Классный час Рациональное питание -основа здорового образа жизни


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубневская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
«Рациональное питание - основа здорового образа жизни школьников»
Выполнила: соц педагог
Грязнова Г В.
Д. .Дубнево2
Содержание.
Введение--------------------------------------------------------------------------------3-5
Три принципа рационального питания---------------------------6
Примеры энергетической ценности продуктов---------------------7
4. Примеры расхода энергии при разной физической
активности-------------------------------------------------------------8
5.Примеры суточной потребности детей в белках, жирах
и углеводах, а также энергии----------------------------------------------9
6. Тест Определите – Ваше питание рационально?------------------10-12
7. Литература------------------------------------------------------------------12          
3.
Цель: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями;
рассказать о полезной пище, основных пищевых веществах;
убедить в необходимости здорового образа жизни.
Задачи:
Определить энергетические потребности и суточные нормы белков, жиров и углеводов для детей определенного возраста.
2. Освоить принципы рационального питания и умения правильно подбирать пищевые продукты соответственно энергетическим затратам.
3.Заинтересовать учащихся в организации правильного и здорового питания в современных условиях для сохранения собственного здоровья.
Речь идет о нашем здоровье. Количество здоровых детей значительно уменьшается. Почти половина школьников относится к группе риска по состоянию здоровья. Стабильно высоким остается количество выпускников средней школы, сдающих экзамены в щадящем режиме по состоянию здоровья. Только десять процентов юношей-выпускников без ограничений могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил.
.Основным процессом, характеризующим жизнь, является обмен веществ и энергии. Обмен слагается из явлений ассимиляции и диссимиляции. Под ассимиляцией понимают созидание живой материи, синтез сложных органических веществ из более простых. Диссимиляция – распад сложных органических соединений на более простые. Ассимиляция – идет с потреблением, а диссимиляция – с выделением энергии.
Для растущего организма характерно преобладание процессов ассимиляции. По окончании роста устанавливается динамичное равновесие.
4.

Ведь для правильного роста и развития каждый ребенок должен получать определенный суточный набор продуктов, который должен включать в себя: молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, мясо, рыбу, яйца, крупы и макаронные изделия, растительные и животные жиры, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия.

5.

При составлении меню для школьников, учитывается разнообразие блюд в течение дня и всей недели, их биологическая ценность, возможность сочетания, масса и объем пищи. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение. Благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психологического.
6.
Выделяют три принципа рационального питания.
1.Равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией расходуемой человеком во время жизнедеятельности.
2.Удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.
3.Соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).

7..
Для примера приведем калорийность, или, как теперь говорят, энергетическую ценность некоторых продуктов (обычно она выражается в килокалориях на 100 граммов съедобной части продукта)
Продукт    килокалории
Масло подсолнечное 889
Масло сливочное 749
Сахар 379
Сыр «Российский» 371
Пирожные 320-540
Сосиски 220-320
Говядина отварная 254
Хлеб пшеничный 240
Хлеб ржаной 170  
Картофель отварной 82
Треска отварная 78
Яйцо (1 штука) 63
Молоко 59
8.
На каждый вид человеческой деятельности затрачивается определенное количество энергии. Приведем несколько примеров расхода энергии при разной физической активности (килокалорий в час в расчет на «стандартного человека весом в 60 кг)
Типы деятельности Расход энергии в килокалориях в час
Отдых, лёжа без сна 65
Чтение вслух 90
Составление письма 100
Работа в классе сидя 110
Домашняя работа: мытьё посуды, уборка 120-240
Спокойная ходьба 190
Быстрая ходьба 300
Бег трусцой 360
Ходьба на лыжах 420
Гребля 150-360
Плавание 180-400
Езда на велосипеде 240-540
Катание на коньках 180-600
Сон 50
Если вес человека больше стандартного, то расход энергии соответственно увеличивается, если меньше – уменьшается.
Тем же, кто, следя за своим весом, любит хорошо покушать можно дать совет Если  хочется дополнительно к обычному завтраку съесть пирожное массой 100 граммов и калорийностью 400 ккал и при этом ни на грамм не поправиться, достаточно пробежать трусцой 3-4 километра или сделать несколько сот приседаний ( с перерывами, разумеется)
9.
Энергозатраты находятся в прямой зависимости и от характера работы. Максимальные энергозатраты наблюдаются у шахтеров, грузчиков, землекопов, минимальные – у людей умственного труда.
Примеры суточной потребности детей и подростков в белках, жирах и углеводах, а также энергии.
Возраст Белки Жиры углеводы Килокалории
11-13  (мальчики) 93 93 370 2700
11-13 (девочки) 85 85 340 2450
14-17 (мальчики) 100 100 400 2900
14-17 (девочки) 90 90 360 2600
10.
Тест Определите – Ваше питание рационально?          
Выделите в каждой строке то, что Вы обычно употребляете в течение недели 9 (тест заимствован с интернет сайта).
№ п/п Продукты питания Каждый день 3-5 раз в неделю 1-2 раза в неделю Ни разу
1. Хлеб с маслом и вареньем (медом, шоколадной пастой и т.д.) А Б В Г
2. Яйца А Б Г В
3. Йогурт, кефир, простокваша, молоко, творог, другие молочные продукты Г Г Б А
4. Свежие фрукты, Г Г Б А
5. Зелень Г Г Б А
6. Ужин за 1 час до сна или менее А Б В Г
7. Мясо А Б Г В
8. Хлеб Г Г В А
9. Разнообразные овощи (кроме картофеля) Г Г В А
10. Салаты из свежих овощей Г Г В А
11. Торты, пирожные, выпечка, изделия из теста (кроме хлеба) А А Б Г
12. Бутерброды, гамбургеры А А Б Г
13. Консервы, А А Б Г
14. Полуфабрикаты, А А Б Г
15. Готовые блюда А А Б Г
16. Шоколад, в т.ч. белый, шоколадные батончики, шоколадные конфеты А Б В Г
17. Хлеб с сыром Б В Г А
18. Колбасные изделия Б В Г А
19. Алкогольные напитки, включая пиво А Б В Г
20. Газированные напитки (кола, спрайт и т.д.) А Б В Г
21. Готовые соки А Б В Г
22. Готовые приправы к блюдам (соусы, майонез и т.д.) А Б В Г
23. Пища ресторанов быстрого питания А А Б Г
24. Картофель фри А А Б Г
25. Мороженое А А Б Г
26. Салаты из свежих фруктов Г Г В А
Сложите все полученные значения: А – 4 очка, Б – 3 очка, В – 2 очка, Г – 1 очко. 75 очков и более: Ваш организм не получает достаточного количества полезных веществ, Вы едите слишком много мяса, колбасных изделий, сыра и яиц. Бутерброды, жареный картофель, торты хотя и вкусны, однако малополезны и содержат большое количество калорий. Включите в рацион больше овощей и фруктов, мясо замените рыбой, добавьте в меню фасоль, сою.
От 50 до 74 очков: Такое питание в целом правильное. Тем не менее, нужно быть осторожнее. Сыры, соусы, мясо, мороженое, шоколад содержат так называемые «скрытые» жиры. Сладкие напитки, апельсиновый сок, торты, варенье – частая причина лишних килограммов, кариеса и диабета, поэтому потреблять указанные продукты нужно в ограниченных количествах.
До 50 очков: Ваше питание сбалансировано. И впредь разнообразьте пищу, контролируйте потребление жиров, умеренно используйте приправы, пейте больше жидкости.
12
Наиболее выраженные отклонения от рационального питания соответствуют выбору ответа "А". Выработайте алгоритм действий, чтобы данный ответ заменить на "Г" или "В".

