ЗАВИСИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАК ОСНОВА РАЗРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (профилактика социально – педагогической запущенности школьников, рискованного, суицидального поведения)

ЗАВИСИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАК ОСНОВА РАЗРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

(профилактика социально – педагогической запущенности школьников, рискованного, суицидального поведения)

М.В.Терпиловская
педагог – психолог школы-гимназии №14
Алматинская обл., г.Талдыкорган,
Давайте подумаем о том, почему в современном обществе так много слабых взрослых людей, не способных самостоятельно решить не самые сложные проблемы? Отчего даже у школьников все больше проявляются нарушения развития личности в социальном, физиологическом, психологическом, финансовом, эмоциональном, правовом плане? В чем причина того, что происходит увеличение констатации деградации личности? А значительная часть подрастающего поколения не способна самостоятельно увидеть проблемы, решить их, чувствует себя беспомощной, не защищенной
Думаю, многие со мной согласятся, что зачастую это происходит оттого, что увеличивается процент молодежи, обладающей каким – либо видом зависимости.
Что же такое зависимость? Может быть, это лишь проявление особенностей характера или воспитания в данный жизненный момент?
Действительно, исследования личностных особенностей детей и подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ путем применения экспресс – методики определения типа характера по А.Е Личко показали неоднозначность проблемы, высветили области возможных возникновений различных видов зависимости.



