Статья на тему Значение формирования коммуникативной компетентности у учащихся средней образовательной организации на современном этапе


Значение формирования коммуникативной компетентности у учащихся средней образовательной организации на современном этапе
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность - это важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни и именно поэтому коммуникативную компетентность называют ключевой.
Актуальность формирования коммуникативной компетентности учащихся в образовательном процессе, как компонента расширенного языкового образования, определяется социально-экономическими преобразованиями, происходящими в России, идеей модернизации, запросом от взрослого профессионального мира, который ощущает дефицит в практических коммуникативных навыков выпускников школы. Сегодня решение проблемы в деловом мире – это не уникальность мышления одного конкретного специалиста, а результат эффективной коллективной работы. Уже мало быть хорошим специалистом, надо быть хорошим сотрудником - коллективный разум всегда лучше. Именно это предполагает, в первую очередь, умение работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решений, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого. Только те выпускники смогут реализовать свои возможности, которые смогут найти вовремя нужную информацию, использовать её для общения с другими людьми, в том числе на иностранном языке.
В новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопления знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Желание ребенка изучать язык другого народа это начало доброго отношения к самому народу, осознание принадлежности к людям планеты, независимо от того где кто живет и на каком языке говорит.
Обучение иностранному языку носит деятельностный характер, так речевое общение осуществляется посредствам речевой деятельности, которая служит для решения задач в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функция в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиления мотивации в изучении языков международного общения. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на английском языке. 
Именно поэтому особенно благоприятным для овладения коммуникативными навыками является школьный возраст. Данный период особенно значим, поскольку у ребенка проявляется чуткость к языковым явлениям, интерес к общению и осмыслению речевого опыта.
Говоря о коммуникативной компетентности, можно отметить, что в образовательном процессе данная компетентность рассматривается не только как условие благополучия ученика, но и как ресурс эффективности будущей взрослой жизни.
Исходя из целей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательное учреждение должно формировать у ученика целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность. Все это происходит в процессе формирования ключевых компетентностей, которые определяют современное образование.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, который поэтапно вводится сегодня в практику школы, можно сказать, что процесс формирования коммуникативной компетентности школьника является обязательным.
Под коммуникативной компетентностью понимается готовность и способность осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народам мира.В основных требованиях государственного стандарта также проговаривается о привитии обучающимся коммуникативных компетенций и закрепление у них навыков сотрудничества в разновозрастной среде и среде сверстников, которые являются основой для успешного образования и ориентации в мире профессий.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта можно определить чему научится ученик при сформированности коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность дает ученику возможность:
владеть разными видами речевой деятельности, такими как: монолог, диалог, чтение, письмо;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести учебный диалог;
представить себя устно и письменно;
написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
представить свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения. Все это происходит в режиме диалога культур при использовании иностранного языка.
Если рассматривать государственный стандарт 2004 года, то в данном документе основное внимание уделялось предметным умениям. В стандарте нового поколения огромное значение уделяется метапредметным умениям. Это позволяет говорить о том, что при сформированности речевой деятельности те знания, которые ученик получил на одном предмете, он сможет применить на любом другом предмете.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков,а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Автор коммуникативного метода Е.И. Пассов считает, что коммуникативность представляет собой речевую направленность учебного процесса. Данная направленность заключается не только в преследуемой практической цели, но и в том, что путь к этой цели и есть практическое пользование языком.
Вне языкового общения процесс формирования коммуникативной компетентности достаточно сложен. Для осуществления этого процесса не достаточно просто насытить урок коммуникативными упражнениями, которые позволяют решать коммуникативные задачи. В данном случае необходимо предоставить учащимся возможность решать какие – либо проблемы порождающие мысль, рассуждать над возможными вариантами решения поставленных задач и проблем. В этот момент дети акцентируют внимание на содержании высказывания, а язык выступает в прямой функции формирования и формулирования мысли.
Список использованной литературы
Смирнов, С.А. Педагогика / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. – М.: «Академия», 2000. – 329 с.
Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 50 с.
Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / К.Ю. Суханова. - М.: Просвещение, -2003. – 245 с.
Фастовец, Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях / Р.В. Фастовец // Общая методика обучения иностранным языкам. –1991. – С. 187-194.
Фатеев, А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 172 с.