Квилт-акция «Я выбираю здоровье!» как приём воспитания с опорой на активную позицию самого ребёнка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.
Г. А. Журомская, зам. директора по ВР
МБОУ «СОШ « 172» г. Зеленогорск
Квилт-акция «Я выбираю здоровье!» как приём воспитания с опорой на активную позицию самого ребёнка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования должна обеспечивать формирование уклада школьной жизни, учитывающего потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся.
Исходя из вышесказанного, системообразующей, объединяющей все направления деятельностью МБОУ «СОШ № 172» является деятельность, направленная на воспитание ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При этом понятие «здоровье» мы рассматриваем в трёх аспектах – физическом, психологическом, социальном.
Идеи здоровьесбережения лежат в основе организации всей воспитательной деятельности школы.
Главной целью воспитательной деятельности нашей школы мы определяем создание здоровьесберегающей образовательной среды, направленной на воспитание ценностей здорового образа жизни и формирование культуры здорового образа жизни, способствующей развитию личности, её самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.
В этом контексте основополагающее значение имеют:
создание условий для развития социально активной личности подростка;
формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в рамках образовательной среды;
развитие качеств личности.
Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих самоорганизации и самоопределению подростков в многообразии реалий жизни.
Воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Как утверждает В. А. Караковский в своей работе «Воспитание крупными дозами», в школьной воспитательной практике давно утвердилась аббревиатура КТД. Данная методика предполагает широкое участие всего школьного населения, разработке, проведения и анализе главных дел года. В результате такого подхода эти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми. В ключевых делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета) многие родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности.
Результатом является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка. Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, как правило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. Воспитание «крупными дозами» позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.
Своеобразием воспитательной системы нашей школы является то обстоятельство, что годовой цикл ее работы концентрируется вокруг ключевых школьных дел – крупных доз воспитания.
Остановимся для примера на одном из ключевых дел – ежегодной профилактической квилт-акции «Я выбираю здоровье».
В школе реализуется Программа «Здоровье», в рамках которой разработана Программа профилактики вредных привычек. Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов в социальной адаптации. Основной подход в реализации данной программы: негативный социальный опыт не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения. Реальной альтернативой вредным привычкам является физическая культура и спорт. В школе активно функционирует ФСК «Эверест», отлажена деятельность психолого-педагогической службы.
Основным этапом реализации профилактической Программы мы считаем проведение квилт-акции «Я выбираю здоровье!», которая проходит в марте.
Это и есть так называемая «крупная доза воспитания». Данное мероприятие проживается всей школой как СО-БЫТИЕ, имеет большое воспитательное воздействие и положительный резонанс среди детей, родителей и педагогов.
Она занимает всего 7 дней, охватывает все ступени школы, педагогов и родителей школы и фактически является местом предъявления учащимися результатов знаний и социального опыта по определённой проблеме
«Квилт» в переводе с английского означает «лоскутное одеяло». Акция строится из разнообразных форм деятельности, объединяющей три направления формирования здоровья: физического, психологического и социального.
В.А. Караковский и Д.В. Григорьев считают, что в ткань обыденного пребывания в образовательной среде педагогам необходимо постоянно вносить прецеденты-события, которые школьники способны осуществить самостоятельно и самоуправляемо. С опорой на активную позицию самого ребёнка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования при проведении мероприятий квилт-акции «Я выбираю здоровье!» активно реализуется принцип «Ученик - ученику». При деятельном участии старшеклассников проводятся:
уроки саморегуляции;
массовые физкультурно-оздоровительные праздники;
анкетирование и обработка результатов;
жюри конкурса рисунков и конкурса плакатов;
оформление выставки рисунков и плакатов,
выпуск альманаха детского творчества «Письмо другу»,
выпуск текущих фоторепортажей о ходе квилт-акции
выпуск итоговой газеты по результатам.
ученики старших классов выступают перед учащимися среднего звена с презентацией своих исследовательских работ по теме здоровьесбережения.
Каждый ученик, педагог и пришедший в школу родитель оказывается вовлечённым в круговорот различных форм воспитательной деятельности, подчинённых идее здоровьесбережения. Начало недели отмечено весёлым столпотворением – перед первым уроком старшеклассники и активисты средней школы раздают всем желающим яркие самоклеющиеся стикеры с девизом: «Я выбираю здоровье!» Никто не отказывается: ни педагоги, ни работники школы, ни родители, приводящие малышей. Ко второму уроку вся школа пестреет разноцветными яркими наклейками, показывая наличие коллектива единомышленников. В холле первого этажа на видном месте план Квилт-акции с перечнем интересных дел недели, где все могут побывать: и принять участие в спортивном празднике для своей возрастной параллели, и прийти поболеть за старших и младших на их соревнованиях.
Каждый день этой насыщенной недели проживается необычно: анкетирования, блиц-опросы, тематические беседы, интересные встречи, физкультурно-оздоровительные театрализованные праздники, спортивные соревнования В холле первого этажа ежедневно на всех переменах радостная компания ребят среднего звена предлагает всем желающим принять участие в акции «Радуга настроения» - квадратики цветной бумаги бросают в разноцветные ящики. А наши волонтёры, число которых неизменно прибывает, ежедневно подводят итог дня: в каком настроении сегодня прожила день школа? И радуются, что школе спокойно, весело, интересно. В конце недели обязательно будет выпущен бюллетень с диаграммой – радугой настроения. Малыши начального звена на переменках делятся впечатлениями об уроках саморегуляции – их проводили старшие! И это было здорово! Забегают в кабинет «новоиспечённые психологи» - похвалиться, что малыши неизменно просят их прийти завтра и виснут на них на переменах. Их гордости нет предела!
