Аналитическая справка о состоянии здоровья и случаях травматизма
Аналитическая справка о состоянии здоровья обучающихся и случаях травматизма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
за 2013- 2016гг
Сохранение и укрепление здоровья учащихся – одно из приоритетных направлений развития школы. Школа тесно сотрудничает с медицинскими учреждениями по вопросам реабилитации и сохранения здоровья учащихся. В школе сложилась система мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности, сохранения и укрепления здоровья на всех этапах развития ребенка. Данная система мероприятий проводится на основании нормативно – правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней и школьной комплексно- целевой программы «Здоровье».
За последние три года имеет благоприятную динамику снижение заболеваний учащихся.
Данные по заболеваемости учащихся отражены в таблице:
Заболевания Количество в 2013-2014учебном году Количество в 2014- 2015 учебном году Количество в 2015- 2016 учебном году
Заболевания сердечно-сосудистой системы 5 4 3
Заболевания желудочно-кишечного тракта 10 7 4
Заболевания органов зрения 3 3 3
Заболевания органов дыхания 5 4 2
Урологические заболевания 1 1 1
Аллергические заболевания 4 4 4
Заболевания эндокринной системы 2 2 2
Ортопедические заболевания 8 7 6
Заболевания опорно-двигательной системы 1 1 1
Проводится постоянная работа по профилактике вредных привычек, табакокурения, алкоголизма, наркомании. Результатом этой работы стало уменьшение количества курящих учащихся. Случаев травматизма на уроках не было отмечено.Соотношение курящих и некурящих учащихся в 8 – 11-х классах.
Результаты проведения мониторинга здоровья обучающихся в школе показали стабильные результаты, в среднем каждый ребенок болел в течение года 1,2 дней. Все простудные заболевания имеют тенденцию к снижению. За последние2 года школа не закрывалась на карантин. Это результат профилактической работы всего коллектива.
На каждого учащегося заведена личная медицинская карта, в которую заносятся сведения о прививках и уколах, о перенесенных заболеваниях, о результатах диагностических обследований. В каждом классном журнале ведётся «Листок здоровья»,который заполняет медсестра. На основании данных о здоровье детей комплектуются группы для занятий физической культурой. Учитываются также данные о функциональном состоянии обучающихся, уровень их физической подготовленности. Все эти критерии определяются при помощи двигательных тестов.
Одним из условий сохранения здоровья является диагностика школьников:
Ежегодно проводится мониторинг психофизического развития учащихся, антропометрия, т. е. измерение веса и роста. В зависимости от полученных данных оценивается состояния физического развития, а также проводится диспансеризация здоровых школьников, которая осуществляется бригадой узких специалистов в составе: ЛОР, окулист, невролог, хирург-ортопед, с 14 лет - флюорография. На основании диагнозов школьники распределяются по группам здоровья, и происходит распределение школьников по физкультурным группам: основной подготовительной и специальной медицинской. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физической нагрузки.
Группы здоровья
Учебный год 2014-2015 2014-2015 2015-2016
Всего уч-ся: 389 392 406
1 группа – основная (удовлетворительное состояние здоровья) 353 356 378
2 группа - подготовительная (обучающиеся с низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья) 16 16 11
3 группа - специальная медицинская группа: подгруппа «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями), подгруппа «Б» (обучающиеся с необратимыми заболеваниями) 15
15
14
4 группа (дети-инвалиды, обучающиеся индивидуально) 5 5 3
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало обязательное применение здоровье сберегающих технологий обучения:
учет периодов работоспособности детей на уроках (период вхождения в работу, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
создание благоприятного морально-психологического климата на уроке и во внеклассной деятельности;
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность учащихся;
чередование позы с учетом видов деятельности;
использование физкультурных пауз на уроках.
Школа проводит разнообразные мероприятия по предупреждению заболеваний (сколиоз, нарушение осанки и зрения учащихся): организация утренней зарядки, целенаправленная разминка на уроках физической культуры, динамические паузы в середине каждого урока с обязательным выполнением специальных комплексов упражнений, направленных на предупреждение нарушений зрения, осанки и сколиоза, подвижных игр на переменах, занятия учащихся в группах здоровья.Медицинское сопровождение образовательного процесса:
• Организация медицинского обеспечения детей:- анализ состояния здоровья детей.
