?
Дети. У квадрата все четыре стороны равны между собой.
Прямоугольник. Молодцы! А теперь, ребята, предлагаю поиграть в игру «найди свой домик». Посмотрите на палас, что там лежит?
Дети. Геометрические фигуры.
Прямоугольник. Правильно! Эти фигуры нужно разделить и найти для них домик. А домиками будут наши друзья: Круг, Квадрат, Треугольник и я Прямоугольник. Я буду говорить геометрическую фигуру, а вы будете искать эту фигуру; брать каждый по одной фигуре и нести к соответствующему домику.
Дети играют. В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Какую фигуру вы взяли?», «Какого цвета?», «Где будет она жить?».
Прямоугольник. Молодцы! Все фигуры разместились по домам. Понравилась игра?
Дети. Да!
Прямоугольник. Молодцы, мне тоже понравилось, как вы играли. Хотя геометрические фигуры были разного цвета, разной величины, вы сумели найти фигуру нужной формы и поселить в соответствующий домик.
Треугольник. Давайте, друзья - геометрические фигуры, мы встанем в ряд, а вы, дети, сосчитайте.
Дети. Один, два, три, четыре – всего четыре фигуры знаем.
Воспитатель. Давайте еще раз их имена назовем.
Дети. Квадрат, Треугольник, Круг и Прямоугольник.
Прямоугольник. Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились, А давайте, чтобы вы меня не забыли, я вам дам задание на дом: посмотрите внимательно вокруг и найдите все то, что похоже на меня, т.е. на прямоугольник. Если будет вам трудно, спросите у сестер и братьев, родителей. Хорошо!
Воспитатель. Спасибо, Прямоугольник, тебе за интересное задание! Мы обязательно его выполним.
Дети. И напишем вам письмо.
Прямоугольник. Мы все будем очень рады!
Воспитатель. Ну, ребята, нам пора обратно в группу, погостили у геометрических фигур, поиграли, познакомились с Прямоугольником, но пора идти. Давайте попрощаемся с Кругом, Треугольником, Квадратом и Прямоугольником.
Дети. До свидания Круг, Квадрат, Треугольник и Прямоугольник! Пишите.
3.9. Примеры включения работы математического содержания в разные режимные моменты
Утренняя беседа
Цель: продолжать формировать представления об относительности величины предметов, о способах измерения пространства (старшая-подготовительная гр.)
Беседа (начало – в умывальной комнате)
В.: Так как мы можем определять пространство? Наверх, вниз, вперед, назад (жестами вместе показываете). Чем можно измерять пространство? Да, линейкой, сантиметрами... (называют). А шагами можем измерить? Сейчас после завтрака (ужина) можете измерить, кто съест первым, пространство нашей группы, а потом поизмеряем и наш участок.
В..: Сколько же шагов составляют пространство нашей группы? (Дети измеряют шагами, результат разный). Почему ТАК по-разному получилось? Разные шаги – РАЗНАЯ МЕРКА. (Материал старшей группы). А какая же мерка постоянный дает результат?! (Демонстрируете разные варианты уже Вами подготовленных линеек, сантиметров и т.д. )
В.: Люди договорились и выбрали точную мерку. Но (чудо) не всегда считали метрами... А как? (Дождитесь эффекта – все замерли, и тогда шепотом и лукаво). Считали ЧЕТВЕРТЯМИ – это размер от большого пальца ладони до среднего. (Показываете, а дети повторяют). Еще считали ЛОКТЯМИ. Это расстояние от среднего пальца до локтя (показываете). А еще говорили “КОСАЯ САЖЕНЬ”– вот интересная мерка! Считали так: от левой пятки до пальцев поднятой правой руки. Если говорили: “Во, детинушка, “косая сажень в плечах” или говорят: “косая сажень роста и косая сажень в плечах”. Ну бывает так? Про рост так можно сказать, а про плечи..., (лукаво) наверно, прибавили для красного словца!
Возьмем на улицу сантиметр и измерим сажень. В ней должно быть 2 метра и 134 сантиметра. А можно и сейчас посмотреть на двери и решить, чей папа подошел бы под эту мерку. (Делаете замер и отмечаете на двери наклейкой). Знаете, скажу вам еще одну ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВКУ: оказывается, в гвардейский экипаж царицы Ее Величества Марии Федоровны подбирались мужчины только такого роста.
