Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Технологическая карта урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода
Таблица №1
Автор урока (Ф.И.О.)
Фоминова Лариса Александровна
Должность
Учитель математики и физики
Образовательное учреждение
МБОУ «Каськовская основная общеобразовательная школа»
Предмет
Математика
Класс (профиль класса)
5 (общеобразовательный)
Продолжительность урока (занятия)
40 мин
Тема урока
Сложение и вычитание смешанных чисел
Тип урока (форма урока)
Изучение нового материала
Цели (результаты) урока:
Предметные (Пр) (ученик научится, ученик получит возможность научиться.)
Регулятивные (Р)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К)
Личностные (Л)
Обучающие: научить складывать и вычитать смешанные числа
Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления.
Воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, привитие интереса к предмету.
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь работать по коллективно составленному плану
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение слушать и понимать речь других
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Автор учебника (УМК)
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 24-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2008
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)
Компьютер
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)
Презентация, математическая игра на компьютере «Обыкновенные дроби», раздаточный материал
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 24-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2008
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Таблица 2
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)
Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов)
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
Проблемная ситуация
Отгадывание ребуса
Слайд 5.
Учитель: Ребята, отгадайте ребус и из полученных слов и составьте предложение.
Правильно. А как, вы, думаете, почему именно это предложение я зашифровала?
Цель урока:
Целью нашего урока является изучение сложения и вычитания смешанных чисел.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательны: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Это тема нашего сегодняшнего урока.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)
· Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?
На доске вывешены карточки с числами
- Что вы видите?
- Что вы можете с этими числами сделать?
- Расположите числа в порядке возрастания.
Учащиеся работают на компьютерах.
- Разбейте числа на группы.
Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.
Числа.
Сравнить, из неправильных дробей выделить целые части, смешанные числа и натуральные числа представить в виде дробей, для дробей с одинаковыми знаменателями найти сумму и разность Учащиеся по 1 выходят к доске «цепочкой».
Учащиеся выполняют задания компьютерной игры.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)
Определите, какое из чисел лишнее? Почему?
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 113 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 (слайд)
Сложите 113 EMBED Equation.3 1415 и 313 EMBED Equation.3 1415.
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Почему вы не все смогли выполнить задание или обосновать полученный результат?
Учащиеся отвечают устно, обосновывают свои ответы.
Лишним является число 113 EMBED Equation.3 1415 , т.к. это смешанное число, а все остальные являются обыкновенными дробями.
Учащиеся отвечают, дополняя и исправляя ответы друг друга.
Надо было найти сумму смешанных чисел.
Нет способа сложения смешанных чисел
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)
Задача 1: На столе лежали 3 2/5 плитки шоколада. Сколько плиток шоколада будет лежать на столе, если на него положить еще 1 1/5 плитки?
По рисунку нетрудно увидеть , что будет 4 ѕ плитки. Как решить эту задачу?
А как это сделать?
- Уточните цель деятельности.
- Чем вы можете воспользоваться для построения способа?
- По какому плану вы будете действовать? (слайд)
Задача 2. На тарелке лежали 2 3/5 плитки шоколада. Сколько останется плиток шоколада на тарелке, если 1 2/5 плитки съедят?
Так как же, ребята, надо выполнять вычитание смешанных чисел? (слайд)
Правильно. Запишите в тетради решение этого примера.
Построить способ сложения смешанных чисел.
Понятием смешанного числа, правилом сложения дробей и т.к. мы повторяли свойства чисел, то возможно ими.
Представим смешанное число в виде суммы натурального числа и дроби, посмотрим, как можно применить свойства чисел для нахождения результата, проведём анализ данной суммы и получившегося результата, сформулируем правило сложения смешанных чисел. Учащиеся по рисунку отвечают на вопрос задачи.
·Надо отдельно вычитать их целые и дробные части.
2 3/5-1 2/5=1 1/5
1) 8 9/11- 3 5/11=5 4/11
2) 3 5/7- 1 2/7= 2 3/7.
Учащиеся говорят о своих предположениях.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
5. Реализация построенного проекта (5-8)
- Сейчас вам предстоит работа в парах.
- Ваша задача –расставить шаги алгоритма в нужной последовательности и внести в него ключевые слова.
Проверку провести фронтально по шагам. (слайд)
- Как вы думаете, а можно по этому правилу и алгоритму находит разность смешанных чисел?
- Как надо изменить правило и алгоритм, чтобы можно было это делать?
- Значит, уточним тему урока Табличка с новой темой заменят первоначальную.
После ответов детей учитель спрашивает:
- Что я сейчас должна предъявить, чтобы вы поняли, правильно ли вы составили алгоритм или нет?
На доске фиксирует алгоритм нахождения суммы смешанных чисел
- Где можно себя проверить?
- Откройте учебники стр. 174, прочтите правила.
- Что вы можете сказать о своей работе?
- Что дальше вы должны сделать?
Каждая пара получает задание: конверт с блоками для составления алгоритма сложения смешанных чисел.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
В учебнике.
Потренироваться в нахождении суммы и разности смешанных чисел.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
А теперь, ребята, давайте, выполним задания из учебника №1117
(слайд)
- Кто ошибся в шагах алгоритма?
- Кто ошибся в вычислениях?
Выполняют задания из учебника.
Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)
- Что теперь вы можете сделать?
- Как вы будете проверять свои знания?
Решим задачу письменно. (Слайд)
Приглашается один ученик к доске.
№3. Задача.
В первый день турист прошёл 813 EMBED Equation.3 1415км, а во второй день – на 213 EMBED Equation.3 1415км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня?
Тем, кто решил задачу раньше других, предлагаю решить дополнительные задачи (задачи более высокого уровня сложности, требующие умения логически мыслить).
Дополнительно.
№4.Задача.
Ширина прямоугольника 713 EMBED Equation.3 1415дм, длина на 113 EMBED Equation.3 1415дм больше ширины. Найдите периметр прямоугольника.
– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?».
– Кто допустил ошибки при выполнении задания?
– В чем причина?
– Что вам поможет их исправить?
– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
Проверить свои знания.
Мы выполним самостоятельную работу и проверим по эталону для самопроверки.
Учащимся предлагается текст самостоятельной работы
На экране фиксируется эталон для самопроверки самостоятельной работы: эталон.
Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)
- Как вы считаете, где новые знания вам могут пригодиться?
Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях.
13 EMBED Equation.3 1415
Схема и таблица заполняется на печатной основе.
1200 км
I II
35% ? км
s
v
t
Весь путь
1200 км
16 ч
I
35%
(1200 : 100 ( 35 (км))
6 ч
II
1200 – (1200 : 100 ( 35)
? км/ч
16 – 6 (ч)
1) 1200 : 100 ( 35 = 420 (км) первый участок пути
2) 1200 – 420 = 780 (км) второй участок пути
3) 16 – 6 = 10 (ч) время на втором участке пути
4) 780 : 10 = 78 (км/ч)
Ответ: поезд должен ехать со скоростью 78 км/ч.
При решении задач, уравнений.
Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
Предлагается ответить на вопросы:
- Что в конце урока вы должны сделать?
- Какую цель вы ставили сегодня на уроке?
- Достигли цели?
- Продвинулись вы по пути открытия новых знаний?
- Сможем мы на нашей диаграмме увеличить сектор изученных тем?
- А останется ли ещё сектор неизученных тем?
- Что вам помогало в работе?
- Оцените работу класса.
- Оцените свою работу, используя индивидуальные карточки
- На уроках МИД мы говорили о душевном здоровье, что не надо бояться трудностей. Кто сегодня не испугался?
- Какому смайлику соответствует ваше настроение на уроке?
– В чем еще надо потренироваться?
– Запишите домашнее задание.
Домашнее задание:
Знакомит с содержанием и технологией выполнения д /з
Домашнее задание написано на листе. Оно поможет вам лучше закрепить полученные знания и умения.
А) п.29, лист (задания аналогичные тем, которые решали в классе).
Б) Дополнительно: Составить кроссворд по теме « Дробные числа».
Отвечают на вопросы.
Дети поднимают изображение радостного или грустного смайлика
Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.
Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Записать полученный результат в виде
с. числа
Сложить ц.. части
смешанных чисел
Сложить д. части
смешанных чисел
Root Entry