• Первичная профилактика:- контроль за санитарно-гигиеническими условиями в школе;
• Контроль за питанием:- контроль за составлением фактического питания и анализ качества питания, санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, бракераж готовой продукции;• Физическое воспитание:- распределение на медицинские группы для занятий физической культурой;• Гигиеническое воспитание
• Иммунопрофилактика:- планирование и анализ вакцинации;- осмотр перед прививкой;- вакцинация;- контроль за состоянием здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку.• Диспансеризация:- организация углубленных профилактических осмотров;- оценка физической подготовленности детей;- рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья;- проведение назначенных оздоровительных мероприятий, контроль за их выполнением;- анализ состояния здоровья детей по предлагаемым критериям и тестам, разработкам медико-педагогических мероприятий по улучшению охраны их здоровья.
В сентябре 2014 г. был проведен опрос по «определению степени пере утомляемости, перегрузки учащихся во время учебно-воспитательного процесса».Результаты опроса внесены в таблицу.
5-й – 9-й классы, в %
Виды недомоганий, которые я испытываю Всегда Часто Иногда Никогда
1. Сонливое состояние 6 22 26 55
2. Раздражительность, невозможность сосредоточиться 8 6 24 64
3. Головные боли 0 6 5 56
4. Боли в животе, желудке 0 11 12 69
5. Головокружения 0 3 2 69
10 – 11 класс, в %
Виды недомоганий, которые я испытываю Всегда Часто Иногда Никогда
1. Сонливое состояние 22 14 12 9
2. Раздражительность, невозможность сосредоточиться 12 5 12 23
3. Головные боли 8 12 21 32
4. Боли в животе, желудке 11 8 12 42
5. Головокружения 8 4 21 53
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Учителям предметникам, классным руководителям необходимо осуществлять контроль:
- за позой учащихся во время занятий;
- за весом ранца с ежедневным учебным комплектом;
- создавать благоприятный двигательный режим для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.
- следует постепенно привлекать часто болеющих учащихся к занятиям различными видами спорта - катанию на велосипеде, спортивным играм, ближнему пешему туризму.
Подводя итоги проводимых мероприятий по укреплению здоровья учащихся, необходимо отметить сокращение количества простудных заболеваний на 15 процентов, случаи нарушения осанки уменьшились на 12 процентов. Уменьшились случаи проявления близорукости за счёт проведения индивидуальных мероприятий, направленных на стабилизацию зрения учащихся.
Для повышения качества преподавания своего предмета педагоги проходят курсы повышения квалификации, занимаются самообразованием, размещают свои методические разработки на Всероссийском учительском сайте и сайте Методкабинет РФ.
Учителя физической культуры имеют первую квалификационные категории, и
в течение 2014- 2016гг принимали участие в Международных и всероссийских конкурсах:
- Открытый международный конкурс педагогических идей
«Педагогическое пространство-2014г» (Лауреат конкурса – Севрюгин В.С.)
- Общероссийский конкурс «По городам и сёлам» (Диплом 1степени Севрюгин В.С.)
- Общероссийский конкурс «Живица» (Диплом 3 степени)
- Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Педагогический проект»
(Диплом участника- Севрюгин В.С.)
- Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект»
- Областной конкурс авторских общеобразовательных программ
(Свидетельство участника Севрюгин В.С.)
- Областной конкурс на лучший туристический маршрут «По донским просторам»
(Сертификат участника Севрюгин В.С.)
- Муниципальный конкурс фотографий «Лучший туристический поход»
(Диплом 1 степени Севрюгин В.С)
- Всероссийский конкурс программ физического воспитания школы
(Сертификат Забродина Л.В., Севрюгин В.С.)
Учащиеся школы приняли участие:
В спортивной антинаркотической акции «Звёзды спорта против наркотиков (г. Ростов-на-Дону стадион «Олимп-2»)
В районных спортивных эстафетах 1 место.
В спартакиаде летних оздоровительных лагерей 2 место.
В зональном турнире по футболу 3 место.
В районных соревнованиях по шахматам 3 место
В районных соревнованиях по баскетболу 3 место
В районных соревнованиях «А ну-ка, парни!» 3 место
В районной олимпиаде по физической культуре 2 место.
В районном весеннем и осеннем кроссе.
В районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки.
С целью физического воспитания в школе созданы и работают кружки:
- «Меткий стрелок» (руководитель Мельников С.А.)
- Шахматы (руководитель Мельников С.А., Севрюгин В.С)
- Шашки (руководитель Бубен Е.А., Спириденко И.Д.)
- Кружок «Юный турист» (руководитель Севрюгин В.С.)
- Секция баскетбола (руководитель Забродина Л.В.)
- Секция лёгкой атлетики (руководитель Забродина Л.В.)
Спортивные кружки и секции посещают 381 учащихся, что составляет 94% от общего количества обучающихся в школе.
Ежедневно проводятся во внеурочное время подвижные игры, занятия за здоровый образ жизни.
Руководитель Методического объединения
учителей физической культуры и ОБЖ: В.С.Севрюгин