План коучинга: Развитие критического мышления учащихся
План коучинга № 14: Сущностная характеристика критического мышления. Использование критического мышления в преподавании.
Дата проведения: 29.12.2015 г
Тема Сущностная характеристика критического мышления. Использование критического мышления в преподавании.
Общие цели Познакомить с основными понятиями, приемами технологий критического мышления.
Вынести суждение о критическом мышлении, презентовать его основные аспекты,сконструировать урок по ТРКМ, прийти к заключению о необходимости систематизации стратегий в зависимости от этапа урока
Ожидаемые результаты Учителя должны знать:
-приемы технологии критического мышления;
-осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления;
Ключевые идеи Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем послужит основанием к действию.
Источники Руководство для учителя первого уровня стр. 119, презентации, видео материалы, портал ЦПМ, Раздаточный материал
Материалы и оборудование Интерактивная доска, компьютер, проектор, маркеры, ватман, стикеры, конфеты
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время, 90 мин Действия коуча Действия участников
Приветствие. Здравствуй, уважаемый»,
« Новогодний позитивчик»
5 мин Приветствие коуча, создание хорошего настроения Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу.«Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обращено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здравствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это каким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).
Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны». Просматривают видеоролик, здороваются
Проблемная ситуация: притча.
Жизненные приоритеты Профессор философии, перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он, молча, берет большую, пустую, банку и заполняет ее большими камнями. Затем спрашивает: - Банка была полна? - Да! - соглашаются студенты. Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: - Банка полна? Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство. - Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи - ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна. Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы, сначала, насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. Тот же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими к вашему счастью. Заботьтесь, сначала о камнях, это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок. 10мин Чему учит эта притча? С какой целью я применила данную притчу? Выдвигают свои гипотезы, оценивают ответы
Мозговой штурм «Виды мышления». 5 мин Называют виды мышления: критическое, научное, исследовательское, креативное, образное, логическое.
Объявление темы коучинга; деление на группы: Вызов, Осмысление, Рефлексия 5 мин Вместе с коллегами определяет цели занятия, формирует группы. Занимают свои места в группе, распределяют роли в группах (тайм-кипер, лидер, наблюдатель, оценщик, скипер).
Презентация «Критическое мышление», просмотр видеоматериала «Развитие критического мышления на уроке» 15 мин Представление презентации, знакомство с теорией, изучение приемов критического мышления. Просмотр с заметками в блокноте
Работа в группах. Каждая группа получает задания:
1. Безумный архитектор: давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
2. Оригинальные способы проверки домашнего задания.
3. Тест на креативность: Дорисуй картинку
20мин Наблюдает за работой в группах, направляет деятельность членов группы. Изучают раздаточный материал, готовят постер.
Обмен опытом: Стратегии критического мышления на уроке. Заполнение таблицы
№ Ф.И.О Класс Приемы КМ15 мин Обобщает выступления учителей Каждый учитель делится своим опытом применения приемов КМ на своих уроках, заполняют таблицу
Рефлексия:
."А напоследок я скажу".
Предлагается последовательно ответить на три вопроса:
· Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
· Что не оправдалось и почему?
· Мои и наши перспективы? 10мин Задает вопросы, подводит итоги Отвечают на вопросы,
«Подари конфету»
5 мин Ведущий: Возьмите, пожалуйста, из коробки по одной конфетке и подарите ее тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе эту конфету, потому что ты самый...»
Тем участникам, которым ничего не досталось, конфеты дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого участника, которому он дарит подарок.
Выбирают конфеты, дарят друг другу