Урок-викторина ко Дню языков народов Казахстана Страна, соединившая народы
Сценарий ко Дню языков. «Страна, соединившая народы».
Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа. Задачи:
1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков; 2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана; 3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки.
1-й ведущий: С‰леметсіздер ме, осы KалаSыS тaрCындары! т.д.
2-й ведущий: Здравствуйте уважаемые ученики нашей школы! Жители необъятного Казахстана! Все мы родились в прекрасной стране, а говорим на разных языках. И всё потому, что Казахстан многонациональное государство. Сегодня мы празднуем день языков.
Hello, inhabitants this school and this city!
1-й ведущий: Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана. В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык-это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
(на фоне песни на казахском языке):
Когда с природой я наедине, То различаю языки земные: Беседуют деревья в тишине. Друг с другом птицы говорят лесные. Есть говор свой у волн вдали, Насвистывает что-то тихий ветер... Мне не узнать всех языков Земли За краткий срок, отпущенный на свете.
2 ведущий:
Так тяжко на Земле без языка! Не высказать ни счастья, ни печали... Безмолвны горы долгие года. О чём они, возвысясь. замечали? Всё в языке: рожденье, первый шаг, Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете. И если вдруг исчезнет мой язык. То и меня вы больше не найдете!
(Акылбек Шаясменов песня на казахском языке)
1 ведущий: Язык-это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. 1-й ведущий: Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. Языки образовались и развивались под влиянием экономических, политических и географических условий. 2-й ведущий: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
2 ведущий: Казахстан - многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны. Все они на основе проводимой нашим уважаемым президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, национальной политики развивают свой язык, национальную культуру.
1 -й ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык. Ребенок идет в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг, целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
2-й ведущий:
Много слов на земле. Есть дневные слова –В них весеннего неба сквозит синева...Есть слова – словно раны, слова – словно суд...Словом можно продать, и предать, и купить...Но слова всем словам в языке у нас есть:Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.Повторять их не смею на каждом шагу,Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
1-й ведущий: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Я – курд, а ты – казах, но твой язык
Великого Абая и Джамбула.
Как лучик солнца в сердце мне проник
Струной домбры и песнями аула.
Язык страны, в которой я живу,
Назвал меня не пасынком, а сыном.
Здесь на казахском, курдском назову
Себя страны свободной гражданином.
2 ведущий: Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
1-й ведущий: Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения. В основном законе государства - Конституции Республики Казахстан - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах дети изучают, кроме родного, еще и русский язык.
2-й ведущий: Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Но как родной люблю язык я русский: Он нужен мне, как небо, каждый миг. На нем живые трепетные чувства открылись мне. И мир открылся в них.
1 ведущий:
Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой. Забыв родной язык, я онемею. Утратив русский - стану я глухой.
2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, украинском, турецком и других языках.
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое.
1-ведущий: На земном шаре много языков: русский, казахский, английский, немецкий, французский и другие. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.На любом из этих шести языков могут осуществляться межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне
2-й ведущий: Изучить другой язык - прожить вторую жизнь – так как гласит народная мудрость. А ведь в современном мире насчитывается более пяти тысяч языков. Каждый из них имеет собственную историю прошел в своем развитии много ступеней, претерпел немало изменений. И любой национальный язык обладает своими достоинствами.
1-й ведущий: «Не мед, а ко всему льнет», - утверждает народная поговорка, отмечая главное свойство языка откликаться на все жизненные явления.
«Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами», - утверждал В. Г. Белинский.
2-ведущий: Слово рождается, изменяется, исчезает, и никто не может приказать ему жить или умереть! А потом воскреснуть! Император Павел Первый приговорил к смерти слово «гражданин», повелев заменить его словом «подданный», Николаю Первому не понравилось слово «прогресс». А слова эти живут несмотря на «высочайшее повеление»!
Только жизнь может способствовать рождению слова, изменению смысла или «уходу на заслуженный отдых».
Характерна история слова «спутник». Первоначальное значение – «тот, кто сопровождает тебя в дороге», но вот наступает эра освоения космоса, человек отправляет на околоземную орбиту пронзительно пищащий шарик, и у слова «спутник» появляется новое значение – «аппарат, совершающий полет на орбите космического тела». Это слово одинаково звучит на всех языках мира.
1-ведущий: Самолетом в петровскую эпоху называли самоходные паромы, движущиеся силой речной струи, но вот пришла эпоха авиации, и мы называем летающую машину самолетом.
Первоначально слово «гостинец» означало – «торговая дорога». Это значение осталось в польском языке, а в русском стало означать «товар, подарок».
2-ведущий: И таких превращений тьма! Надо только открыть этимологический словарь, и тогда вас ждут увлекательнейшие открытия. Любой язык удивительное явление, он как живой организм, который растет, меняется, а может даже зачахнуть и умереть, как, например, латинский.
Несуразные вещи.
Встречаются два приятеля.
- Здравствуй!
Привет!
Что это ты несешь?
Несу разные вещи.
Несуразные?