Установлено, что 48,3% наших школьников обладают демонстративным типом. Главной чертой этого типа является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания со стороны окружающих к своей персоне, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Демонстративные подростки стремятся к приукрашиванию своей личности, склонны к позерству, к вызывающему поведению в общественных местах. С целью привлечь к себе внимание они прибегают ко лжи, фантазированию, симулированию болезней, участию в асоциальных компаниях подростков.
33% подростков принадлежат к интровертному типу. Подростки с этим типом характера замкнуты и отгорожены. Неспособность устанавливать дружеские контакты тяжело ими переживается. Их отличает неумение откликнуться на радость и печаль другого, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Внутренний мир таких подростков почти всегда закрыт для посторонних. Они бурно протестуют против вторжения в мир их интересов, увлечений и фантазий. Многие их поступки для окружающих бывают неожиданными и непонятными. Подростки – интроверты могут выражать негодование по поводу существующих правил и порядков.
И треть опрошенных - 32% имеют конформный тип.
Этот тип отличает постоянная и высокая конформность к своему непосредственному привычному окружению. Конформные подростки от него стараются не отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно ярко проявляется на отношении к людям, моде. Эти подростки целиком зависимы от своего окружения, не могут ему противостоять. Конформность сочетается с некритичностью. За истину принимается все, что исходит от привычного окружения. Новое они не любят, с трудом осваиваются в новой обстановке, испытывают неприязнь к чужакам, дорожат местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения.
Эти результаты только подчеркивают особенность современной подростковой среды. Значительная часть школьников желает самоутвердиться в глазах окружающих посредством демонстрации своих мнимых или реальных достоинств. Они закрыты для окружающих и не имеют своего собственного мнения. Любые «значимые» авторитетные взрослые смогут ими легко управлять. Их запросто можно взять «на слабо», потому что боясь потерять вес в глазах сверстников, они сделают то, о чем впоследствии будут жалеть. Они некритично относятся к событиям, происходящими в их присутствии и с их участием, потому что не имеют своего мнения или побоятся его выразить. И эти личностные особенности молодежи являются благоприятной средой для возникновения зависимостей.
Зависимости - сложная и многоуровневая проблема. К сожалению, большинство людей понимают ее неправильно. Это приводит к ложным представлениям о легкости решения проблемы или представляют ее как неразрешимую.
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но оно в повседневной жизни не всегда достижимо, зато имеется масса обстоятельств, мешающих жить стабильно, без сложных проблем. Чтобы справиться со стрессами, большинство людей мобилизуют свои внутренние ресурсы, справедливо считая проблемные периоды жизни естественными явлением жизни.
Есть не мало возможностей самостоятельно справиться с депрессией, решить очередную жизненную проблему. Для одних это вкусная еда, для других - спорт, музыка, игры, рыбалка, чтение, работа, хобби и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта помогают вернуться к полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Однако, если такой способ борьбы с трудными жизненными обстоятельствами отодвигает на задний план все остальное, можно говорить о возникновении зависимого поведения.
Зависимость – почти не управляемое, не преодолимое желание совершать какие-либо действия, приносящие удовольствие.
Существуют основные этапы формирования зависимости:
Когда фиксируется в сознании прочная связь между ярким эмоциональным переживанием и приемом определенного вещества (или осуществления какого- либо действия);
Устанавливается определенная частота обращения к средству, которое дарит спокойствие и всплеск ярких эмоций (определяется ритм зависимости)
Зависимость постепенно меняет характер. В человеке живут как бы две личности – здоровая и больная. Первая стремится к общению, боится одиночества. Вторая, наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же зависимыми людьми. У многих на этом этапе существует иллюзия полного контроля своих эмоций, они убеждены в правильности своего поведения.
Все это приводит к тому, что человек теряет контроль над своим поведением. С этого времени зависимость полностью начинает управлять поступками человека.
Затем нарастает частота использования «утешителя», увеличиваются дозы или продолжительность пребывания в состоянии акта зависимого поведения.
В конечном итоге возникают привычные формы поведения человека, которые приобретают характер зависимости (приносят облегчение или кратковременное удовольствие)
Формируются они достаточно быстро – человеку хочется испытать состояние психологического комфорта, затем навык закрепляется мозгом. У него возникает психологическая зависимость, которая переходит на физический уровень зависимости.
Привычки укореняются как безвредные неосознаваемые действия.
Формируются чаще всего в детстве, причем основная причина - не достаточное внимание родителей. А у взрослых они возникают не редко на почве невроза.
Так кто же в группе риска?
Предрасположенность может быть заложена в особенностях физического и психического развития человека, в его воспитании и общении, которые способствуют развитию таких личностных качеств, как заниженная самооценка, невысокий интеллект, неразвитые способности, асоциальность.
Предрасположенность проявляется у поздно взрослеющих, инфантильных личностей приятно, когда кто-то придет и решит их проблему, если нет «кого-то», то появится то, что заменит «нечто», а значит появится вредная привычка, т.е. появится желание временно спрятаться от проблем). Не умеющие себе ни в чем отказывать люди так же в группе риска. Привычка получать удовольствие от исполненного «хочу» быстро формирует зависимость от желаний. Безвольные люди.
Все виды зависимостей делятся на химические, нехимические, социальные.
Химические виды подразумевают систематический прием психоактивных веществ (ПАВ), которые попадают в мозг, повреждают его, изменяют его работу, причем изменения являются необратимыми. Это наркомания, табакокурение, токсикомания, алкоголизм, прием энергетических напитков.
В нехимические виды входят такие формы зависимости, когда какой-то способ жизни становится более выпуклым, значимым, замещая другие привычки и пристрастия. Перечислим некоторые - пищевая зависимость или следование разным диетам (анорексия). Работоголизм, трудоголизм – сосредоточение только на работе. Игромания – страстное желание испытывать в игре азарт. Желание делать покупки (бессмысленные) – шопоголизм. Меломания – желание слушать громкую музыку
Виртуальная - Интернет - зависимость. Мобильная - желание звонить, отправлять СМки, «сидеть» в «АГЕНТЕ». Адреналиновая - стремление испытывать риск.
Телемания потребность смотреть телевизор. Танорексия - болезненное пристрастие к загару, мейкапмания – стремление пользоваться декоративной косметикой, юномания - навязчивое желание омолодиться, фитнесмания – желание до изнеможения заниматься в фитнесклубе. Сексомания – (промискуитет) – желание в частой смене половых партнеров. Тусоваться с себе подобными.
Социальные зависимости - это особенности характера, привычки. Такие как:
от материального благополучия, от общественного мнения, привычка торопить события,
привычка обижаться, привычка уклоняться от проблем, привычка быть несчастливым. А так же быть жертвой, завидовать, лениться, быть беспомощным, самоутверждаться за счет кого-то (унижать, драться), от желаний «хочу», держать все под контролем, подозревать, быть больным – лелеять болезнь, демонстрировать себя – мания величия, не умение отказываться от просьбы – не выполнение обещаний, выдавать желаемое за действительное, не умение контролировать себя.
В результате происходят нарушение развития личности в социальном, физиологическом, психологическом, финансовом, эмоциональном, правовом плане. В перспективе более чем вероятна деградация личности. Формируется неспособность самостоятельно увидеть проблемы, решить их. Развивается беспомощность, беззащитность, теряется интерес к жизни.
При мобильной, интернет – зависимостях происходит потеря ориентации во времени, отказ от реальной жизни (компьютерные вдовы), усугубляется неумение общаться в живую, развивается боязнь реального общения. Человек живет в тревожном ожидании звонка, ведет навязчивые разговоры о трубках, связи, сайтах.

