Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию
«Формы работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию»
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание младших школьников - одна из самых главных и значимых задач нашего времени. Это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своей страны и своего российского народа. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед воспитателем в педагогической деятельности.
Воспитание чувства патриотизма это формирование в личности ребенка -любви к родным местам, гордость за свой народ, уважение к историческому прошлому своего народа, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Чувство Родины я считаю, начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок , чему он удивляется и что вызывает ответный отклик в его сердце. И возможно многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пронизывают детское восприятие, они играют важную роль в организации личности патриота. Я думаю, что маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом.
В качестве методического решения я для себя определила основные направления и задачи по патриотическому воспитанию учеников класса. К ним относятся:
1.я и моя семья.
2. краеведческое
3. гражданское
4.экскурсионное.
1. моя семья : утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное становление семьи, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной и истории семьи.
Формы работы
- Классные часы («Профессии родителей железнодорожников », «Что обозначает мое имя», Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки.
2.к раеведческое направление: - осознание учащимися традиционной культуры своего народа, - формирование гордости и чувства сопричастности к судьбе Отечества, привитие учащимся чувства уважения и почтения к символам страны и города, - расширение знаний о родном крае, гордость за его героическое и трудовое прошлое и настоящее;
Формы проведения:
- Тематические беседы ( Маленькие герои большой войны(рассказы о детях защищающих Сталинград «Босоногий гарнизон»,пионеры –герои.
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
- Уроки мужества, воинской славы, мира.
- Праздники, посвященные дню Защитников Отечества и Дню Победы, истории России.
- Участие в школьных конкурсах «По боевым местам Волгограда и Волгоградской области ».- Участие в песни, посвящённом 72 -летию Сталинградской битве.
3.формы гражданско-патриотического воспитания, которые использую в классе:
- акции « Открытка ветерану», Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.Конкурсы рисунков, экскурсии в Краеведческий музей Царицын- Сталинград-Волгорад. Мама, папа, я – дружная семья.(Семья Кати Тумасовой). Здесь живет моя семья.(Авдеев Вадим.)
Концерты - поздравления ветеранов, - спортивные праздники-«Мама ,папа я спортивная семья»
Все мероприятия имеют цель -развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказать помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.
4.экскурсионно направление ставит своей задачей воспитание потребности в изучении родного края, города, истории школы на примере героического прошлого края и его героев.
Формы проведения:
- Посещение школьного музея.(1 этаж школы-интерната №7 ОАО «РЖД»- Посещение музеев и выставочных залов города.(Музей русской сказки).
- Экскурсии по историческим местам (Музей –панорама Сталинградской битвы)
-Встречи с интересными людьми города.(Рассказ ветеранов Вов).
- Экскурсии к памятным местам. (Памятник жертвам войны парк им. 8 марта Г.Волгоград). Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встречи с участниками войны.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – «О защитниках родной земли Отечества».
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события ВОВ.
- Использование аудио и видео аппаратуры для просмотра и слушания музыкальных произведений о войне, родной земле, показы детям фильмов о подвигах русских людей.
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам. Создание альбомов.
- Художественное творчество детей (изготовление поделок и сувениров для ветеранов войны и труда, рисование, лепка, аппликация).
Патриотическое воспитание в современных условиях объективно является ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Это наиболее из значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества. Воспитатель является тем направляющим колёсиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным трудом вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.
Подводя итоги моей работы по -патриотическому воспитанию класса хочется более подробно остановится на следующих работах уч-ся класса.
Приложение№1 Сочинение ученика 4 класса Селютина Кирилла
«МОЙ ПРАДЕДУШКА.
Приложение№2 Сочинение –эссе ученика 4 класса Белошапкина Игоря «Потомкам в пример».
-381000-454660
Сочинение ученика 4 класса Селютина Кирилла
МОЙ ПРАДЕДУШКА.
Я хочу рассказать про моего прадедушку - Ковтун Ефима Антоновича. К сожалению, я его не видел живым, а знаю про него только со слов мамы.
