Конспект музыкального занятия в подготовительной группе детского сада Орган — король музыкальных инструментов
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
«Орган-король всех инструментов»
Цель: знакомить с внешним видом и звучанием органа.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить с творчеством И.С Баха;
-формировать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интерес к музыке).
Развивающие:
-развивать эстетические чувства детей;
-развивать восприятие средств выразительности;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к музыкальным инструментам.
Ход занятия
. Занятие начинается в группе: дети получают письмо от Олле Лукойе, в котором сказочный персонаж приглашает в музыкальный зал и обещает, что дети услышат что-то новое и очень интересное.
Дети приходят в музыкальный зал и видят посылку от Олле Лукойе –диск в яркой коробке.
Воспитатель. Ребята, Олле Лукойе нас сюда позвал, а его и не видно. Смотрите, это, наверное, от него посылка. Что же здесь? Ребята, на посылке картинка – вы знаете этот инструмент?(Нет)
Муз. рук .Мы знаем много музыкальных инструментов с разными голосами. Но инструмент, о котором хотел рассказать Олле Лукойе,- орган по праву может быть назван королем всех инструментов, так как он владеет огромным количеством голосов. (На экран телевизора выводится иллюстрация). Это один из самых древних клавишных инструментов, относится к группе клавишно-духовых. Это значит, что у органа есть и трубы, и клавиши. Труб очень много. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, они начинают звучать. Трубы органа разные: большие и маленькие, металлические и деревянные, открытые и закрытые, со специальным «язычком» и без него. От величины, формы трубы и ее устройства зависит ее голос, тембр. Каждая клавиша органа соединена с десятками, а иногда и сотнями труб, каждая труба обладает своим голосом. Орган имеет несколько тысяч труб разной длины, несколько клавиатур, расположенных одна над другой лесенкой. Есть педали для ног: с их помощью извлекаются самые низкие звуки. Есть ручки-рычажки, кнопки. Клавиши могут звучать с разной окраской, подражать звучанию других инструментов. Орган – целый оркестр. Трубы могут издавать звуки, похожие на флейту, гобой, кларнет, подражать пению птиц. (Дети смотрят ряд иллюстраций с изображением органа). Между клавишами и трубами находится устройство – органный мех, с помощью которого по специальным воздухопроводам воздух нагнетается в трубы. Органный мех и часть труб спрятаны в корпус органа, а другие трубы находятся снаружи, на фасаде органа. В старинных органах воздух подавался в трубы вручную (у органиста был помощник, который занимался этим), а сейчас воздух в трубы накачивается с помощью электричества. (Воспитатель меняет изображение на экране).
Воспитатель. Как же музыкант играет на таком сложном инструменте?
Муз.рук. Для того, чтобы играть на органе, нужен специальный пульт управления: его называют кафедра, именно там сидит органист. На ней находятся ручные клавиатуры – мануалы. Кроме ручных клавиатур на кафедре имеется и ножная –педаль, на органе играют и руками, и ногами. (Демонстрируется иллюстрация).
Воспитатель. Я знаю, что орган – очень древний музыкальный инструмент, ему несколько тысяч лет. Его далеким предком была флейта Пана – несколько трубочек из тростника разной длины. Еще один предшественник органа – волынка. Одним из первых органов был гидравлос(водяной орган), в который воздух подавался в трубы с помощью водяного насоса. В древности орган звучал во время дворцовых приемов, театральных представлений, затем его стали устанавливать в соборах и использовать для церковной службы. А потом органы появились и в концертных залах.
Муз.рук. Ребята, вы много узнали об органе. Вам, наверное, хотелось бы услышать его звучание. Посылка Олле Лукойе сможет нам помочь
.(Детям предлагается для слушания «Органная токката» И.С.Баха). Обратите внимание: орган звучит то величественно и напряженно, то его мощное звучание противопоставляется звучанию отдельных голосов.
По окончании слушания в зале появляется Олле Лукойе.
Олле Лукойе. Здравствуйте, ребята, я рад, что вы приняли мое приглашение. Вам было интересно? Что нового вы узнали? (Дети отвечают) .
Олле Лукойе. Несмотря на то, что орган – огромный инструмент, он может играть подвижно и легко. Вот послушайте: светлая, быстрая мелодия сопровождается низкими, гудящими басами.
(Дети слушают «Хорал»И.С.Баха).
Звучит орган торжественно и ясно. В старинной кирхе вновь звучит мотив. Мелодия божественна, прекрасна… Я замираю, голову склонив. Стремится ввысь мелодия, под своды. Я слушаю чудесный тот напев... Седой Маэстро дарит гимн свободы, Струну души до глубины задев. Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен. Соната, Реквием, звезды полёт? Мир музыки огромен, чист и ясен. Какая сила у обычных нот! Мерцают свечи... Звуки тише стали... Волшебной птицей музыка плывёт. И замер где-то в ясной звёздной дали Моей души возвышенный полёт! (Т.Лаврова).
Олле Лукойе. Я вам принес игру, где вы сможете поближе рассмотреть орган, а также поупражняться в ловкости и смекалке. Нужно внимательно посмотреть картинку с изображением органа, а потом из разрезных деталей сложить такую же. Хотите поиграть?
Воспитатель приглашает к столу 3 детей, они собирают разрезные картинки – Орган.
Муз. рук. Ребята, вы знаете много музыкальных профессий. На скрипке играет…(дети отвечают: «Скрипач»), на виолончели играет…(дети отвечают). Олле Лукойе. Как же вы назовете музыканта, который играет на органе?(Органист).
Молодцы! Хотите вспомнить и другие музыкальные профессии?
(Проводится игра «Музыкальные профессии»).
Воспитатель. Вы сегодня узнали много нового и интересного. Давайте звать Олле Лукойе приходить к нам еще. А сейчас пора в группу.
Олле Лукойе. Я очень рад встрече с вами, поэтому игру хочу вам подарить.(отдает детям игру «Разрезные картинки»; дети прощаются со сказочным героем и выходят из зала)