Разные вещи несу! Какой ты непонятливый! Вот несу мел.
Что не сумел?
Мел несу Мишке! Ему же надо будет
Ну, если ему жена добудет, зачем ты несешь?
Какая жена? Я говорю, что ему понадобится. А у меня для Мишки новость приятная: нашлась та марка, которую он ищет.
Тамарка?
Ага, зеленая такая.
У нее волосы зеленые?
У кого волосы?
Да у Тамарки.
У какой Тамарки?
Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
Марка, которую Мишка искал. Там арка нарисована зеленая такая.
Прощай, некогда мне.
Привет передавай.
Кому?
Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
1 ведущий: Видите, одно непонятое слово меняет весь смысл. Чем больше словарный запас, тем разнообразнее, грамотнее и интереснее речь собеседника.
Ребята, сегодня мы подготовили для вас небольшую викторину по языку и несколько вопросов о нашей Родине. Знать историю своей страны также важно, как и знать государственный язык.
Наше уважаемое жюри –
2-ведущий:
КОНКУРС «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА».
Необходимо подобрать нужное слово к фразеологическому выражению.
Прикусить язык - замолчать
Рукой подать - близко
Бежать во весь дух - быстро
Дело в шляпе – почти сделано, готово
Перемывать косточки - обсуждать
Зарубить на носу - запомнить
Бить баклуши - лентяйничать
Ахиллесова пята – уязвимость
Как в воду опущенный – очень расстроенный.
И концы в воду – скрыть все следы преступления.
Как в воду кануть – исчезнуть без следа.
Как с гуся вода – без всякой пользы, все нипочем.
Как рыба в воде – чувствовать себя комфортно.
Много воды утекло – прошло много времени.
В огонь и воду – быть готовым к любому испытанию.
Прошел сквозь огонь и воду – много испытавший человек.
Воду мутить – вносить беспокойство, смуту.
В мутной воде рыбу ловить – наживаться на чужих трудностях.
Воды не замутит – тихий, скромный человек.
Как в воду глядел – угадать точно.
Водой не разольешь – неразлучные друзья.
Воду в ступе толочь – бессмысленная работа.
Носить воду решетом – заниматься чем-то бесполезным.
Вилами по воде писано – очень все неопределенно.
Выплеснуть ребенка вместе с водой – пренебречь главным.
Окатить холодной водой – неприятно удивить.
Набрать в рот воды – дать обет молчания.
Сидеть на хлебе и воде – бедствовать.
Выйти сухим из воды – избежать наказания.
Седьмая вода на киселе – дальний родственник.
Как две капли воды – полное сходство.
Вывести на чистую воду – разоблачить.
В ложке воды утопить – погубить из-за мелочи.
1-ведущий
«НАЙДИ СЛОВА».
Придумайте из слова «грамотеи» как можно больше слов (3 желающих)
2-ведущий
СКОРОГОВОРКИ (распечатать и разрезать)
Произнести скороговорки,
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Купи пику пик.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
От топота копыт пыль по полю летит
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла так мылась Мила.
Архип осип, Осип охрип.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Три дроворуба на трёх дровах дрова рубят.
У пеньков опять пять опят.
1 ведущий
“Шуточные вопросы”.
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным )
Какой год продолжается всего один день? (Новый )
Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)
Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, белое, желтое, красное)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)
Из какого крана нельзя напиться? (Строительного)
Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
2-ведущий
«Назови часть речи».
Давно живу я в мире этом,Даю названья всем предметам.(Имя существительное)
Я один не живу,Я соседу служу,Как с соседом посижу,Какой он есть, я расскажу.Не хотите ли позвать,И о вас могу сказать.(Имя прилагательное)
В науке мне, в грамматике,И слава, и почет.Я друг и математике:Всему я знаю счет.(Имя числительное)
Самый “трудный” – я, друзья,И воспитать меня нельзя,Знайте: с кем ни поведусь,Все равно не изменюсь.(Наречие, деепричастие, инфинитив)
1 ведущий
«Фразеологизм»
Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о ...
кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит)
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла)
о том, кто неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится)
2 ведущий
Задание 2. Подобрать фразеологизмы к словосочетаниям:
Усердно трудиться (не покладая рук засучив рукава).
Совсем близко (рукой подать).
Кот наплакал (с гулькин нос).
По пальцам пересчитать можно (раз – два и обчёлся).
Во всю прыть (сломя голову).
