Воспитательная система работы в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





концепция воспитательной системы
филиала КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В своей деятельности педагогический коллектив руководствуется Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ст.24, Гражданским кодексом РФ, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], утвержденным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы-интерната.
Школа-интернат реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного (общего) образования.



Общие положения
Время, в котором мы живем, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. Демократические преобразования, происходящие в нашем обществе, позволяют определить концептуальные положения перестройки воспитания в школе:
- превращение школы Знаний в школу Воспитания;
- постановка личности воспитанника в центр всей образовательной системы школы, целостность ее формирования;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие индивидуальности, творческих способностей ребенка;
- возрождение русских национальных и культурных традиций.
В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения сопряжена с актуальными проблемами.
Важная роль в воспитании такой социальной структуры как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принадлежит школам-интернатам и детским домам. Школа-интернат несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом, научиться быть полезным и сознательным членом общества, построить свою судьбу и семью, развивать свою личность. Концепция воспитательной работы подразумевает, что школа-интернат создает условия для коррекции, реабилитации, самореализации и самоутверждения воспитанников, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Подготовка к самостоятельной взрослой жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной проблемой, решение которой предстоит осуществить педагогам школы-интерната.
Воспитание – социально обусловленный процесс. Актуальной остается проблема поиска классными руководителями и воспитателями форм, методов воспитательной деятельности, радикально изменившейся социальной ситуации.
Второй важнейший комплекс проблем касается содержания воспитания: оно должно быть развернуто на личность ребенка, удовлетворение его интересов, сохранение и укрепление здоровья, обеспечение нравственного и эстетического развития ребенка. Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. Вместе с тем, оно не должно терять и общественную направленность. Следовательно, отбор содержания воспитания, оптимальным образом удовлетворяет всем противоречивым требованиям процесса и решает задачу наибольшей эффективности формирования разносторонне развитой личности.
Принципиальными идеями для такого отбора могут служить следующие:
- Гармоничность содержания: все стороны человеческой культуры представлены в программе воспитания. Личность ребенка должна познать все высшие достижения культуры.
- Достаточность: содержание достаточно, чтобы гарантировать воспитание порядочного человека, не способного к аморальному образу жизни, достойно и счастливо живущего на Земле.
- Адекватность: программа воспитания соответствует возможностям, интересам и потребностям возрастного и индивидуального развития ребенка.
- Скоординированность: четкое распределение содержания по основным источникам воспитательных воздействий (воспитатели, учителя, классные руководители, детский коллектив, сам ребенок).
- Современность: содержание сориентировано на региональные особенности и современную социальную обстановку.
Наконец,
третья группа проблем воспитания связана с перестройкой методов воспитательной работы. Особое значение приобретает организация коллективного, но личностно-ориентированного, гуманистического воспитания, в котором иерархия принуждения в триаде "школа-учитель-ученик" заменяется сотрудничеством, сотворчеством, соуправлением. Хорошим ориентиром на этом пути служит "Конвенция о правах ребенка", принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.
Высшим уровнем и результатом обновления воспитания в школе будет его переход в самовоспитание - сознательное управление ребенком своим развитием.
По результатам опроса педагогического коллектива и в процессе диагностики воспитанников были выявлены следующие проблемы:
Недостаточный уровень сформированности нравственной направленности личности воспитанников;
Недостаточное развитие коммуникации «учитель-ученик» и других коммуникативных умений и навыков;
Низкий уровень дисциплины и чувства ответственности воспитанников.
Эти проблемы не позволяют достигнуть желаемого уровня воспитанности и обуславливают потребность в моделировании и построении целостной воспитательной системы школы-интерната.
Решение данных проблем начинается с осознания современной цели воспитания.

Концепция воспитательной системы
Воспитательная система состоит из следующих компонентов:
  Целью воспитательного процесса является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного), что приводит к целостному развитию личности учащегося, создание условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

 Миссия школы-интерната:

Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.