Почему возникают зависимости??? Ответ прост – хочется в чем – то подражать старшим, авторитетным, самоутвердиться, желание выглядеть взрослым, крутым, получить удовольствие. Или есть одиночество и это способ найти круг общения, расслабления, освобождения от скуки, попытка вернуть яркие эмоции, отгородиться от реального мира.
Чаще они возникают у тех, кто с детства не научен ценить живое общение, кто имел не достаточное внимание родителей. А интернет - вообще удобная замена живого общения, появляется возможность скрыть настоящие эмоции, правду, вообразить себя сильным, успешным.

Что нужно делать для профилактики возникновения зависимостей?
учиться иметь свое мнение; повышать самооценку, принимать себя таким, какой есть; развивать коммуникабельность;
организовывать самозанятость в свободное время; самоутверждаться в позитивных тонах;
любить детей, но не слепо; родителям осознанно развивать у детей мотивацию, формировать сложное соподчинение интересов;
иметь доверительные отношения с родителями; взрослым знать среду общения ребенка;
информировать; приводить примеры, и свой (родителей) и опыт других;
ограничивать эгоизм, учить умению откладывать радость; развивать терпение; находить альтернативу телевидению, компьютеру;
практиковать активные формы отдыха - семейные походы ( каток, ролики, ); использовать свой личный потенциал в самореализации;

и уж если зависимость все же есть, то надо:
определить причину зависимости - привычки Что это? Не достаток внимания или любви, не хватка ласки и нежности в отношениях с родителями, не уверенность в себе, подражание авторитетному человеку?;
осознать, что есть проблема. Подумать, а нужны ли они мне? разрушать привычки - конкретно поставить цель; избавляться по одной (составить список, распределить по времени); объявить о своих намерениях, назначить срок исполнения;
проявить волю, не делать поблажки, послаблений; заменить отрицательные привычки на положительные = покурил – отжался.
фиксировать прогресс, вести ежедневник, посмотреть на проблему не стандартным взглядом;
ограничить по времени (часто, но коротко); изменить образ жизни; очистить сознание от ложных представлений о ситуации;
изменить отношение, стереотипы; переоценить жизненные ценности; найти другие виды занятий.

