Доклад на тему: Система профориентационной работы в начальной школе
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Истринская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат І, ІІ видов
Московской области
ДОКЛАД:
«Система профориентационной работы
в начальной школе»
Подготовила:
Акименко С.В.
учитель-дефектолог
13716055245Система
профориентационной работы
в начальной школе
Цель профориентационной работы в начальной школе:
расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Задачи:
Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.
Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами.
Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
Принципы работы:
Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с первого по четвертый класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Основные стадии становления профессионального самосознания:
Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Стадия профессионального самопознания.
Стадия профессионального самоопределения.
Виды деятельности младшего школьника по профориентационной работе:
Игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни). В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек мы должны включать две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия (например, педагог, рассказывающий о профессии ювелира, говорит о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж).
К семи годам ребенок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Но эта способность развивается не сама собой, а посредством конструкторской, художественной, творческой деятельности. Дети могут выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей (профессия «машинист»).
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения.Первоклассники при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду.
Именно поэтому в процессе планирования профориентационного занятия важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны.
Дети в этом возрасте запоминают механически, неорганизованно. Им легче заучить, чем рассказать «в общих чертах», поэтому важно развивать осмысленное запоминание.
При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр (игра «Волшебный мешочек»).
Во 2–4-м классах важно развивать способность к интерпретации (объяснению).
К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание (между чтением и слушанием, например). Эта способность развивается при использовании парных и групповых форм работы.
Дополнительными структурными элементами могут быть: Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим. Организация экскурсий на предприятия города. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети будут время от времени возвращаться – им, как правило, нравится смотреть, какие и у кого новые материалы появились.