Главные задачи воспитательного процесса:
1. Формирование творчески- и социально- активной личности воспитанника согласно ФГОС и особенностям интернатного учреждения.
2.Воспитание семейных ценностей и ценностного восприятия жизни.
3. Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни.
4. Воспитание способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы, самостоятельность и ответственность как основные принципы социального поведения.
5.Организация досуговой деятельности детей, формирование умений коммуникативного общения.
6.Содействие профессиональному самоопределению выпускников, формированию креативности и творчества.

Задачи педагогического коллектива:

7.Повышение профессиональной компетенции классных руководителей и воспитателей.
8.Укрепление связи с общественными организациями, привлечение их к совместной работе со школой-интернатом.
9.Создание условий для психологического сопровождения воспитанников (диагностическое обследование и оказание психологической поддержки школьникам).
10.Гуманизации деловых и межличностных взаимоотношении в коллективе.

Результат воспитания:
в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека.
Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Парадигма природосообразного воспитания. Эта парадигма первый ответ традиционной педагогике, авторитарному воспитанию. Важные для парадигмы идеи Я.А. Коменского могут быть сведены к трем тезисам.

1. Ребенок это не маленький взрослый. Воспитание должно учитывать естественные этапы развития ребенка, решать на каждом этапе разные задачи.
2. Три фактора воспитания воздействуют на ребенка. Эти факторы природа, люди, общество. У каждого свое назначение, и задача воспитателя состоит в том, чтобы эти факторы гармонически сочетались.
3. Воспитатель должен помогать природе, ничего не навязывая ребенку искусственно. Все свои знания и нравственные установки ребенок должен приобрести самостоятельно, воспитатель же должен оставаться незаметным. К 25-летнему возрасту жизненный опыт воспитуемого должен быть достаточным, чтобы он мог самостоятельно жить в обществе
4. Современные теории воспитания, ориентированные на связь с природой, природой человека в том числе, опираются на развитие экологического сознания. Миллионы человек стали осознавать опасность экологической катастрофы. Это отразилось и на системе ценностей, а значит, и на определении целей воспитания.
Воспитание рассматривается как часть экологии культуры.
 
Объектом воспитания является ребенок.
Все воспитанники имеют статус «оставшихся без попечения родителей».

Важное место занимает образ выпускника современной школы. В ряде работ ученых и практиков (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, О.С.Газман, Е.Н.Ильин, А.И.Кочетов, В.А.Караковский, С.Л.Соловейчик, А.Н.Тубельский, В.Д.Шадриков и др.) вырисовывается обобщенная модель выпускника школы, отвечающая новым условиям. Она включает следующие интегративные качества личности:
-гуманизм, с ориентированность на общечеловеческие, нравственные ценности:
  свободу, достоинство, честь, совесть,
- трудолюбие, доброту, милосердие и сострадание;
- развитый интеллект;
- высокий уровень самосознания, способность к самоопределению;
- способность к самостоятельности, творчеству;
- высокий уровень общей культуры, интеллигентность;
- социальную ответственность;
- гармонию индивидуального и социального, личного и общественного.
Содержание воспитательной цели школы воплощена в модели ученика, составленной по «акцентам развития».
 


Модель ученика
«портрет выпускника начальной школы»,
сформулированными в ФГОС:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Проект стандартов для основной школы включает в себя «портрет выпускника», то есть описание некоторых качеств личности, которые, должны сформироваться или развиться у человека.
Вторая ступень
(среднее звено)
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека»
 
Безусловно, модель ученика будет дополняться по мере дальнейшего развития  новыми положениями, свойствами, качеством, а главное – деятельностью.