1 ведущий
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять...Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
2 ведущий
“Поставь ударение” (заранее написать на листке и распечатать 3)
Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги – деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углубить, феномен, экспертный, языковой, языковый
Пояснение: выделенные гласные - под ударением
1 ведущий Теперь немного истории
Постоянное жилье казахов, (юрта)
Одно из домашних животных, которых разводили кочевники, (верблюд)
Центр экономической жизни древнего города, (базар)
Живописное графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов, (орнамент)
Обувь, изготовленная из кожи, (ичиги)
Селение в Средней Азии, (аул)
Пир, празднество, застолье, (той)
Птица, заменяющая на охоте не только собаку, но и ружье, (беркут)
9. Маленькая, с узором, шапочка, облегающая темя (тюбетейка)10. Песенно-поэтическое состязание, (айтыс)
11. Летние пастбища для скота, (джайлау)
12.Название праздника в день весеннего равноденствия, (Наурыз)
2-ведущий
1. Назовите 3 основных типа юрт, (парадные, свадебные, походные)
Важнейшее средство передвижения на дальние расстояния в эпохуплеменных союзов, (конь)
Основное занятие племен, населявших Казахстан, (скотоводство)
Материал для изготовления юрты, (войлок)
Свадебный головной убор невесты казашки, (саукеле)
Казахская национальная борьба (казакша курес)
Выкуп за невесту, (калым)
Как называется верхняя сводчатая часть юрты? (шанырак)
9. Жареные в масле кусочки из кислого теста, (баурсаки)10. Певцы - импровизаторы, (акыны)
11. Состязание, скачки на длинные дистанции на специально отобранных
скакунах, (байга)
1-ведущий
1. Крупный промышленный центр Казахстана? (Караганда) 2. Исчезающее море на юго-западе? (Аральское) 3. Сорт яблок, которым славится Алматы? (Апорт) 4.Самое большое озеро Казахстана? (Балхаш) 5. Город, в районе которого был расположен военный полигон? (Семипалатинск) 6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш) 7. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов) 8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)
2-ведущий
Все мы знаем, что в законе о языках жители нашей страны должны знать три языка: казахский, русский и английский. Третий конкурс поможет проверить ваши знания. Переведите слова на три вышеуказанных языка.
Время – уакыт – тайм
Огонь – от – файа
Девушка – кыз – гел
Книга – китап – бук
Лицо – бет – фейс
Дом – уй – хоум
Школа – мектеп- скул
Игра – ойын – гейм
Побеждать – жену - уин
Теперь жюри подведет итоги и огласит победителей викторины1-ведущий: Народ может быть большим и малым. Это количественное измерение, но родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий. Он - образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает.
2-ведущий
Кто путь забыл к родительскому дому. Тот не заслуживает сам любви большой. Кто равнодушен к языку родному, Тот и к чужому холоден душой.
1- ведущий: Главное богатство любой страны – человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. Казахский характер - это бескрайние степи, байга и гостеприимство. Русский характер - это удаль, великая сила, стремительный бег тройки, широта души. Все мы разные, но независимо от нации, цвета кожи и глаз, мы должны понимать и уважать друг друга.
2-йведущий:
Родная Речь! Бунтующий глагол,
Протяжная певучесть междометий,
Наречий дерзость – воедино свел
В них кто-то все, что есть на этом свете.
Дал сущему названья на века.
Невидимое смог он обозначить.
Он дал душе язык! Без языка
Душа живая ничего не значит.
1 ведущий:
Родной язык – в нем честь
И совесть человека.
Учи чужую речь,
Свою цени навеки!
2 ведущий:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем я в верности клялась упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
1 ведущий:
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной
2 ведущий:
Узнай родной язык,
В нем сила и свобода.
Узнай родной язык,
В нем государства гордость.
1-ведущий:
Словно светлый лесной родник,
по весне устремленный к морю,
чист и звучен
родной язык.
Он звенит,
сквозь сердца струится
и зовет, зовет за собой.
2-ведущий:
Родной язык
Чангуром* ты звучишь.
Ты плодороден, как земля,
Как горный воздух, чист.
Ты вышел из глубин веков,
В грядущее идешь
Пошел по сумрачным полям.
В грозу, буран и дождь.
1-ведущий:
Но закалялся ты в пути
Дорогами времен,
Вбирая соки той земли,
Где твой народ рожден.
Ущельями по кручам гор,
Звериною тропой
С тобою деды шли не раз
В кровопролитный бой.
2-ведущий:
И слово древнее твое –
Наш неизменный щит
Из тьмы столетий до сих пор,
Как трубный зов, звучит.
С твоею помощью не раз
Отвага, дружба, честь
Входили в сказы и стихи.
И вечно там им цвесть!
1-ведущий:
Хоть алфавита своего
И не было у нас –
Шаиров** песни донесла
Арабских строчек вязь.
Родной язык веками жил
И будет жить века,
Могуч, как быстрая в горах
Кипучая река.
2-ведущий:
Как мне теперь воспеть тебя,
Язык моих отцов,
Что в первозданности дошел
До нас из тьмы веков.
Ты нам всегда опорой был
И нитью золотой,
Связавшей наши племена
Единою мечтой.
1-ведущий:
Отважным курдам дал ты жизнь –
И тем, кто жил в труде,
И тем, кто веру потерял
В лишеньях и беде.
Извечно неизменный друг,
Оберегая нас,
Стал нам защитною стеной,
Забралом в трудный час.
2 ведущий:
А ныне времена не те –
Отброшены щиты,
С другими вместе наравне
Звучишь свободно ты.
Родной язык!
Любви моей
Всем не объять,
Родной язык,
Люблю тебя,
Как любят
Только мать.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315