Работа по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися в начальной школе

З.М. Фазлеева
МБОУ «СОШ №4»
Работа по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися в начальной школе
Словари Ожегова, по этике, философский, политический определяют понятие патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите.
Основной задачей военно – патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно – нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственных символов, истории воинской славы России, и воинских традиций, выработка уважительного к ним отношения).
Цели:
Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
Воспитание патриотических качеств личности в соответствии с концепциями патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность педагога, как классного руководителя, будет направлена на организацию сотрудничества с семьей, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны методы взаимодействия. От своей работы по патриотическому воспитанию я жду следующих результатов: к моменту окончания начальной школы у обучающихся должны быть сформированы следующие качества: любовь к родному краю, желание видеть свою школу, город процветающим, любовь к своему народу, семье, чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству.
Прививать любовь к Родине, к своим предкам, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к её прошлому, а значит воспитывать Гражданина – было и остается главным звеном в системе всей воспитательной работы, которую я провожу в своем классе.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения учеников, т.е тех, кого мы воспитываем, формируется стремление к патриотическому поведению.
Понятие «семья» близко и понятно каждому ребенку. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу, матери, дедушке и бабушке, традициям семьи – помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, а сердечная теплота и понимание друг друга помогают любить сначала свою семью, потом школу, свой край, свою Родину.
Социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что это прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Помочь почувствовать детям свою принадлежность к большой школьной семье помогают такие мероприятия, как День Знаний, День Мира.
Воспитание сегодняшнего ученика необходимо строить на примерах истории Отечества, а через неё и истории родного края, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Воспитание патриота и формирование патриотизма необходимо проводить и через краеведческую работу. Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. Знание своего края, своего прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Данное направление реализуется через работу различных творческих объединений, в работе которых приоритетными направлениями являются изучение героического прошлого нашего края, его история, природа, традиции. Чувство любви к родине, гордость за её историю стараюсь прививать детям, проводя беседы об истории родного города, экскурсии по памятным местам. Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Работу классного руководителя я планирую совместно с родителями и обучающимися. Ко всем мероприятиям патриотической направленности дети готовятся вместе с родителями. Так, традиционно, папы вместе с мальчиками принимают участие в празднике, посвященном Дню Защитника Отечества. На одном из них папы делились своими воспоминаниями о службе в армии.
Одним из составляющих понятия патриотизм является воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; чувство долга перед Родиной (защита Отечества), готовность защищать своё Отечество.
Знакомство с символами своей Родины начинается на уроках окружающего мира, а подробное знакомство проводится на тематическом классном часе «Государственная символика России», целью которого является познакомить обучающихся с символикой Российского государства, её историей, воспитание чувства гордости за принадлежность к государству.
В школе проводятся дни «Здоровья», «Защиты детей», в которых наши воспитанники принимают активное участие. При подготовке к этим традиционным мероприятиям планируется подготовительная работа: разговор о значимости Вооруженных сил, о том, почему защита Родины – священный долг. Приглашаем на встречи пап – военных, ветеранов Великой Отечественной войны. Сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия и детям и взрослым!
Традиционно проводятся классные часы, посвященные началу контрнаступления войск под Сталинградом, на которое приглашаются ветераны ВОВ, месячник героико-патриотической работы. В ходе него ребята принимают участие в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава», на который приглашаем ветеранов ВОВ, родителей обучающихся. Ежегодно ребята поздравляют жителей города с праздниками «День Победы». В ходе декады, посвященной Дню Победы, проводятся праздники: «Этот праздник со слезами на глазах», «День Победы».
В своей деятельности я использую следующие формы работы: от пассивных (беседы, помощь в подготовке заданий для классных часов, игр, музыкальных композиций), до полуактивных (практические занятия, прогулки, вечера, конкурсы, организация выставок) и активных (походы, экскурсии, коллективные творческие дела).
Таким образом, военно – патриотическое воспитание рассматривается, как организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику обучающихся. Система военно – патриотического воспитания будет сформирована, если деятельность педагога, как классного руководителя, будет направлена на организацию сотрудничества с семьёй, изучение возможностей и заинтересованности родителей в данном вопросе, будут выбраны адекватные методы взаимодействия.
Построив систему военно – патриотического воспитания, можно добиться сформированности у обучающихся навыков и привычек патриотического поведения, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, уважать традиции народа, гордиться героическим прошлым России, любить свою Родину.