– А давайте в следующем году и в пятый класс пойдём?
– Конечно. И даже в шестой. С такой просьбой уже подходили классные руководители.
В школе накал эмоций, школа кипит с утра до вечера. В спортивном зале вопят болельщики, звонко скачут мячи и дети. После уроков в классах рисуются плакаты про здоровье, слышны бурные споры о том, как и что нарисовать. Ведь обязательно надо победить! Малыши приносят рисунки про дружбу из дома – им помогают родители, это официально разрешено. Родители с фотокамерами, родители с плюшками к чаепитию после праздников и соревнований, родители на собраниях школы и классов – в эту неделю для них распахнуты все двери, они поддерживают идеи здоровьесбережения (результаты анкетирования в начале года) и проживают нашу квилт-акцию вместе со всеми нами.
На первом этаже гордо стоит детище старшеклассников – «Демократический ящик. «Учтите моё мнение». На нём – призыв принять участие в обсуждении квилт-акции. Он обращён к ученикам, педагогам и родителям. Все вместе предвкушаем удовольствие от прочтения пока тайных для нас листочков.
– А бросают?
– Бросают! – отвечает с улыбкой ответственный – председатель Спортсовета, придумавший этот ящик.
А старшеклассники уже бегают по классам с видом заговорщиков и приглашают всех, кто выбирает здоровье, в день завершения акции прийти в спортивный зал – будет флеш-моб! Слово новое, интересует всех. Крикнуть хором во весь голос, да ещё вместе с учителями – это тоже необычно.
Из такой мозаики складывается наша квилт-акция – и впрямь похожая на весёлое лоскутное одеяло, которое всех согревает, объединяет и оберегает. И долго ещё вспоминается и обсуждается это со-бытие – и в личных разговорах, и при выпуске итоговой газеты, и при подведении итогов конкурса на Лучший класс года и Самый спортивный класс И, конечно, при планировании следующего учебного года – тут уже масса новых предложений от детей, педагогов и родителей – успеть бы уложиться в семь дней следующей квилт-акции. Что она должна обязательно быть – в этом ни у кого нет сомнений.
Таким образом, в течение семи дней во всех возрастных параллелях школы через различные формы работы формируется:
Социально-правовое здоровье:
анкетирование «Твой вопрос инспектору ПДН ОВД» (7-8 кл);
тематические беседы инспектора ПДН ОВД по результатам анкетирования;
Интернет-уроки для учащихся, педагогов и родителей;
Тематические беседы «Добровольное тестирование на предмет употребления наркотиков» (дети и родители 9 – 11 кл.).
Психологическое здоровье формируем через:
Уроки саморегуляции (1 – 4 классы, проводят старшеклассники);
Направленное на формирование позитивных способов общения анкетирование «Письмо другу» (5 – 7 классы);
тематические беседы «Позитивное отношение к себе» (8-11 классы);
Тематические беседы для старшеклассников «Воспитание притчей» (9 – 11 класс).
Формирование физического здоровья – спортивные соревнования и массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия ФСК «Эверест» с участием всех субъектов воспитания школы:
театрализованный День здоровья «Весёлая Масленица» (1-4 классы);
физкультурно-оздоровительный праздник «Привет, школяр!» (5-6 классы);
соревнования по футболу (в рамках школьной спартакиады) 7 -8 класс;
спортивное шоу «Парни на все сто!» (9 – 11 класс).
Итоговые мероприятия недели, демонстрирующие усвоение новых норм и ценностей:
Конкурс и выставка рисунков «Давайте жить дружно!» (1 – 4 кл.);
конкурс и выставка плакатов «Я выбираю здоровый образ жизни!» (5-11.кл.);
Флеш-моб «Я выбираю здоровье!» (1 – 11 классы, педагоги, родители).
Демократический ящик «Учтите моё мнение» (1 – 11 классы, педагоги, родители). Смысл данного мероприятия в том, чтобы получить обратную связь, узнать мнение участников квилт-акции по проблеме профилактики, привлечь их к активному анализу собственного образа жизни.
Вновь сошлюсь на мнение В. А. Караковского. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. В этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, сильно действуют на личность. Таким образом, воспитание «крупными дозами» позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников. Анкетирование обучающихся после акции показало следующее:
Считают здоровый образ жизни важным для личного развития – 100%.
Хотели бы предпринимать реальные шаги, чтобы укреплять своё здоровье – 78%
Многое делают для укрепления своего здоровья – 63% .
Во время квилт-акции мы не просто сводим всех вместе, а добиваемся взаимодействия возрастов, когда старшие руководят младшими, младшие помогают старшим и учатся у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе.
Переход к организации воспитательной работы в логике событийности позволил обучающимся более активно включаться в воспитательный процесс, значительно повысился их интерес к здоровьесберегающей деятельности, обучающиеся школы стали более активно взаимодействовать друг с другом, предлагая собственные варианты решения поставленных задач, деятельность стала носить эмоционально окрашенный, личностно значимый характер, что положительно отразилось на её результативности. А в целом всё это обеспечивает формирование уклада школьной жизни, учитывающего потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся.