Методическая разработка по теме Использование ЦОР и дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Использование ЦОР и дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования.
Помимо собственно обучения языку и развития умений и навыков в различных видах речевой деятельности система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ должна включать в себя аспекты информационного характера, а именно:
информирование об особенностях процедуры ЕГЭ по иностранным языкам;
ознакомление с форматом заданий;
ознакомление с критериями оценивания заданий части С (письмо);
информирование о возможных вариантах подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
Организуя подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку учителю необходимо составить программу подготовки, учитывающую особенности образовательного учреждения, а именно:
модели обучения иностранному языку в школе;
процент учащихся, сдающих ЕГЭ, от общего количества обучающихся;
материально-технического обеспечения.
В образовательных учреждениях, реализующих программы базового уровня обучения английскому языку, подготовка к ЕГЭ предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности в таких формах как факультатив, элективный курс, курс дистанционной подготовки и т.д.
К сожалению, жесткие рамки учебного плана по изучению английского языка в школах, не позволяют учителю учитывать индивидуальные учебные стили и реальный уровень готовности к сдачи ЕГЭ каждого учащегося. В рамках классно-урочной системы общей для всех образовательной программы, учащиеся не имеют возможности двигаться в индивидуальном режиме, привлекая необходимый именно ему справочный материал, расширяя и сужая объем тренировочных упражнений.
В связи с этим актуальным и перспективным становится использование дистанционных технологий в организации качественной индивидуальной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Существует немало определений дистанционной формы обучения, которые сводятся в основном к следующему:
Дистанционное обучение (ДО) представляет собой такую форму организации учебного процесса, при которой происходит интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса (учащихся и учителя) через открытые каналы доступа (например, Интернет). ДО представляет собой достаточно гибкую систему обучения, позволяющую обучаться практически в любое время суток в течение семи дней в неделю при наличии компьютера, подключенного к сети Интернет.
При дистанционной форме обучения большую роль играет самостоятельная работа учащихся, что выдвигает определенные требования к используемым методическим и учебным материалам. Заслуживает внимания представленное в настоящий момент на федеральном портале Единой коллекции образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) «Учебное пособие по подготовке к ЕГЭ по английскому языку E-ExamPractice@UNE.
При использовании предлагаемого учебного пособия, основанного на ЦОР, можно выделить три основных направления в решении проблемы повышения качества подготовки учащихся, сдающих выпускной или вступительный экзамен в формате ЕГЭ по английскому языку:
• Возможность спланировать индивидуальную траекторию подготовки кэкзамену за счет диагностической системы учебного пособия, которая позволит пользователям самостоятельно определить уровень сформированности речевых умений и языковых навыков, проверяемых в рамках ЕГЭ по английскому языку.
• Возможность самостоятельно освоить довольно большой материал и
ликвидировать пробелы в языковой подготовке, используя тщательно
спланированную систему методических рекомендаций по формированию
стратегий выполнения различных типов тестовых заданий, используемых в ЕГЭ.
• Возможность перейти от практики “натаскивания на экзамен” к практике
активного формирования широкого спектра умений, составляющих
коммуникативную иноязычную компетенцию, через хорошо сбалансированную систему тренировочных упражнений.
Таким образом, благодаря предлагаемому тренажеру пользователи, готовящиеся к сдаче ЕГЭ, смогут:
- выстроить индивидуальную траекторию подготовки к сдаче ЕГЭ поанглийскому языку;
- научиться самостоятельно оценивать свои достижения и анализировать
проблемные области с целью их устранения;
- существенно повысить уровень сформированности речевых умений и языковых навыков;
- получить качественную подготовку к сдаче ЕГЭ по английскому языку;
- научиться пользоваться разнообразными цифровыми ресурсами.
Учителя смогут:
- познакомиться с некоторыми современными технологиями и приемами
обучения иностранным языкам;
- повысить уровень собственной методической подготовки;
- научиться эффективно использовать цифровые ресурсы в своей
профессиональной деятельности для организации мониторинга запродвижением ученика, для оптимизации распределения времени на различные виды деятельности, для повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков.