Субъект воспитания - педагогический коллектив.
В школе-интернате сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. В школе-интернате работает 8 учителей, 3 воспитателя, социальный педагог. Следует особо отметить, что, работая в школе с детьми, педагоги постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Кадровый состав соответствует требованиям, предъявляемым современному педагогу. 80% преподавателей владеют навыками работы на персональном компьютере, что свидетельствует об их готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий.
Педагоги школы-интерната взаимодействуют с другими учреждениями, которые помогают школе реализовать цели и задачи воспитания подрастающего поколения. Это инспекция по делам несовершеннолетних, библиотека, музей, социально-реабилитационный центр, РДДТ.
Педагоги объединены в МО учителей предметников, МО воспитателей и классных руководителей. В школе созданы кружки, позволяющие учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.
Эффективность воспитательного процесса заключается в объединении воспитанников и педагогов в коллектив – ядро гуманистической системы воспитания.
В основу воспитательной системы школы-интерната положены концептуальные идеи О.С.Газмана, Л.А.Караковского, А.В.Иванова.
Помочь обучающимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана  концепция воспитательной деятельности,  включающая следующие целевые программы:
«Здоровое поколение», «Воспитание семьянина в условиях школы-интерната», «Духовно-нравственное воспитание», «Подросток», программа психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, программа социальной адаптации «Стимул», программа дополнительного образования.
Выпускник школы, которого ждет общество, должен знать свои корни, национальные традиции, быть готовым к усвоению мировой культуры и формированию статуса личности как субъекта глобального социокультурного пространства.
Известно, что среди приоритетов, выделяемых в образовательном процессе интернатного учреждения, на первом месте находится подготовка детей к жизни в новых условиях. У детей интерната наблюдается дефицит в общении, сострадании и поддержке, в большинстве случает они социально и нравственно запущены, физически и психически ослаблены. В основе построения модели воспитательной системы школы- интерната лежит программа «Воспитание семьянина в условиях школы-интерната». Программа направлена на создание условий для воспитания ребенка, способного в будущем самостоятельно создать полноценную семью и подготовить его к взрослой жизни в обществе. Целевые установки Программ вплотную пересекаются, некоторые мероприятия имеют схожие принципы реализации. Основой деятельности являются коллективные творческие дела (КТД). Таким образом, одна программа гармонично дополняет другую.
Цель Проекта «Здоровое поколение» - повышение мотивации учителей к внедрению здоровьеразвивающей педагогики, а школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих.
Проект – это также системная профилактика асоциального поведения и вредных привычек, дающая реальную возможность педагогическими средствами добиться более гармоничного развития юной личности.

Программа «Здоровое поколение»

Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни:
Создание системы физкультурно-оздоровительной работы в школе на основе единой программы «Здоровое поколение»: организация и проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий, проведение круглогодичных соревнований по различным видам спорта.
Формирование у детей и взрослых положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом.
Оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми.
Оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курения, пьянства и др.).

Программа «Воспитание семьянина в условиях школы-интерната»

Роль семьи в жизни ребенка очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать. Как создать домашнюю атмосферу, вырастить из воспитанников хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в сиротском учреждении, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить семью. Программа «Воспитание семьянина в условиях школы-интерната» отвечает задачам государственной программы развития и воспитания детей, лишившихся опеки родителей. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках школы-интерната.

Программа социальной адаптации «Стимул»

Социальная адаптация детей сирот включает в себя множество важных функций. В них присутствуют такие моменты, как формирование ценностной системы ребенка, его ориентация на семью и другие. Это еще и моральные принципы, и принципы построения разного рода взаимоотношений в обществе.
Программа «Стимул» предусматривает развитие воспитанников школы-интерната через создание социально-экономических отношений в учебно-воспитательном процессе. Программа органично вписывается в систему воспитательной работы школы-интерната («Воспитание семьянина в условиях школы-интерната»). Без развития социально-экономических навыков ребёнок, воспитывающийся в сиротском учреждении, не способен успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.
Программа представляет собой основные подходы к социально-профессиональной ориентации воспитанников, организации внеурочной деятельности, преодолении изоляции интернатного учреждения от общества и использование возможностей социально-культурной среды в воспитании личности детей.
Основные цели организованной подготовки ребенка к выходу из школы-интерната в открытое общество:
обеспечить необходимой системой внутренней и внешней защиты от соответствующих зависимостей, обеспечить базовый уровень состояния здоровья и необходимый инструментарий для его поддержания и развития;
обеспечить правовую грамотность, отработать основные навыки решения конфликтных ситуаций;
создать условия для принятия ребенком ценности жизни, роста, развития, помочь в выборе профессии, создать адекватный возможностям и условиям образ успеха;
вооружить ребенка навыками ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, формировать навыки коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться; знакомиться с нормами поведения в различных ситуациях (в магазине, театре, школе, на улице).


Программа дополнительного образования

Основное значение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
Являясь широким и благодатным фоном для освоения образования общего, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей, что особенно важно, поскольку не все дети интерната обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Целью дополнительного образования является формирование всесторонне развитой личности учащегося (выпускника) с умениями и навыками для успешной социальной адаптации, личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Система дополнительного образования в школе складывается из: внеурочного дополнительного образования в школе-интернате.
Ежегодно участники кружковой деятельности демонстрируют свои умения на выставках, соревнованиях, фестивалях и конкурсах районных, краевых.

ПРОГРАММА
профилактики и коррекции девиантного поведения воспитанников

Целью программы является: изменение девиантного поведения воспитанников школы-интерната в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Основные задачи, решаемые в рамках программы:
Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;
Укрепить взаимоотношения со сверстниками, педагогами
Способствовать развитию детей в познании себя как личности;
Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.
Работа по программе заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением. После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.
Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения.
Показателем уровня сформированности данного этапа является умение педагога составить психолого-психологическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.
Следующим этапом является целенаправленное педагогическое воздействие на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Введение федеральных образовательных государственных стандартов второго поколения с 2011 года ставит каждое образовательное учреждение перед необходимостью разработки программ внеурочной деятельности.
Введение внеурочной деятельности в учебный план образовательного учреждения призвано помочь учащимся в достижении планируемых результатов образования (личностных и метапредметных) и расширении возможностей для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность.

Образовательные программы внеурочной деятельности содержат инновационные формы деятельности, отличные от урочных. Реализация конкретных форм внеурочной деятельности основывается на выделенных видах внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально-значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.



Задачи по различным направлениям воспитательной работы.

ЗДОРОВЬЕ
Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, культивирование здорового образа жизни.
Организация мероприятий, сотрудничества с целью просветительской работы по защите и укреплению здоровья воспитанников и педагогов школы-интерната.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОН ВОСПИТАНИЕ
Формирование духовно-нравственного климата школы-интерната за счет освоения программ по духовно-нравственному воспитанию: «Основы православной культуры».
Приобщение к общечеловеческим ценностям и духовной культуре своего народа, ценностного отношения к людям.
Способствовать формированию нравственной позиции личности воспитанника.
Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Формирование гражданского самосознания и сознания гражданина. Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.
Развитие детского самоуправления, инициативы, активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности у воспитанников.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Создание условий для организации образовательной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы школьника.
Создание условий для проявления и развития интеллектуальных способностей воспитанников на уроке и во внеурочное время.
Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
Формировать у детей потребность в знаниях, развивать мотивацию к самосовершенствованию.
5. Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей обучающихся.


ОБЩЕНИЕ И ДОСУГ
Формирование у воспитанников коммуникативной культуры общения, толерантности и адекватного отношения к людям и общечеловеческим ценностям.
Развивать систему межличностных отношений в интернате на основе принципов гуманизма.
Организация различных форм внеклассной работы с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников

ПРАВОВОЕ
Работа с детьми группы «риска» и с детьми девиантного поведения с целью профилактики правонарушений, безнадзорности и бродяжничества.
Организация сотрудничества с учреждениями, осуществляющими правовое воспитание с целью вооружения детей знаниями по правам и обязанностям гражданина РФ.
Подготовка воспитанников интерната к защите своих прав и исполнению гражданских обязанностей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Воспитать человека-семьянина, способного создать и сохранить семейные отношения.
Воспитание самостоятельности, ответственности и дисциплинированности как основных принципов социального поведения.
Прививать воспитанниками навыки бытового семейного труда, экономической грамотности и умения решать конфликтные ситуации.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие системы дополнительного образования с целью включения воспитанников в творческую, спортивную и трудовую деятельность.
Развитие и самореализация детей.
Реализация плана воспитательной работы (годичных праздников, мероприятий и традиций школы-интерната).

Для организации внеурочной работы в школе реализуются следующие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность;
досугово-развлекательная деятельность.

