Урок химии в 8 классе по теме: Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. 
Муниципальное   бюджетное  общеобразовательное   учреждение                                                         Кромского района  Орловской области
«Закромско-Хуторская  основная  общеобразовательная  школа»
Урок – путешествие по теме
«Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД».
Подготовила и провела 
  Авдюшина И. А.
2013г.
Цель урока: закрепить, систематизировать знания  уч-ся по теме в игровой форме.  
Ученики должны:
- классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;
- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
- иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;
- характеризовать химические свойства веществ данного класса с точки зрения ТЭД, записывать ионные уравнения;
- уметь практически доказывать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений.
Оборудование: прошло лет (рисунок космического корабля), красные и синие звездочки,
таблицы растворимости, карточки с заданиями, пробирки, вещества, компьютер,  презентация «Соль».
                      Ход урока.
Оргмомент.  Ребята, если говорят, что театр начинается с вешалки, то кабинет химии с Т. Б. Давайте вспомним основные правила работы в кабинете.
Не пробовать реактивы на вкус.
Расходовать экономно.
Остатки не возвращать.
Осторожно работать с кислотами и щелочами. При ожогах  кислотами нейтрализовать раствором питьевой соды. При ожогах щелочами – слабым раствором уксусной кислоты.
Тема урока, цель.
Учитель. Мы с вами совершим путешествие на планету «ОКНС» Готовы к путешествию? Тогда в путь!  Нас ждет 
 удивительная и загадочная страна. Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество загадочных существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества простые и сложные, спокойные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные; ядовитые и безвредные; полезные и очень вредные; кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные; конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Путешествовать мы будем на прошлолете.
Чтобы отправиться в путешествие мы должны приобрести билеты.
Цена билета – ваши знания. Если вы хотите путешествовать первым классом, покупайте красные билеты (задание на «5»), вторым классом  зеленые (задание на «4»),  а третьим  синие (задание на «3»). 
Задание1: «Найти родственников».
Аl(OH)3,  CO2, Mn2O7, HNO3, SO2, CaSO4, H2SO3, Ca(OH)2, MgO, NaHSO4, CaO, K2SO3, Cu(OH)2, MgSO4, Ca(OH)Cl, HCl, S, H3PO4, Ca, NaOH, Al(OH)2 Cl.
Выпиши кислоты, основания, соли и оксиды. ( «3»)
 Задание 2: Выпиши растворимые и нерастворимые основания,  кислоты одноосновные и многоосновные, соли, напиши уравнения их диссоциации. («4»)
Задание 2: составь схемы генетической связи между веществами,  напиши уравнения переходов, где это имеет место рассмотри уравнения  в свете ТЭД. («5»)
Задание 3: выпиши соли кислые, основные и нормальные, назови их, напиши уравнения диссоциации.  («5»)
Учитель. Итак, вы справились с заданием, и теперь мы можем отправляться в путь. Займите, пожалуйста, свои места согласно «купленным билетам».
Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много. Что же это за станция? Оксиды. А вот и новое задание. Если мы с ним справимся, нам дадут «зеленый свет».
Известно ли вам, дети,
Какие есть оксиды на планете?
У  оксидов пристрастия разные:
То кислоты им нравятся праздные,
То к воде их душа склоняется-
Скажите,  как  они называются?
            	  (Основные оксиды).  
2.А эти спешат к  основаниям, 
   Растворимые, очень желанные, 
   Но с водой дружбу водят не все,
    Уж, поверь.
   Назовите оксиды теперь.
             (Кислотные).
Бывает двойственный оксид,
Он позабыв и честь, и стыд,
То к сильной кислоте спешит, 
То где-то щелочь сторожит,
И тем и другим поклоняется.
Как такой оксид называется?
           (Амфотерный  оксид).
HNO3
Fe2O3
K
Cu(OH)2
SiO2
CO2
 Na2O
HCl
H2O
Учитель. Мы едем дальше. Чтобы нам не было скучно, давайте поиграем в крестики-нолики.
Определите выигрышные пути – вещества, с которыми взаимодействуют :
H2SiO3
H2O
CaO
Ag
NaOH
SiO2
Cu(OH)2
K2O
N2
Кислотные оксиды          основные    оксиды
Подводятся итоги игры.
Учитель. А вот и новая станция. О! Да это станция экспериментов и называется она «Основания». А вот и задание. Я зачитываю вам стихотворение о свойствах оснований. После каждого четверостишия вы будете выполнять эксперимент. 
Практическое задание
Изучим свойства оснований поскорей.
Начнем эксперимент со щелочей.
Сольем сначала щелочь с кислотой,
Из них получим только соль с водой.
Школьники проводят реакцию нейтрализации едкого натрия с серной кислотой и записывают уравнение реакции в тетрадях.  (Вспоминаем  Т.Б.)
А если с солью щелочь взять, 
Получатся другая соль и основание опять. 
Но правилу сему не стоит доверять, 
Коль два условия не будешь соблюдать! 
Вопрос: Какие это условия?
Ответ: Любая растворимая соль реагирует со щелочью с образованием нерастворимого основания.
Теперь возьмем оксид кислотный 
И растворимый гидроксид, 
И под водой на дне стакана  
Очередная соль лежит.
Ученики выполняют эксперимент. Получают углекислый газ и пропускают его через раствор гидроксида кальция. 
Возьмем любой нерастворимый гидроксид, 
Который с кислотой любезничать спешит, 
А в результате  соль с водою.
Школьники выполняют эксперимент: проводят реакцию Сu(ОН)2 (полученный ранее) с кислотой.
Ну и последнее, о чем хочу я доложить: 
При нагревании их можно разложить  (Демонстрационный опыт)
Молодцы! Мы с вами и не заметили, как пролетело время и мы подъехали к новой станции.
Внимание! Следующая станция  КИСЛОТЫ.
Задание
После каждого четверостишия необходимо записать на доске уравнение реакции или провести опыт. Право ответа имеет участник, который первым поднял руку.
1.Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.
2. Кислота и синий лакмус 
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный.
3. Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.
4. В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.
После подведения итогов этого задания учитель объявляет: 
Ребята мы прибываем к последней станции этой страны  "Соли». Посмотрите-ка, что написано на здании станции:
О, Соль! Как много в этом звуке
Для сердца химика слилось,
Как много в нем отозвалось.
А здесь нас с вами встречает гид  натрия хлорид. (Входит хлорид натрия  ученик с надписью NаС1.)
Хлорид натрия. Здравствуйте, ребята! Я проведу небольшую экскурсию для вас по нашей станции. Раз вы до нас доехали, значит, вы хорошо с нами знакомы. И я расскажу вам немного о себе.  (Показ презентации).
Во всех странах употребляют соль. И это неудивительно. Без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8  10 г соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и её избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обепечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времён Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Учитель. Пока мы с вами путешествовали, на этой станции случилось ЧП. Пропали жители, а вместо них появился незнакомец «Х». Давайте попробуем им помочь. 
Задание
A) P P2O5   A
Б) BaBaOB
B) A + BX
Ответы:
4P + 5O2=2P2O5
P2O5 + 3H2O=2H3PO4
2Ba + O2=2BaO
BaO + H2O=Ba(OH)2
3Ba(OH)2 + 2H3PO4=Ba3(PO4)2 + 6H2O
Ну, вот и закончилось наше путешествие, и мы отправляемся домой. На досуге жители планеты «ОКСХ» расширяют свой кругозор. Я взяла на этой планете несколько интересных вопросов и загадок, на которые вы ответите на досуге.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия. Если вам понравилось наше путешествие, прикрепите  к нашему кораблю красную звездочку, если нет синюю.