В современном обществе принято считать опасными с необратимыми последствиями химические виды зависимости - наркоманию, табакокурение, алкоголизм, токсикоманию. Да, это аксиома, никто это не оспаривает. Однако, этими недугами страдает не самая большая часть населения.
А вот проблемы, имеющие истоки в образе жизни, в особенностях характера есть практически у каждого. В норме, в обычной жизни все мы и обижаемся и изображаем из себя жертву обстоятельств, и ленимся, завидуем, самоутверждаемся за чужой счет, и демонстрируем себя, выдаем желаемое за действительное, убегаем от проблем и т.д.
Имея плохое настроение, мы чаще заглядываем в холодильник, или ходим по магазинам в поисках сотой не нужной блузки, слушаем музыку или с головой уходим в работу. Периодически смотрим телевизор до утра или сутками зависаем в интернете, высказываем наболевшее друзьям или до потери пульса занимаемся в фитнесзале.
Это обычно и нормально, но каждому из нас нужно суметь заметить возникновение привычки, когда появляется непреодолимое желание систематически совершать какие-то действия, приносящие удовольствие. Важно суметь вовремя осознать, остановиться, поработать над собой и создать другую комфортную модель поведения. А это не все могут сделать, ведь, прежде всего у людей идет отказ от существования проблемы в себе. Плохой характер есть у соседки, у родителей, у учителя, мужа, жены и дальше по списку, но только не у меня любимого.
Неизбежный научный прогресс в обществе приносит в нашу действительность множество удобств и облегчений труда и жизни, но появляется масса соблазнов, столько хочется всего попробовать. И человеку легче оправдать свою слабость – вот, типа, не изобрели бы «агент», я бы занимался уроками, не было бы компьютерных игр – я играл бы в футбол на свежем воздухе. Родителям заниматься с детьми мешают сериалы, мечтающих похудеть соблазняют кулинарные изыски.

Педагоги во внеурочной деятельности так же могут внести свою лепту в изменение поведенческих стереотипов школьников.
Для этого классным руководителям необходимо подробно обсудить эту информацию с учениками. (1 час). Вызвать школьников на доверительный разговор. Затем разбить класс на 3 группы, каждой дать задание раскрыть содержание конкретной зависимости (химической, нехимической, социальной). Привести примеры. Объяснить механизм возникновения. На следующем занятии (1 час) предложить школьникам определить актуальные виды зависимости для этого конкретного класса, например - игровая, мобильная.
Поделить класс на 3 группы для каждого вида зависимости, дать задания:
Первой группе придумать свое название зависимости, представить серьезность проблемы (можно в стихах, кавер версиях различных песен т.д.); второй описать симптомы зависимости из пластилина;
Третьей нужно нарисовать профилактику возникновения зависимости (нужно постараться, что бы в этой группе были школьники с зависимостью). Затем презентовать результаты работы групп. Обсудить. Поддержать стремление школьников преодолеть свои зависимости. Эти же задания предложить школьникам и по социальным видам зависимости (1 час)– «быть жертвой», обижаться, завидовать и т.д.
На родительских собраниях в интерактивной или в лекционной форме предоставить информацию о серьезности последствий зависимости для ребенка. Особенно сделать акцент на нехимических и социальных.
Целенаправленно создавать в классе атмосферу заинтересованности в преодолении школьниками этих привычек.
Педагогам необходимо настойчиво осуществлять профилактику различных видов зависимости, и, прежде всего, всесторонне информировать о последствиях тех или иных зависимостях, тем самым помочь школьникам повысить устойчивость к ним.
А так же тренировать устойчивость человека к негативному социальному давлению, воспитывать нужные навыки поведения в обществе, которые способствуют межличностному общению. Помочь подрастающему человеку осознать причины, которые могут привести к зависимости и строить успешные стратегии противостояния им.
Необходимо с детства формировать положительную, адекватную самооценку личности, ответственность, целеустремленность и самоуважение, делать акцент на таких жизненных ценностях, как дружба, здоровье, профессиональная карьера и т.д.

Следовательно, педагогам необходимо настойчиво осуществлять профилактику различных видов зависимости, и, прежде всего, всесторонне информировать о последствиях тех или иных зависимостях, тем самым помочь школьникам повысить устойчивость к ним.
А так же тренировать устойчивость человека к негативному социальному давлению, воспитывать нужные навыки поведения в обществе, которые способствуют межличностному общению. Помочь подрастающему человеку осознать причины, которые могут привести к зависимости и строить успешные стратегии противостояния им.
Необходимо с детства формировать положительную, адекватную самооценку личности, ответственность, целеустремленность и самоуважение, делать акцент на таких жизненных ценностях, как дружба, здоровье, профессиональная карьера и т.д.


Список литературы:
Интернет ресурсы.
«Простые рецепты здоровья» № 7 2010г.

15