Формы воспитательной работы:
Внеклассная и внешкольная работа по предметам художественно – эстетического цикла (работа кружков и коллективов музыкального творчества в сельском клубе, декоративно – прикладного творчества, проводятся концерты, смотры, конкурсы, фестивали)
Интеллекутально-познавательное направление (экскурсии, познавательная деятельность, игровая деятельность).
Внеклассная и внешкольная спортивная работа (спортивные секции, смотры, соревнования, туристско-краеведческая деятельность).
Внеклассная и внешкольная работа по патриотическому, правовому, трудовому воспитанию, развитие благотворительной деятельности (акции, лекции, линейки и митинги, общественно-полезный труд).
Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через ролевые и дидактические игры, вовлечение в различные виды деятельности (КТД, акции, шефская помощь, КВНы).
Развитие ученического самоуправления и работы молодежного представительства по программе «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению и незаконным оборотом наркотиков в 2015-2016гг.», поисковые и научные исследования творческих групп воспитанников, диспуты, круглые столы.
Создание добрых школьных традиций (праздники, акции, благотворительные концерты, игры, недели здоровья).
Совместная деятельность с общественными организациями.
Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания

Результатом воспитательной деятельности школы является:
- создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания подрастающего поколения;
- достижение доступного уровня воспитанности учащихся;
- воспитанник школы – свободная, творческая, жизнелюбивая и обогащенная
знаниями и умениями, готовая к творческой деятельности и нравственному
поведению личность, соответствующая модели выпускника средней школы;
- умение делать выпускником осознанный выбор с учетом ответственности за
его последствия;
- высокий процент удовлетворённости учащихся и педагогов
жизнедеятельностью школы;
-повышение престижа школы в социуме;
- выход школы на новый этап развития.

Управление воспитательной системой осуществляется гибко, используются три основные формы принятия управленческих решений
1.В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно (на собраниях) и коллективно на педагогических советах, попечительском совете.
2.В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании административного совета – коллегиально.
С точки зрения масштаба решаемых задач и субъектов, осуществляющих непосредственное управление, в структуре управляющей системы выделяется 4 уровня управления:
1. Уровень стратегического управления – директор школы.
2. Уровень тактического управления – педагог дополнительного образования.
Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления – руководители МО.
Уровень оперативного ученического совета – учителя, классные руководители, воспитатели, актив воспитанников.

Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности ребенка. Развитие общечеловеческих умений и навыков поможет им быть мобильными, обучаемыми, адаптированными и быстро меняющимися в информативно насыщенном мире.

Принципы организации процесса воспитания учащихся
В новых политических и социально-экономических условиях переходом от словесных способов воспитания к деятельностному, от аспектного планирования к системному, от социоцентрического к личностно – ориентированному является:
стратегическое планирование в проектировании и организации процесса воспитания
системный способ организации воспитательного процесса. Моделирование и построение воспитательных систем, как в классах и группах, так и в целом в учреждении
вплетение «малых» форм воспитательной работы, направленных на развитие и проявление индивидуальности каждого ребенка. Тренинги саморазвития, личностного роста, презентации, персональные выставки
сохранение традиций классного, группового и школьного коллективов, влияющих на личность более эффективно
воспитание через общение, как деловое, так и неформальное. Развитие коммуникативной культуры школьника, воспитание толерантности
разработка и применение диагностического психолого-педагогического инструментария.

Главным механизмом воспитания являются форы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления воспитанника, на формирование всех сущностных сфер ребенка.
Методы и приемы:
диалог,
рефлексивный анализ,
диагностика,
педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка,
создание ситуации выбора и успеха,
деятельностный подход.
В содержании образования углубляется и расширяется деятельностный подход, создаются условия для разнообразной и полноценной деятельности воспитанников. Предоставляется ребенку максимум возможностей для выбора и инициативы, последовательное включение во все этапы деятельности (целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ) способствуют формированию таких фундаментальных качеств личности, как свобода, инициативность, достоинство, трудолюбие, честность.


Этапы реализации концепции

Этапы
Ход работы

Подготовительный
Цель – выявить позитивный опыт воспитательной работы в школе, определить приоритетные направления его развития.
(январь-февраль 2016.
1. Заседание МО классных руководителей и воспитателей, семинаров с обменом опыта работы.

