Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию
МБДОУ « Детский сад «Теремок» пгт.Гвардейское» Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию Подготовил воспитатель:Наливайко Ирина Николаевна Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить любовь», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о патриотизме не вызывает удивления у тех, кто понимает, что он сам — часть своей страны и своего народа. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность Родине, а с другой – сохранение культурной самобытности народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, своему селу, улице, дому, в котором он живет, к детскому саду.Исторические знания важны для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славна она. Задачи патриотического воспитания - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; - формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Формирование патриотизма Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей Данная цель достигается через решение следующих задач: - познакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма. - приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность;- организовать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей;
В результате организации игровой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, дети узнают историю страны, историю родного города, символику отражающие герб, флаг страны, области и города, имена тех, кто прославил нашу Родину. Дошкольники называют улицы, на которых живут, стараются узнать историю названия своей улицы, с удовольствием играют в сюжетно – ролевые и дидактические игры, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма. Использование народной культуры в патриотическом воспитании Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Фольклор как средство приобщения к истокам народной культуры Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям Мал ещё, но рассудить я в силе, И никто меня не упрекнёт — Нет страны, прекраснее России! Этот вывод знаю наперёд! Вырасту — поезжу я по миру. И уверен, к берегам Родным, Будет тяга непреодолимой, Хоть откуда — но вернусь я к ним! Цели программ по патриотическому воспитанию 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию 2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания. 3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи 4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России 5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации (Герба, Гимна, Флага). 6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь.И даже улицы родной,Ты не найдёшь на карте той.Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом. В. Степанов Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Выставка «Национальные костюмы России» Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. Россия – Родина для многих!Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. В этом мире они не одни. С ними рука об руку идем мы взрослые, опора, надежда, вера, для каждого маленького человека. Маленькие, беззащитные, они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас. Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать. Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство» Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время. Вывод Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.