Портфолио сертифицированного учителя русского языка и литературы


..Клышпекова Г.ААккольский район Енбекская СШСучитель русского языка и литературы: ФИО педагога, фото, предмет, школа, город / село, область, год и место прохождения курсов, уровень сертификации (I, II, III, руководитель) номер сертификатаКлышпекова Гульнара Амантаевнаучитель русского языка и литературыЕнбекская средняя школа-садАккольского районаАкмолинской областиуровень сертификации IIIгород Кокшетау «Орлеу» ИПК ПР по Акмолинской области№ сертификата 0001529Дата выдачи 1 июля 2013 годТренер Жамантаева Ж. К Изучив Программу курсов по теоретическим основам Кембриджского подхода к преподаванию, решила реализовать основные идеи Программы в повседневной практической деятельности. Работу начала в 5 классе. Мне интересно, чем живут эти ребята, что их волнует, беспокоит. Что их интересует, чем они занимаются с большим удовольствием. Любят ли читать, рисовать, слушать музыку, фантазировать, понимают ли шутки. Каковы их познавательные интересы, в чем и в какой мере они проявляются? За моей спиной 30 лет учительского стажа, в работе с детьми, я заметила, бывают похожие ситуации, одинаковые ошибки, но дети всегда разные: ни один ребенок не похож на другого. Любое дело начинается с планирования. Успех планирования зависит от того, насколько учитель четко представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Четкая точная формулировка цели урока – очень важный элемент. К планированию уроков подхожу по – новому. Обдумываю реально достижимые цели урока. Цель продумываю так, чтобы конкретно на этом уроке дать определенную порцию чего-то нового, того, чего еще не было. Чем будет отличаться класс и в частности каждый ученик в конце урока от класса и от каждого ученика в начале урока, что должно прибавиться к качествам ученика, которыми они уже обладают за урок. Стараюсь, чтобы через задания шло движение к поставленным задачам, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация раннее усвоенных опорных знаний. Формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных в различных ситуациях обучения. Движение от незнания к знанию, к умению. Новые подходы в преподавании и обучении Обучение через диалогПреподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. КлючевскийИспользуя рекомендации модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я решила в каждый урок включать обучение через диалог . Я как учитель- словесник считаю, что нужно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Я хочу, чтобы дети почувствовали жажду познания, радость творчества, прониклись желанием творить добро, красоту, служить людям. И большую роль в этом должно сыграть диалоговое общение. Интерактивное общение, совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Обучение и преподавание на основе диалога помогает уч-ся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Создание коллаборативной среды неразрывно связано с диалогическим обучением, т.к. знания по Выготскому приобретаются в процессе вовлечения ученика в диалог. Общение – главный инструмент обучения. Именно через беседу можно изучить мнение каждого ребенка. На каждом уроке провожу разговорную пятиминутку, которая дает возможность выйти на диалог. Урок начинаю с вопроса:- Какое у вас настроение? Что интересного произошло у вас в жизни, в классе? Возникает живая ситуация общения, всем хотят обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. При этом я стремлюсь, чтобы постановка вопроса «вписывалась» в материал урока Для чего я это делаю? Для того чтобы ученики увидели во мне человека, который хочет с ними общаться, знать их вкусы, склонности, суждения, потому что ученики мне интересны. Но для этого я сама должна быть искренним интересным и уважительным собеседником. Во время защиты проектов стараюсь, чтобы выступали все члены группы. Слушатели готовят вопросы по презентации, начинается обсуждение, все стараются высказать свое мнение и быть услышанными. Меня радует, что часто в классе слышу смех детей, оживленность – все это говорит о неподдельном интересе уч-ся к уроку. Обучение критическому мышлению Раннее при подготовке к урокам я не размышляла над тем, какие я задаю вопросы, диалоги я строила по форме «инициатива – ответ – последующее действие», которые не содействовали процессу обучения. Сейчас я стала продумывать каждый вопрос, старалась составить вопросы так, чтобы развивали мышление детей на более высоком уровне. Постепенно от закрытых вопросов перехожу к открытым, начинается общение, доверие Для развития сообразительности, критического мышления применяю очень интересные стратегии. У детей такие задания вызывают большой интерес. Между ребятами в группах возникает спор, каждый считает свою версию верной. Тогда я предлагаю выслушать все ответы с аргументацией. При ответах наблюдаю за тем, умеют ли они вычленять существенные признаки, правильно их описывать, правильно рассуждать. Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-нибудь образом. На открытые вопросы дети находили ответы порой неожиданные, неординарные. Стараюсь использовать различные техники постановки вопроса для всесторонней поддержки обучения учеников. Вопросы для побуждения служат для получения первоначального ответа .Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше. В конце каждой темы беру интервью у детей о том, какие у них впечатления о прошедших уроках. Ученики умеют высказаться по предложенной теме и отстаивать, если возникает необходимость, свою точку зрения, выслушать точку зрения собеседника, а иногда и проанализировать высказывание товарища.  . Оценивание для обучения и оценивание обучения.Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям  направляет наше внимание на   модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание -  оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения. Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшении результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику осознавать большую степень ответственности за своё образование. Формативное оценивание используется в повседневной практике, применяется в форме как для учащихся так и для учителя. . Непосредственно перед серией уроков нужно составить критерии оценивания разных видов работ и расписать дескрипторы для каждой оценки.. По-моему  отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание. В своей работе планирую при взаимооценивании применять кластеры, постеры с разработанными ранее критериями оценивания, стратегию  «Две звезды, одно желание » этот вид оценивания вызовет большой интерес. публикациястатьи из опыта работы по критериальному оцениванию Некоторые образцы общих критериев оценивания достижений учащихсяСуммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний умений навыков, компетентностей при завершении изучении темы, раздела к определённому периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (тест, контрольная работа, сочинение, эссе, устная презентация и т.д.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки Также при рефлексии можно использовать приём «Мини(минутный) обзор» В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. цель этого приёма – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе«Ковер идей»Уровни по балламУровень достиженийОписания - дескрипторыА1Определяет строение «ССП»1Формулирует определения видов ССП.В1Определяет вид ССП, доказывая свой выбор1Осуществляет синонимическую замену ССП другим видом предложенияС1Корректирует готовые тексты по заданной установке1Оценивает роль сложных предложений в тексте Использование ИКТ в преподавании образования.Развитие информационно-коммуникационных технологий требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий. Сегодня ученики обладают достаточной цифровойграмотностью, поскольку они относятся к поколению, регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями, используя все их возможности в различных аспектах жизненных ситуаций. ИКТ являютсязначимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании. я овладела информационно-коммуникационными технологиями, научилась работать со многими компьютерными программами: обрабатывать фото, видео-файлы, создавать видеофильмы. Научилась снимать фильмы, составлять презентации. Создала группу для своих учеников и их родителей в социальной сети, с целью более тесного контакта. Все это поможет совершенствовать работу. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”), экранизацию произведений. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями Способность к метасознанию изменяется в зависимости от возраста На своих уроках использую игровые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся. Считаю, что игра как метод обучения, как передача опыта старших поколений младшим, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игра будит активность ребенка, ставит его в различные нестандартные ситуации, в позицию выбора и принятия самостоятельного решения. Дети любят рисовать, им нравятся яркие краски, яркие эмоции. Из застенчивых и пассивных при развитии умения учиться друг у друга, превращаются в лидеров. Вмешательство педагога может помочь ученикам развить некоторые из компонентов метасознания, служащие стратегией для успешного обученияПри наблюдении за работой заметила, что дети в этом возрасте любят именно работу, связанную с вырезанием, рисованием, видимо, скучают по урокам ручного труда в начальных классах и работе по аппликации. Особенно эту работу любят выполнять в группах . Один вырезал, другой клеил, третий находил глаголы в учебнике. Интересно наблюдать за слаженной работой детей. В классе стоял рабочий шум. Слышались радостные