Экспериментирование
Цель: продолжать формировать представления о делениеи предметов, жидких веществ на равные части.
В.: (Вновь подошедшим детям) Вот литр молока (дайте банку литровую).
Надо разделить сыну и дочке поровну... В этой банке литр... А у меня есть ещё две банки: эта дочке, а эта сыну (пол-литровые, но детям размер не открываем пока). Одному нальем полную и другому нальем... В большой, литровой банке осталось? (Нисколечко). Разделили на две части... Пол-литра и пол-литра, в одной банке половина литра и в другой банке половина литра... Так, сколько половинок получилось? (Две). ЖИДКОСТЬ ИЗМЕРЯЮТ ЛИТРАМИ... Вот мы из этой банки пол-литровой выльем в литровую. А из пол-литровой опять выльем в пустую банку. Видите опять полная. Значит, в банки мы разлили поровну, а теперь соединили – опять литр полный. А какие жидкости вам известны? (Вода, молоко, бензин...) Так, нужно ли шоферу уметь измерять жидкость? Зачем?
Одевание.
В.: А штанины у вас одинакового размера или разного? (Одинакового). А может быть и разного...
Дети сразу начнут прикладывать одну штанину к другой.
В.: А рукава одного размера: левый и правый, или разного? (Опять будут накладывать...) Так все и накладывают..., чтобы узнать, одинаковые по длине или не одинаковые... Вот у нас в спальне ковер лежит и в группе, надо будет наложить, чтобы узнать, одинаковые они по длине или нет...
Дети: Надо измерить...
В.: А как? (Надо взять мерку...). Можно измерять меркой... А люди придумали мерку для измерения длины и назвали МЕТР, САНТИМЕТР, а если очень длинное измерение, то и километр... Это, когда они научились измерять... А когда ещё не очень умели, то как измеряли...? (Расстоянием между пальцами). Это было точное измерение? (Нет, у кого было точное, а у кого и нет).
Индивидуальные разговоры: читаешь, (другому) нужна ли портному математика? (Нужна). А что он должен знать в математике? (Измерять, считать, делить пополам, ведь, когда два рукава, надо разделить так, чтобы длина ткани была на каждом рукаве одинаковой.). А если брючины? (Тоже надо измерять, делить пополам). А когда пуговицы пришивает, так математика не нужна...?! Если на разных расстояниях, то пусть аукаются пуговицы... (Смеются и рассуждают).
Перед приемом пищи. В.: На обед каждому нужно по кусочку хлеба. Кусочки должны быть какие? (Одинаковые). Повар нарезал буханки хлеба. Но куски получились очень большими. В старшую нужно каждому по половинке куска, а в младшую по четвертинке. На сколько частей нужно разделить большой кусок, чтобы каждый получил по половинке? (На две части). На сколько же частей нужно разделить кусок хлеба, чтобы каждому досталось по четвертинке? После завтрака вы поможете повару разделить хлеб.
Литература
1. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад – дом радости. Подготовительная группа. Сентябрь. Ч.1-2: Книга для воспитателей. – СП, 1996.
2. Т.В. Тарунтаевой. Развитие и элементарных математических представлений у дошкольников. М. 1980
4. Содержание портфолио
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Дневник
4. Материалы по проведению мониторинга развития детей по образовательной области «Познание» (математическое развитие).
– содержание диагностических заданий
– протоколы проведения дагностики
– стимульный материал для проведения диагностик
– результаты проведённой диагностики (в таблице, рисунках)
– план коррекционной работы
5. Конспекты проведения режимных моментов;
6. Конспекты занятий по математике, интегрированного занятия
7. Конспекты развлечения
8. Наглядный материал, используемый на практике.
5. Образец оформления титульного листа портфолио студента
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Портфолио
по практике по организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК 03.04 «Теория и методика математического развития дошкольников»
Студентки131 группы Журовой Вероники
Руководитель практики – Рочева О.И.
Сыктывкар, 2016