2.Прогностический
Цель – разработать концепцию
(март – май 2016.
1.Разработать концепцию воспитательной системы школы, программы духовно-нравственного воспитания и здоровьесбережения.
2.Обеспечить методическую поддержку участникам (семинары, заседания МО классных руководителей, воспитателей, творческие лаборатории).
3.Диагностировать уровень воспитанности, уровень социализированности учащихся школы.
4.Диагностировать работу школьных кружков и секций, выявить уровень заинтересованности учащихся в их деятельности.
5. Подготовка педагогических кадров на этапе перехода на новые ФГОС


3.Практический
Цель – реализация программы деятельности (по - необходимости, внесение коррективы в концептуальное содержание).
( май – 2016 - май 2020)
1.Работа детских объединений
.Создать условия для самореализации учащихся:
-организовать работу школьных кружков
и секций;
-обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся;
-продолжить работу по совершенствованию благотворительной деятельности.
2. Реализация личностно-ориентированных и гуманистических технологий при реализации концепции воспитания.

4.Обобщающий
Цель – определение эффективности работы школы-интерната по концепции. Выявление и оценка результатов деятельности (сентябрь 2020 г.- май 2021 г.)
1.Провести педагогический совет «Осуществление на практике концепции воспитательной системы школы: опыт, проблемы, перспективы».
2.Изучение качества реализации концептуальных программ, внесение корректив в воспитательную систему школы.
3.Провести школьный мониторинг по проблеме «Качество реализации новой воспитательной концепции школы-интерната через опросы учащихся, через систему оценок и наблюдений осуществления программы деятельности.




Критерии эффективности воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение воспитанником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этот уровень достигается в результате взаимодействия детей с педагогом как значимым носителем социального опыта.
Второй уровень результатов – получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Второй уровень достигается в ходе взаимодействия школьников между собой на уровне класса, группы, школы.
Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы-интерната, для других, зачастую незнакомых людей.

Основным объектом системы оценки результатов в соответствии с требованиями Стандарта образования выступают планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии
Объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в три блока:
самоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю» «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
сформированности основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Критерии
Показатели

I. Самоактуализированность личности учащегося
Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей.
Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и воспитателей жизнедеятельностью в школе.
Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.


III. Конкурентоспособность учебного заведения.
Усвоение учащимися образовательной программы.
Трудоустройство выпускников
Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях.
Репутация образовательного учреждения.

Основными критериями результативности воспитательного процесса должны стать следующие: физическое и психическое здоровье воспитанника; развитость индивидуальных способностей ученика; защищенность и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности; готовность ребёнка к самостоятельной деятельности; нравственная направленность личности; сформированность базовой культуры учащегося.
Эти критерии позволяют рассматривать эффективность процесса воспитания и как фактор самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника с нарушениями в развитии.


Для изучения эффективности воспитательной системы используются методики:

Аспекты изучения
Диагностические средства

Сформированность познавательного потенциала личности
Методики изучения развития познавательных процессов личности
Педагогическое наблюдение
Тест П.Торренса для исследования креативных способностей ребенка
Исследование уровня мотивации. Тест «Доминирующие мотивы»

Сформированность нравственного потенциала личности
Методики Б.П.Битинаса и М.И.Шиловой для изучения воспитанности

Сформированность коммуникативного потенциала личности
Методика выявления коммуникативных склонностей
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников
Социометрия «Изучение положения ученика в классном коллективе»

Сформированность эстетического потенциала
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников
Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала
Статистический медицинский анализ состояния здоровья
Выполнение контрольных нормативов
Анкеты по ЗОЖ

Удовлетворенность воспитанников и педагогов жизнедеятельностью в школе-интернате
Методика «Удовлетворенность учащимися жизнедеятельностью в школе» А.Андреева
Методика Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе-интернате

Сформированность общешкольного коллектива
Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоупраления»

Выявление уровня социальной адаптивности, активности, автономности и нравственности
Методика профессова М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

Усвоение программы семейного воспитания Г.И. Плясова «Воспитание семьянина в условиях детского дома»
Теоретическое знания детей о семье
Уровень школьной адаптации
Проявление родственных чувств к братьям и сестрам в семье и родственникам, не приживающим вместе
Общение с друзьями и взрослыми
Умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орела










13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 215