Он был лётчиком-истребителем во время Великой Отечественной войны. Летал на самолётах ЯК-9, ИЛ-16, ИЛ-2. Эти военные самолёты применялись на небольших высотах, поддерживали наземные войска. Однажды, выполняя очередной полёт, он вместе со вторым пилотом был атакован немецкими истребителями. Его напарник погиб в этом бою, а дедушку спасла от пули алюминиевая фляжка от воды, которая была у него в лётной куртке. Эта старенькая боевая фляжка хранится у нас дома.
Мама рассказывала, что дедушка не любил вспоминать о войне. Наверное, тяжело было думать , как погибали товарищи, сколько вокруг было горя, слёз, потерь. Дедушка был человеком мирной профессии - мастер пошива мужской одежды, любил рисовать, играл на баяне, любил фотографировать, прекрасный рыбак.
Дедушка прошёл всю войну и закончил её в Берлине, в мае 1945 года, где расписался на Рейхстаге. Был награждён орденом Отечественной войны II степени и другими наградами за героизм и отвагу. Наши прадедушки и прабабушки сражались за мирное небо, за то, чтобы мы учились, трудились и никогда не знали, что такое война.
Сочинение –эссе на тему «Потомкам в пример»
ученика 4 класса «Школа-интернат №7 ОАО «РЖД»
Белошапкина Игоря
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не
имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное
время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности.
Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.
2015 год –это год 70 –летия окончания Второй мировой войны.В летописи военных лет есть имена героев, жизнь и подвиги которых навсегда запечатлелись в памяти народа. Для меня в ряду этих герое особое место занимает мой дед Александр Артамонович – участник Великой Отечественной войны.
Александр Артамонович родился 27 октября 1919 года в крестьянской семье в деревне Мантурово, Кологривского района, Костромской области.
В 1934 году окончил сельскую школу. Позже окончил курсы трактористов и работал в колхозе.
10 октября 1939 года Поспелов Александр Артамонович был призван на действительную службу в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальский военный округ.
В январе 1943 года был направлен в распоряжение 2-й Гвардейской армии. Позже был переведён в распоряжение штаба 86-й стрелковой дивизии.
26 июля 1943 года 3-й стрелковый батальон 263 гвардейского полка получил приказ: взять село Степановка (Донецкая область) и удержать его до подхода главных сил.
Выполняя приказ Ставки ВГК командующим Южным фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин принял решение нанести главный удар в центре Миусфронта силами трёх армий (5-й ударной, 2-й гвардейской и 28-й).
В ходе этой операции батальон, в котором лейтенант Поспелов командовал ротой, пошёл в наступление. В это время в воздухе появились вражеские самолёты. Они бомбили и обстреливали боевые порядки наступающих, прижимали их к земле. Связь с ротой и полком была прервана. Лейтенанту Поспелову пришлось действовать самостоятельно.
Четверть личного состава роты вышла из строя. Оставшимся в живых те раненые, кто ещё мог держать оружие, самоотверженно отражали натиск противника до прихода на помощь 8-й и 9-й рот. Вместе наступающим 263-м гвардейским полком форсировали реку Миус. Успех был обеспечен. Враг беспорядочно отступал.
За проявленную храбрость и отвагу в этом трудном бою личный состав 7-й роты был отмечен правительственными наградами, а её командиру Поспелову Александру Артамоновичу было присвоено очередное воинское звание – старший лейтенант и вручен орден Красной Звезды.
Отгремели бои. Гвардии старший лейтенант Поспелов Александр Артамонович , в 1946 году уволился в запас. Но искать лёгкой работы мой дед не стал и поступил в Народный комиссариат внутренних дел. 30 лет проработал в исправительно-трудовых учреждениях полковник внутренней службы Поспелов.
Но, несмотря, на любовь и преданность к своей работе, мой дед мечтал создать свою семью. И в 1946 году он знакомится с моей бабушкой Таисией Дмитриевной Гордиенко (Поспелова), а в 1947 году они поженились.
Александр Артамонович прожил трудную и долгую жизнь, его не стало 18 августа 1994 года, для него жизнь была боевой дорогой, по которой он шёл, отдавая нужному делу силы и огонь своей души.