Основные формы и методы работы школьных библиотек по нравственно — патриотическому воспитанию


Горловский лицей № 4 « Элит»Основные формы и методы работы школьных библиотек по нравственно – патриотическому воспитанию Составила: Азаркевич Н.П., библиотекарь лицея № 4 «Элит» Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С.Михалков Что должны рекомендовать читателю библиотекари о войне?"Имя в истории Отечества", "Жизнь замечательных людей", "Мы в истории мировой цивилизации", "Пишем семейную историю", "Зов предков", "Что было, когда меня не было", "Когда бабушка была маленькой", "Мой день рождения в истории страны", "История моего дома", "Истории лицо живое", "Историю делаем мы". Некоторые темы, помогающие зародить у ребят интерес к прошлому: .. . Научить себя и учить других хранить эту память - одна из функций библиотекарей. Читаем книги о войнеСовременная задача детских, юношеских и школьных библиотек заключается в том, чтобы при поддержке телевидения и средств массовой информации возродить интерес к классике. Возрождение метода громкие чтения отрывков художественных произведений с последующим обсуждением существенно освежит и повысит качественный уровень системы методов воспитания школьников в духе патриотизма Предлагаю использовать при проведении мероприятий следующие названия и формы.Названия:"Ода солдатскому треугольнику", "Песни военных лет""Он вчера не вернулся из боя", "Бессмертен спасший Отечество""У войны не женское лицо", "Они защищали Родину""Я помню – значит я живу", "Жди меня...И я вернусь""Поклонимся великим тем годам«, «Время выбрало их»"Солдатами спасенная весна", «Женское лицо Победы»”Победа советского народа в Великой Отечественной войне“,”Есть такая профессия – Родину защищать“;”Поэзия войны священной»,«Отечества славные сыны», «Многое забудется, такое – никогда», «Время выбрало их»«Поклонимся великим тем годам…»«В сердце ты у каждого, Победа!»”Наш вклад в Победу «Остался в сердце вечный след войны»«Слава тебе, солдат!»«Эта память всей земле нужна»«Ваша Победа – наша жизнь»«Мы будем чтить ваш подвиг вечно»«Ты выстоял, мой край родной!»«Неугасима память поколений»«Бессмертен тот, кто Отечество спас»«Лишь об Отчизне думали солдаты»«Поклонитесь солдату, люди!», «Нет, не ушла война в преданье…»« Через все прошли и победили», «Вечная слава, вечная память!»«Остался в сердце вечный след войны»«Слава тебе, солдат!»«Эта память всей земле нужна»Ради мира на земле“; Приемлемыми будут такие формы работы как: громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, Дни открытых дверей, устные журналы, театрализованные представления, беседы, встречи с ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, уроки патриотизма, заседания клубов, конкурсы, фестивали и форумы, научно-практические и читательские конференции. Мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, виртуальные экскурсии и видеомосты) и др.Дискуссия, открытый микрофонвикторины, игры, конкурс рисунков   конкурс чтецов, вечера-встречи час историиисторико-литературный час  урок патриотизмакинолекторийлитературно-творческий конкурс Также предложу такие интересные формы, которые можно использовать в работе с читателями:Акции: «Солдатские письма», «Герои живут рядом»,  «От сердца к сердцу»;  «Вахта памяти», «Открытка ветерану», «Ветеран живет рядом», «Забота».Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Цель такого мероприятия – привлечение внимания к тайнам Великой Отечественной войны, раскрытие неизвестных фактов.Военный «огонек» – встреча с ветеранами и участниками войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера.Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моей семьи». Игровые формы- Конкурс стихов.        - Конкурс рисунков «Война глазами детей»- Конкурс «Встреча с военной песней». - Стенгазета «До Победы осталось … дней». Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка. Примеры выставок: «Патриотизм - любовь к своему Отечеству»,  «Донбасс в интерьере времени»,«Это нашей истории строки»«Донбасс– моя страна!», «Язык – богатство страны», «Поспеши окинуть взглядом красоту родной земли», «Мы – народ Донбасса, с многообразием культур и религий», «Город, в котором я живу», « Весна Победы», «Вечной памятью живы», Лицом к Победе», «Меняются цифры, стираются даты, но в памяти вечной шагают солдаты», «Была война, была Победа», «Книги памяти о павших в Афганистане», «Наши земляки – наша гордость», «Наш край родной в стихах  и прозе», «Я гражданин своей страны».  Выставка-экспозиция Академик Д. С. Лихачёв писал: "Память - это не сохранение прошлого, это забота о вечности. Память в одинаковой мере стремится к сохранению прошлого для вечности и будущего для будущего, чтобы оно тоже, в свою очередь, не ушло и служило вечности. Память - это форма воплощения вечности и преодоления времени." Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Основные аспекты патриотического воспитаниявозрождение национального самосознания граждан;- воспитание бережного отношения к историческому и духовно-культурному наследию страны; - сохранение национальных культур и развитие народного творчества; - развитие демократических ценностей и правовой культуры общества; - формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Ещё Л.Н. Толстой писал, что «тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края»;- повышение роли семьи и родственных отношений в воспитании духовно-нравственной личности;- забота о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения. М.Е.Салтыков- Щедрин: «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” Победа. 1941-1945 Сайт портала "Архивы России". Содержит архивные фотодокументы военного периода. Победители. Солдаты великой войны Представлена визуализированная модель хода войны, тексты, с представленными в них историческими фактами и воспоминаниями участников и очевидцев событий, архивные хроники. Великая Отечественная война. 1941-1945 Представлена история Великой Отечественной войны в рубриках: История, Фотографии. Плакаты, Политики, Полководцы, Герои и др. Спасибо за внимание