Содержательный компонент пособия соотнесен с требованиями к уровню подготовки выпускников, определенными федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам. // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. / Образование в документах и комментариях. – Мю: АСТ. АстрельПредлагаемый к разработке тренажер “Учебное пособие по подготовке к ЕГЭ по английскому языку” (E-ExamPractice@UNE) представляет собой программный комплекс, размещенный на компакт-дисках и на электронном сайте поддержки в сети Интернет. Он включает в себя систему самостоятельной работы ученика, которая представляет собой интерактивную электронную рабочую тетрадь и методические рекомендации для учителя.
Интерактивная электронная рабочая тетрадь имеет гибкую модульную структуру и включает шесть содержательных модулей:
- диагностический тест
- рекомендации по выполнению заданий различного типа
- подготовительные упражнения
- тренировочные задания
- итоговый тест
- справочный материал.
Первая часть пособия представляет собой диагностический тест, который соотнесен по формату и содержанию с контрольными измерительными материалами Единого Государственного Экзамена по английскому языку (ЕГЭ). Выполнение теста позволит учащимся не только определить уровень их подготовки к ЕГЭ, но и проанализировать допущенные ошибки, определив траекторию и объем необходимой подготовки.
Вторая часть пособия представляет собой анализ технологии выполнения каждого типа экзаменационных заданий, которая рассматривается на примерах выполнения диагностического теста. Учащийся \ учитель, проанализировав результаты выполнения диагностического теста, может познакомиться с технологией формирования ключевых умений, проверяемых в заданиях, в которых были допущены ошибки. Анализ правильных\неправильных ответов в диагностическом тесте помогает учащимся лучше понять технологию выполнения того или иного экзаменационного задания.
Третья часть пособия представляет собой систему упражнений направленную на отработку тех умений, которые необходимы для успешного выполнения экзаменационной работы. С материалами Подготовительных упражнений можно работать последовательно или выборочно, что позволяет организовать различные траектории обучения на стадии закрепления учебного материала.
Четвертая часть пособия Тренировочные задания представляет собой систему тестовых заданий , соотнесенных по объему и формату с контрольными измерительными материалами ЕГЭ по английскому языку.
Материал объединен в разделы: «Аудирование»; «Чтение»; «Грамматика и лексика»; «Письмо»; «Говорение». С материалами каждого подраздела можно работать поурочно или фрагментарно по выбору ученика\учителя, варьируя объем выполняемых упражнений в зависимости от индивидуальных результатов выполнения тестовых заданий каждым учащимся.
Пятая часть пособия представляет собой Итоговый тест, который по формату, уровню сложности и объему соотнесен с диагностическим тестом, что позволяет пользователю проанализировать степень своего продвижения в плане подготовки к ЕГЭ.
И заключительная шестая часть пособия содержит Справочный материал, состоящий из 2 основных разделов:
- Бланки ответов
- Грамматический справочник.
В разделе «Бланки ответов» представлены бланки ответов ЕГЭ по иностранным языкам и инструкции по их использованию. Пользователь пособия, выполняя тестовые задания любого раздела, может распечатать бланки ответов и потренироваться в их заполнение.
В разделе «Грамматический справочник» пользователь найдет информацию по основным содержательным элементам тестовых заданий раздела «Грамматика и лексика».
Еще один ресурс, заслуживающий внимания для проведения дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку , образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» http://en.reshuege.ru, где в Разделе для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учитель может сгенерировать неограниченное количество необходимых ему тестов Для каждого теста система выдаст индивидуальную ссылку, которую нужно сообщить учащимся.
Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику» и проходят тестирование.
Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть и оценить их.
Система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики.
Учитель также может создать свой собственный тест, подобрав необходимый набор конкретных заданий.
Для организации тематического повторения разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним.
Для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа.
Для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ 2012 года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.
Для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом.
Для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.
Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями.
Как мы видим, в настоящий момент в распоряжении учителя английского языка имеется достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию, что позволяет изменить роль учителя в учебном процессе через уменьшение его контролирующей функции, через увеличение времени, которое он может уделить анализу потребностей, мониторингу индивидуальной образовательной траектории каждого отдельного учащегося. Таким образом, использование дистанционной формы для подготовки учащихся к сдаче Единого Государственного экзамена по английскому языку является вполне возможным и целесообразным.