Литература:
А.Г.Драгомилова учебник “Биология” 8 класс изд. “Вентана-Граф”.
2. «Организация рационального питания обучающихся в условиях влияния факторов урбанизации» Министерство образования Московской области АСОУ 2012 г.
3. Р.И.Вопиловская Учебное пособие по “Основам медицинских знаний”.
4. Энциклопедия “Жизнь и здоровье женщины” т.1 Олма-пресс М.200
Таблица № 1 Форма расчета рациона питания.
Наименование блюд и продуктов кол-во в граммах В них содержится
    белков жиров углеводов энергии в ккалЗавтрак: Например:1.. Макароны отварные с колбасойа) макароныб) колбасав) масло топленое
2. Чай сладкийа) сахар  
755010
30  Обед:1. 2. 3. Полдник:1. 2. Ужин:1. 2. Содержится в суточном рационе Требуется по норме Таблица № 2. Состав и калорийность пищевых продуктов.
Название продуктов Белки в % Жиры в % Углеводы в % Кол-во ккал в 100 г продуктов
Говядина тощая 17,6 3,6 - 106
Говядина жирная 15,2 9,9 - 154
Свинина мясная 13,9 20,2 - 254
Телятина тощая 6,9 0 5 - 74
Курица 17,2 12,3 - 185
Треска 14,9 0,4 - 65
Сельдь соленая 18,0 8,2 - 150
Печень 15,5 3,4 - 97
Яйцо куриное 12,55 12,11 0,55 170
Молоко коровье 2,8 3,5 4,5 65
Кефир средний 2,8 3,5 2,9 56
Творог жирный 11,1 18, 8 2,3 230
Сыр "Костромской" 22,6 25,7 - 332
Масло сливочное 0,4 78 0 5 729
Масло подсолнечное 0 93,8 0 872
Шпиг свиной 1,7 85,5 0 807
Хлеб ржаной 5,3 1,2 46,1 222
Хлеб. пшеничный 6,7 0,7 50 3 240
Гречневая крупа 10,6 2,3 64,4 529
Рис 6,4 0,9 72,5 332
Манная крупа 9,5 0,7 70,1 333
Макароны 9,3 0,8 70,9 336
Пшено 10.1 2,3 66,5 335
Горох 19 8 2,2 50,8 310
Фасоль 19,6 2,0 51,4 310
Картофель 2,14 0,22 19,56 62,5
Морковь 1,18 0,29 9,0б 30,5
Капуста свежая 1,5 - 5,2 27
Салат 1,3 - 2,2 14.
Свекла 1,1 - 10,3 47
Огурцы 0 7 - 2,9 15