Доклад на тему:Приёмы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке.
Государственное казенное образовательное учреждение
Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7 г. Азова
Доклад на тему:
«Приемы, формирующие активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке»
Разработала
учитель высшей категории
Каменская Н. В.
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Все технологии состоят из приёмов. (Слайд 2)
Прием – это элемент метода, его составная часть, отдельный акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.
В своей работе с детьми с ЗПР мы берём весь спектр приёмов, формирующих активную позицию ребёнка с ЗПР на уроке для I и II групп, исходя из потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Мы отбираем для работы 3 группы приёмов: (Слайд 3)
- мотивирующие;
- активизирующие;
- стимулирующие.
Которые позволяют создать психологический настрой, определёнными техниками, чтобы мотивировать обучающихся на работу.
Целью этапа мотивации является - включение учащихся с ЗПР в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
Идёт постоянная опора на актуальный опыт и дальнейшее использование приобретённых по данной теме знаний для реализации себя, как успешной личности.
Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся с ЗПР к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, приёмов, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Система средств активизации учения детей с ЗПР обеспечивает организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса и отвечает следующим требованиям: возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах; стимулировать механизм ориентировки учащихся с ЗПР, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности; обеспечивать формирование учебных и коррекцию умений детей с ЗПР по переработке учебной информации; стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей; обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
При отборе приёмов, используемых на уроке с детьми данной категории, мы стараемся задействовать все системы и анализаторы обучающихся, с целью комплексного коррекционно-развивающегося воздействия и более полного погружения в образовательную среду.
Исходя из этого мы отобрали приёмы из всех систем, в том числе и традиционной системы, когда ребёнок является пассивным слушателем.
Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения: (Слайд 4)
На первый взгляд эта система отошла в прошлое, но на первых этапах обучения детей с ЗПР, когда формируется позиция «Я - ученик» эти приёмы являются эффективными.
А именно:
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
намек-подсказка, содержащая готовую информацию. (Слайд 5)
Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения:
Из репродуктивного метода мы отобрали следующие приёмы (Слайд 6)
И опробировали их на практике.
Красным цветом выделены приёмы при использовании которых дети II группы испытывают затруднения.
задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия. (Слайд 7)
Приемы, соответствующие методу проблемного изложения: (Слайд 8)
Из метода проблемного изложения приоритетными стали следующие приёмы. На слайде видно, что проблемный метод сложен для активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР II группы.
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
предъявление учащимся конфликтного примера;
составление кластера. (Слайд 9)
Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения: (Слайд 10)
На данном слайде голубым цветом выделен приём при реализации которого обучающиеся с ЗПР II группы испытывают затруднения и нуждаются в организационно-направляющей помощи учителя.
Красным цветом выделены приёмы, которые используем в ходе уроков, но данные приёмы вызывают значительные трудности даже для детей с ЗПР I группы.
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы. (Слайд 11)
Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения:
(Слайд 12)
На слайде мы видим, что приоритетным является приём на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений.
задание с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
(Слайд 13)
ВЫВОД: Все приёмы, представленные вам и используемые нами в работе с детьми с ЗПР требуют от учителя высокого профессионализма и чёткой систематичности использования с 1 по 4 классы.
(Слайд 14)
Рисунок 115