ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИНТЕРНАТОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Профилактика агрессивности учащихся школ интернатов как необходимое условие процесса здоровьесбережения

Н.А. Осадчева, педагог-психолог
Борисоглебская спецшкола-интернат

Проявление агрессии у детей является проблемой, которая всё больше волнует специалистов. Ведь за последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми.
На сегодня агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).
Причины проявления агрессии у детей-сирот могут быть самыми разными. Одна из причин – плохая наследственность, врождённость агрессивных реакций. Агрессивность таких детей имеет сугубо биологическую природу и по существу должна быть расценена как проявление психического заболевания.
Наиболее простое и распространённое психологическое объяснение возникновения агрессии у детей-сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворённости (фрустированности), потребности в родительской материнской любви. У ребёнка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости, заброшенности (которое может не соответствовать реальности). Это приводит к возникновению напряжённости в отношениях с людьми и к уже реальному неприятию индивида. В ходе такого взаимодействия усиливается негативный характер отношений, как к самому себе, так и к другим людям. Образ взрослого не ассоциируется у ребёнка ни с теплом, ни с любовью, и он не ждет от них подобных проявлений. У ребёнка в этом случае не образуется необходимое базовое доверие к окружающему миру.
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках детей-сирот формируется в основном как форма протеста непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности могут влиять, разумеется, генетические факторы, природные особенности темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации ребёнок с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых воспитанников участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.
Первым шагом на пути борьбы с агрессивностью ребёнка является попытка сдерживать его порывы непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребёнка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если этот порыв предотвратить не удалось, надо обязательно дать понять ребёнку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Провинившийся подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Таким образом, ребёнок видит, что он только проигрывает от своих поступков.
В случае разрушительной агрессии взрослый должен кратко выразить своё недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром. Уборка как наказание за содеянное неэффективна; мотивом доводов взрослого должна быть уверенность в том, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребёнок поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».
Один из способов снижения агрессии – установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне неприятно, когда со мной так разговаривают»). Вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?»). Напомнить о правилах («Мы же с тобой договорились»). Дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).
Пытаясь установить обратную связь, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздерживаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка протест и раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить конструктивные способы разрешения ситуации.
Могу предложить некоторые способы выплёскивания агрессивных эмоций. Если порвать на мелкие кусочки или скомкать лист бумаги – это существенно снизит уровень негативных эмоций. Драчуну, который так и норовит кого-то стукнуть, можно предложить «выбить» коврик или подушки. Полезно также громко покричать – глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса.
На занятиях педагогом-психологом проводится коррекционная работа по обучению агрессивных детей способами выражения гнева в приемлемой форме: дети учатся: понимать свои чувства и прямо заявлять о них: «Мне страшно», «Я боюсь», «Мне обидно», «Я злюсь». Целесообразно учить их выражать гнев с помощью игровых приёмов, перенося гнев на неопасные объекты. Для работы с такими детьми у нас в кабинете педагога-психолога есть резиновые игрушки, маленькие подушки, стаканчик для крика, игрушечные резиновые молоточки. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребёнок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевлённые предметы.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому на занятиях использую различные релаксационные упражнения «Драка», «Дудочка», «Солнечный зайчик».
Итак, агрессивные проявления в личностных характеристиках и поведении детей-сирот обусловлены как органическими, так и социально-психологическими причинами. Агрессивность детей-сирот в большинстве случаев (85%) имеет биологическую природу и по существу должна быть расценена как проявление нервно-психических нарушений. Дети, воспитывающиеся вне семьи, нуждаются в психокоррекции агрессивности на фоне медикаментозной терапии. Коррекционная работа должна проводиться психологом, учителем совместно с медперсоналом.












15