голоса, что найден тот или иной материал для флипчарта. Не обходилось и без небольших споров из-за рисунка или картинки, но все быстро решалось, когда предлагала детям дополнительный материал. Обучение талантливых и одаренных учениковРусский язык и литература как предмет обладает огромным мировоззренческим потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как имеет много предпосылок для реализации творческих способностей каждого ребенка На каждом уроке планирую и провожу работу с одаренными детьми. Формы работы - разноуровневые , творческие задания ,консультирование по возникшей проблеме, дискуссия,игры, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны ,конкурсы, викторины, проекты по различной тематике, словесные и ролевые игры, индивидуальные творческие задания.Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Часть вопросов может быть дана для коллективной работы. Ученик должен уметь совместно трудиться, то есть согласовывать и координировать свои действия с другими членами группы, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, учитывать особенности различного ролевого поведения. Для этого работа строилась в группах, в парах. Чтобы стимулировать творческие поиски одаренным детям дала исследовательское задание: сделать сопоставительный анализ жизни и творчества Абая и Пушкина, используя материалы периодической печати, интернет-ресурсов. Почему именно задание было дано этим детям? Я давно наблюдала литературные склонности этих учеников, их любовь к чтению, сочинительству, поэтому дала такое задание. Знала, что оно будет интересно для них и не ошиблась! С таким восторгом делилась с классом о том, что объединяло великих поэтов в жизни и творчестве. Дети были удивлены, узнав о том, что Пушкин бывал на казахской земле во время поисков материалов для написания «Капитанской дочки», и прочитала стихотворение поэта «Калмычка», посвященное казахской девушке. Меня радует, что каждый день мои ученики узнают новое неожиданное и проявляют интерес ко всему окружающему. Поистине, удивительное рядом!При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:-обогащать учебные программы, обновлять, расширять;-стимулировать познавательные способности учащихся;-работать дифференцированно;-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;-анализировать свою деятельность и всего класса;- отбирать и готовить материал для творческих работ. . Управление и лидерство в обучении.Учитель как лидер в совершенствовании работыЛидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. . Учителям необходимо действовать коллективно для обеспечения взаимнойподдержки в лидерских группах учителей и в рамках своих сетевых сообществ. Совместнаяработа помогает учителям не только транслировать практику в свои школы, но также построитьоснову профессиональных знаний, которым могут доверять другие учителя. Эта основа знаний неявляется знанием на основе исследований, скорее это живой диалогический процесс, основанныйна инновациях, которые вдохновляют других и обеспечивают их ориентирами для дальнейшегодействия.руководитель РМОучителей русского языка и литературыкоординатор по критериальномуоцениваниюшкольный тренеркоучингучительский сайтППОПрофессиональные группыв социальных сетях Мониторинг показателей ЕНТ по русскому языку Достижения педагога Достижения учащихся   За такой короткий срок я ощущаю, как изменились мои дети. Работать на уроке с ними стало легко. Есть хорошее взаимопонимание. Многое радует. Радует, когда вижу наклоненные головы детей при составлении флипчартов, кластеров. Радует, когда слышу дружный смех, бурные обсуждения. Радует, что большинство ребят понимают друг друга с полуслова, горят желанием рисовать, писать, отвечать. Для того чтобы выявить знания или незнания учеников необходимы хорошо развитые коммуникативные навыки учителя и чувство сопереживания. Кредо педагогаЯ – счастливый человек . Моя любимая работа, на которую я спешу каждое утро, и которая позволяет мне достойно существовать в этом мире. Что еще надо человеку для счастья! Мне кажется - не останавливаться на достигнутом.Идти, бежать вперед, спешить, торопиться, стараться не отстать от стремительного темпа современной жизни, от развития науки и техники, от неизменно меняющихся приоритетов, от взрослеющих и развивающихся детей, не отстать, но при этом сохранить себя! Не позволить мимолетным прихотям увести тебя в сторону, отвлечь от самого важного, что есть в твоей жизни – от воспитания и обучения детей.Для меня школа - мир открытий и откровений, жизненной радости, мир спокойствия, гармонии и сотрудничества.Я благодарна всем, с кем мне пришлось работать. Я училась у старшего поколения. С годами пришел опыт, который всегда старалась передать молодым. Мой девиз: Я все смогу, я все преодолею. Кредо по жизни: Мы живы, а остальное можно исправить.