План самообразования. Тема: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида» по Бавлинскому району РТ
Самообразование
Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 2- 3 лет
Воспитатель: Хафизова Г.Ф.
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие
речи детей 2-3 лет»
Пояснительная записка Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Актуальность выбранной темы Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.
2. Развивать театральную деятельность.
3. Овладеть навыками общения и коллективного творчества.
4. Формировать первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.
Планируемый результат:
1. У детей сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
Перспективный план работы (на год)
Сентябрь
-Составление перспективного плана
-Подготовка материала, литературы
Октябрь
-Отгадывание детьми загадок.
-Досуг «Вечер загадок»
-Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"
Ноябрь
-Театрализованная постановка «Теремок»
Декабрь
-«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»
-Оформление папки-передвижки для родителей
Январь
-«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Февраль
-Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ
-Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, подвижные игры.
Март
-Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель
-Знакомство с закличками, потешками о солнце.
-Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
-Открытое занятие тема «Зайка в гости к нам пришел»
Май
-Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
-Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
1.Изучение методической литературы:
1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)
1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)
1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)
1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)
1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)
1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)
Используемая литература
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Приложение
1.1 Управление ДОУ в свете требования ФГОС
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 01.09.2013г. Федерального закона «Об образовании Российской Федерации».
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ, Законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных особенностей народов РФ.
Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Стандарт должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования
Выделяются следующие направления:
-формирование учредителем государственного (муниципального задания в отношении МДОУ);
-подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогов, административно-управленческого персонала.
В детском саду созданы условия для реализации Стандарта:
1. Кадровое обеспечение
2. Финансовое обеспечение
3. Предметно-развивающая среда
Кадровому обеспечению отводится основное место.Педагогический коллектив нашего детского сада состоит из 17 педагогов.Это воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Средний возраст педагогов 35 лет. Повышение квалификации педагоги проходят в ГАОУ ДПО Института развития образования РБ.
Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении должна создаваться как зона ближайшего развития ребенка для успешной его социализации.
ФГОС дошкольного образования решает следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Основные принципы ФГОС:
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
При работе с детьми по ФГОС должна быть учтена возможность освоения воспитанниками Программы на разных этапах её реализации. В ДОУ решаются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); формирования общей культуры эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. Разработанная образовательная Программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Образовательная Программа охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Решение задач развития детей в пяти образовательных областях направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
Двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида» по Бавлинскому району РТ
Самообразование
Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 2- 3 лет
Воспитатель: Хафизова Г.Ф.