Приемы проблемного обучения при формировании географической грамотности
Приемы проблемного обучения при формировании географической грамотности
Светлана Владимировна Потапова,
учитель географии МБОУ «СОШ №9»,
г.Зимы, Иркутской области
Современное обучение характеризуется заметным усилением внимания к развитию самостоятельного и творческого мышления обучающихся.
На сегодняшний день школа призвана стать прогрессивным институтом развития личности обучающихся, которые имеют выдающиеся индивидуальные способности и восприимчивы к самостоятельной творческой деятельности в области географии. Чтобы этого добиться нужны новые технологии в образовательном процессе, предоставляющие оперативно применять имеющиеся резервы и достигать назначенных планов. Это решается путем сочетания различных подходов и методов обучения. Каждый метод обучения решает определенные задачи и имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С увеличением объема знаний учащихся возрастает частота применения информационно-рецептивного подхода в обучении. При этом создается видимость ускорения педагогического процесса. Но существенный недостаток этого подхода – слабое развитие активного, самостоятельного и в особенности творческого мышления учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся возможно при проблемном подходе к обучению. С его применением реализуется в процессе обучения широкое взаимодействие учителя и ученика.
Проблемное обучение предполагает три уровня организации познавательной деятельности:
- постановка учителем проблемы в теме урока, обучение поэтапному решению целостных научных проблем, составление тезисов на пути решения проблемы (используется метод проблемного изложения);
- постановка учителем проблемы и подпроблемы к части содержания темы и совместное их решение с учащимися путем организации эвристической беседы (используется частично-поисковый метод);
- самостоятельное осознание и творческое решение учащимися проблем, познавательных задач, заданий исследовательского характера (исследовательский метод).
Осуществление проблемного подхода на уроках географии рассмотрим на примере изучения темы «Топливно-энергетический комплекс России».
Оно предусматривает изучение на уроке материала в следующей последовательности:
1. Постановка проблемы учителем: «Энергетический кризис в стране – это реальность или миф?»
2. Решение проблемы идет путем раскрытия подпроблем (вопросов):
- Каково влияние научно-технического прогресса на рост энерговооруженности человека?
- В какой степени развал СССР повлиял на изменения топливно-энергетического баланса в стране?
- Могли ли вызвать проблему дефицита источников энергии только природные и технико-экономические причины?
- Какова роль политико-экономических факторов, присущих переходному периоду в стране, в том, что объективно существующие проблемы энергообеспеченности переросли в кризис?
- Достаточно ли для решения энергетического кризиса анализа энергетических проблем, стоящих перед отдельным субъектом федерации или необходимо рассматривать проблему развития республиканской энергетики?
После осознания учащимися поставленной ко всей теме проблемы они намечают план ее решения. Затем приступают к изучению топливной промышленности. На данном этапе урока обучающиеся работают с картами атласа, статистическими материалами, информационными ресурсами Интернет.
Им предстоит ответить на следующие вопросы:
-Где размещаются основные топливные базы России?
-Где находятся основные потребители энергии?
-Какое противоречие вы при этом обнаружили? Подумайте, как можно это противоречие разрешить.
3. Самостоятельное осознание и творческое решение учащимися проблемы на заключительном этапе урока с использованием исследовательского метода обучения.
Учащимся предлагается следующее задание:
- Сформулируйте проблемы, которые стоят перед этой отраслью на современном этапе развития?
В качестве творческого задания предлагается решить задачу с применением технологии кейс-метода. Кейс – метод – это проблемно-поисковый анализ, позволяющий обучающимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем проблема не имеет однозначного решения. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [2].
Пример: одна из проблем стоящих перед топливной промышленностью – это повышение роли экологических аспектов.
Ситуация: группа нефтяников высадилась из вертолета в центре тайги. Рабочие недоуменно разглядывали сосны, тесно прижавшихся друг к другу.
- И здесь мы будем работать? Как же привезут оборудование, если мы прилетели на вертолете? – высказал свою мысль бригадир.
- Да не переживай, техника сейчас на высшем уровне! Привезут, - успокоил начальник партии.
- Эх, жалко! Какую красоту погубят. Смотрите деревья как будто боятся, что их срубят, - пожалел молодой рабочий.
Задания:
1.Обсудите, каким образом можно доставить буровую установку в тайгу.
2.Как с минимальными потерями для природы установить технику?
3.Проследите взаимосвязь с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами и здоровьем человека.
Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
Курс географии – один из самых интересных. Эффективность обучения может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления, предприимчивости обучающихся, на формирование их познавательной самостоятельности, особенно с применением приемов проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки.
Применение проблемного обучения на уроках географии позволяет повысить мотивации обучения, эффективность процесса обучения. А также позволяет проводить ознакомление с новым материалом с дальнейшим исполнением тренировочных упражнений; повышает межпредметные связи при помощи компьютерных моделей. Развивает источники получения знаний в процессе обучения.
Литература:
1.Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии. –М.: Просвещение, 1991г.
2. Ступникова А.Д.,Бражникова Л.В., Бескоровайная Т.М., В.Н.Копать. Справочник учителя географии – Волгоград: Учитель, 2013. – с.40-42.