Выступление. Дети мигрантов в современной российской школе. Пути языковой адаптации
1 слайд
Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы. На сегодняшний день наша страна занимает второе место по числу мигрантов в мире, уступая лишь США. В Россию приезжает большое количество людей из стран СНГ. И наш регион не исключение. В настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа живут и трудятся люди различных национальностей. Русский язык стал языком межнационального общения всех народов, проживающих на Ямале, и в системе школьного образования он занимает ведущее место, где наравне с другими предметами имеет большие возможности для воспитания толерантной личности ребёнка.
2 слайд
Но в связи с распадом союза внимание к русскому языку в странах СНГ ослаблено, приезжие, практически, не владеют русским языком, соответственно не владеют языком и их дети. Вследствие чего возникает проблема «освоения» этническими группами языка места пребывания, в частности русского, и проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык - неродной. Таких детей называют «билингвами», «инофонами», «иноязычными учащимися». Степень владения русским языком у них различна, поскольку русский язык для них является вторым языком, в первую очередь языком обучения, так как в семье они в основном разговаривают на родном языке.
3 -4 слайды
Поиск наиболее эффективных методов обучения, адаптации и социализации учащихся данной категории, является актуальной проблемой не только современного образования, а вопросом государственной важности, это подтверждают документы различного уровня:
-Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации;
-Указ президента РФ «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года.
В школах дети мигрантов сталкиваются с большими трудностями, так как образовательная программа учреждения построена на неродном для них русском языке, который они начинают осваивать постепенно, без специального обучения. Причем трудности, которые испытывают дети-инофоны, являются трудностями не интеллектуального характера.
Погружение в «чужую» языковую среду неизбежно приводит к проблемам, чаще всего психологического характера, так как ученик ощущает себя «белой вороной», поскольку не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый материал. Это в свою очередь порождает страх, боязнь ошибок, ребенок замыкается, отказывается отвечать на уроках и общаться. Естественно, что таким детям необходимо оказывать дополнительную помощь в усвоении второго языка для успешного обучения и полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Очевидно, что решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность человека наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям.
5 слайд
Проблемы с которыми сталкивается школа:
-языковые проблемы: низкая мотивация к изучению русского языка; фактическое незнание русского языка;
-проблемы межличностного взаимодействия: неготовность принять другого; наличие негативных этнических стереотипов; отсутствие положительного опыта взаимодействия; некорректное вмешательство взрослых; незнание культуры, обычаев других народов.
С целью создания условий для данной категории обучающихся была создана городская творческая группа куда вошли психологи, социальные педагоги, логопеды, учителя начальных классов и педагоги словесности.
Проанализировав различные источники по данному вопросу, мы с коллегами пришли к выводу, что в настоящий момент отсутствует эффективный методический инструментарий для решения этой проблемы.
6 слайд
Результатом работы в творческой группе стало составление и реализация рабочей программы «Освоение русского языка и адаптация детей-инофонов в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся». Данная программа имеет внешнюю рецензию научно-методического совета Центра педагогических инноваций и развития образования «Новый Век» г. Тюмень и реализуется через факультативные занятия.
Она отличается тем, что, во-первых, посвящена именно детскому двуязычию, во-вторых, такому, при котором освоение второго языка осуществляется прежде всего в естественной языковой среде. При этом роль учителя заключается в лингвистическом сопровождении, помогающем детям освоить русский язык наиболее успешно и в кратчайшие сроки.
7 слайд
В 2013-2014 учебном году членами творческой группы педагогов, обеспечивающих функционирование в образовательных учреждениях города Ноябрьска русского языка как неродного были разработаны рабочие тетради для 1-2 классов. Для 1 класса задания направлены на развитие устной речи. В процессе обучения по данной тетради дети-инофоны учатся правильно конструировать словосочетания и предложения, избавляются от специфических ошибок, пополняют свой лексический запас, осваивают формы вежливого общения, основы успешной коммуникации, что помогает им в повседневной жизни и является основой толерантного воспитания. Для 2 класса тетрадь включает в себя систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач, на формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.
8 слайд
В прошлом учебном году составлен картинный словарь. В него включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком, интересным для ребенка. По сюжетным занимательным картинкам дети в игровой форме могут повторить уже изученные слова. Словарь может быть использован для занятий по русскому языку в начальных классах. Сборник содержит не только слова для запоминания, обозначающие предметы и явления, действия и признаки предметов, но и практические задания. Словарь предназначен для младшего школьного возраста, изучающих русский язык как второй (родной или иностранный). Он составлен по ситуативно-тематическому принципу (по темам).
9 слайд
Творческой группой составлена карта индивидуального сопровождения. Она состоит из следующих разделов
10 слайд
...Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч... И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.