Тема: Сложносочинённые предложения с противительными союзами однако, зато, да(= но), только, же.

Основная общеобразовательная школа № 2 Щербактинского района












Урок русского языка в 9 классе


Тема: Сложносочинённые предложения с противительными союзами однако, зато, да(= но), только, же.




















Учитель: Никитина Наталья Михайловна.




Тема: Сложносочинённые предложения с противительными союзами однако, зато, да(= но), только, же.


Цели: 1.Выявить структурно-семантические особенности сложносочинённых
предложений с противительными союзами однако, зато, да (=но),
только, же;
2. Формировать умение определять смысловые отношения между
частями сложносочинённого предложения, расставлять знаки
препинания в ССП,
выделять грамматические основы в предложении, конструировать
предложения;
3. Совершенствовать интонационные, пунктуационные, правописные
навыки, коммуникативную, речевую компетентность ;
4. Развивать логическое мышление, монологическую речь типа
рассуждения, умение работать в группе;
5. Воспитывать доброжелательность, сотрудничество, взаимопомощь,
интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, таблицы, учебник.

Ход урока.
1. Мотивационный этап.
Настрой учащихся на урок.
Ребята! Я рада вас видеть на очередном уроке русского языка. Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

2. Операционно-деятельностный этап.
1.Теоретическая разминка.(Слайд № 1)
Назовите главную единицу синтаксиса.
Какие виды предложений вы знаете?
Что представляет собой сложносочинённое предложение?
Какими союзами выражаются соединительные отношения?
Какие союзы относятся к противительным?
Какие знаки препинания употребляются в сложносочинённом предложении?
Когда между частями сложносочинённого предложения запятая не ставится?

2. Объяснение нового материала.
Обзор предложений с выходом на тему урока, определение целей урока
Учащимися ( Слайд № 2). Анализ предложений, определение смысловых отношений противительных союзов. ( Флипчарт).

Задание:
Найти и обозначить грамматическую основу, расставить знаки препинания,
построить схемы предложений.

Рыбка мелка да уха сладка.
Глаз ждёт огонька однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. ( передаётся оговорка к ранее сказанному).
Корень учения горек зато плод его сладок.
( возмещение того, о чём говорилось в 1 предложении).
Примечание:
Голова ещё болела сознание же было ясное, отчётливое.
Война ничего не отменила только все чувства стали острей на войне.
( в значении противительных союзов употребляются частицы же, только).
3. Закрепление .

Групповая работа.
1. Работа по карточкам.
( обсуждение в группах, фронтальная проверка).
Карточка № 1.
Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные
орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении.
Составьте схемы.
1.Луна свтила очень сильно однако её свет с трудом
пробвал туман.
2. Всё прходит да не всё забывается.
3.Я (не) отказываюсь боротся только я буду боротся чесно.
Карточка № 2
Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные
орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте
схемы.
1.Вода уже сбыла зато во всех ямах канавах глубина была ещё
значительная.
2.Добрый плачт (от) радости злой же (от) злости..
3.(С) утра шл дождь однако (к) полудню небо пряснилось.
Карточка № 3
Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные
орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте
схемы.
1.Никто (не) решится дать хороший отзыв о своём уме зато всякий хвалит
своё серце.
2.За всё берётся да не всё удаётся.
3.Основные сварочные работы ведутся (на) земле подёмные же краны
вступают в дело позднее.

2. Самостоятельная работа.
Конструирование предложений. (Все тексты и предложения
размножаются для каждого ученика. Самопроверка).
Задание:
Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы.
Начальные части предложения:
1.Набирайся ума в учении
2.Я на целые две недели уеду в деревню
3.Отец был военным
4.Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович...
5.Станция была действительно крохотной...
6.Много труда предстоит ему
Завершающие части предложений:
1 буду там встречать начало весны.
2.сын избрал себе путь строителя.
3. храбрости в сражении.
4.зимой он отдохнёт.
5....такого еще не встречалось.
6....город за ней раскинулся редкостный.
Карточка для самопроверки.
1.Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.
2.Я на целых две недели уеду в деревню, и буду там встречать начало весны.
3.Отец был военным, сын же избрал себе путь строителя.
4.Много труда предстоит ему, зато зимой он отдохнёт.
5.Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого ещё не встречалось.
6.Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.

3. Флипчарт.
Задание: Вставить по смыслу союзы.
В продолжение лета часто шли дожди,урожай собрался отменный.
Горька работа, сладок хлеб.
Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть своё торжество, ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
( да, зато, однако).
4. Домашнее задание.
Упр. 1 уровень- упр. 91
2 уровень- упр. 87
3 уровень- упр. 95.
3. Рефлексия.
Достигли ли мы цели урока?
Что нового узнали?
Чему научились?



























Приложение

Карточка № 1.
Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте схемы.
1.Луна свтила очень сильно однако её свет с трудом пробвал туман.
2. Всё прходит да не всё забывается.
3.Я (не) отказываюсь боротся только я буду боротся чесно.

Карточка № 2

Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте схемы.
Вода уже сбыла зато во всех ямах канавах глубина была ещё значительная.
Добрый плачт (от) радости злой же (от) злости..
(С) утра шл дождь однако (к) полудню небо пряснилось.


Карточка № 3

Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте схемы.
1.Никто (не) решится дать хороший отзыв о своём уме зато всякий хвалит своё серце.
2.За всё берётся да не всё удаётся.
3.Основные сварочные работы ведутся (на) земле подёмные же краны вступают в дело позднее.


Карточка № 4.
Спишите текст, расставляя знаки препинания, объясняя пропущенные орфограммы. Выделите грамматические основы в предложении. Составьте схемы.
1.Дерво скоро садят да не скоро (от) него плоды едят.
2.Убеждения внушаются теорией поведение же формируется примером.
3.Добрые умирают да дла их живут.


Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы .
Начальные части предложения:
Набирайся ума в учении
Я на целые две недели уеду в деревню
Отец был военным
Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович...
Станция была действительно крохотной...
Много труда предстоит ему
Завершающие части предложений:
1 буду там встречать начало весны.
2.сын избрал себе путь строителя.
3. храбрости в сражении.
4.зимой он отдохнёт.
5....такого еще не встречалось.
6....город за ней раскинулся редкостный.
Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы .
Карточка для самопроверки.
Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.
Я на целых две недели уеду в деревню, и буду там встречать начало весны.
Отец был военным, сын же избрал себе путь строителя.
Много труда предстоит ему, зато зимой он отдохнёт.
Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого ещё не встречалось.
Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.

15