Современный мир перед школой ставит серьёзные требования
Саяхова Ф.М.
ГОУ Уфимская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 13 VI вида.
Применение инновационных технологий в преподавании башкирского языка в дистанционном образовании.
В данной работе рассматриваются методы применения инновационных технологий обучения на уроках башкирского языка и литературы. В материале представлен опыт и приемы работы использования инновационных технологий на начальном этапе обучения.
Современный мир перед школой ставит очень серьёзные требования. Выпускник школы должен уметь ясно выражать свою мысль, стремиться к знаниям и совершенству. Школа должна воспитать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей. Основной задачей общеобразовательных учреждений является воспитание личности.
Наша республика как регион с большим историческим опытом длительного совместного проживания представителей более 130 национальностей, с высоким уровнем межэтнической толерантности характеризуется устойчивостью межнационального согласия и этнополитической стабильностью. Принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана открыло путь к развитию национальных культур и языков. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях изучение башкирского языка, русского языков как государственных языков Республики Башкортостан регламентируется учебными программами, утверждаемыми Министерством образования Республики Башкортостан и государственными образовательными стандартами.
В общеобразовательных учреждениях республики Башкортостан большое внимание уделяется новым технологиям, нестандартным формам урока.
Часто поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения языкам. С помощью компьютера на уроках башкирского языка можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас, формировать у ученика устойчивую мотивацию к изучению башкирского языка.
В настоящее время широко обсуждается вопрос по внедрению системы дистанционного обучения детей - инвалидов. Такая система необходима для детей с ограниченными возможностями. Во-первых, они не могут каждый день посещать школу, во-вторых, из-за хронических болезней вынуждены часто пропускать уроки. Сейчас эти дети могут заниматься в любом месте, даже дома, где есть компьютер с выходом в Интернет.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, который базируется на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Учебный материал к обучаемому поступает в виде файла, уже в виде некоторого объёма знаний.
В этом году в нашем городе впервые открылся центр дистанционного обучения для детей-инвалидов. Многие дети с помощью дистанционного обучения получили возможность изучать множество предметов, предусмотренных по учебному плану, в том числе и башкирский язык. Большинство детей с огромным интересом изучают башкирский язык.
Для того, чтобы пробудить в них интерес к языку, уроки должны быть интересными, в первую очередь, вызывать у ребёнка только положительные эмоции. Каждый урок должен быть для него увлекательным, новым. Для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции.
Методика обучения башкирскому языку основывается на методике изучения иностранных языков, только в башкирском варианте.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках башкирского языка включают:
- Изучение лексики;
- Отработка произношения;
- Обучение диалогической и монологической речи;
- Обучение письму;
- Отработку грамматических явлений.
Хочу остановиться на методических аспектах обучения башкирскому языку с компьютерной поддержкой:
Информационная ёмкость учебного материала;
Создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
Повышение познавательной активности ученика, усиление мотивации учения;
Более конкретней рассмотрим виды речевой деятельности
Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи, составная часть речевой деятельности. С него и начинается создание устной коммуникации. Аудирование – это не только приём сообщения, но и подготовка ответной реакции на услышанное. Оно тесно связано с говорением. Для того чтобы понимать речь, необходимо говорить. Аудирование связано и с чтением, и с письмом. Оно является важным средством обучения языку, так как даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Башкирский язык по произношению очень мягкий, мелодичный язык. Аудирование начинается с первых минут изучения башкирского языка. Через аудирование идёт усвоение лексики, его грамматических структур, что облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Обучение пониманию значения слов осуществляется при широком использовании наглядности. При дистанционном обучении активно используются электронные учебники, презентации, отсканированные иллюстрации, которые можно показать через экран , переслать для просмотра ребенку. Так учащиеся знакомятся со словами ҙур, бәләкәй,оҙон,ҡыҫҡа и т.д. С первых же уроков учащиеся учатся различать команду учителя типа уҡы, яҙ.
В первый год обучения аудирование занимает 35% учебного времени. Очень важно поставить цель прослушивания, понять смысл текста, дать заголовок, указать, о ком идёт речь, показать картинку, быть готовым ответить на вопросы. Закончить предложение и т.д.
Итак, аудирование призвано стимулировать учебную и коммуникативную деятельность учащихся.
Говорение – сложный процесс, который позволяет осуществить общение. Предметом говорения выступает мысль. Приходится много работать над развитием речи у учащихся: для этого в ход идут диалоги, монологи, пересказ, самостоятельная работа над текстом, перевод с русского на башкирский, и наоборот. Сюда можно отнести и чтение. Чтение начинается с первого урока, когда дети начинают знакомиться с буквами. Они учатся читать и извлекать информацию из прочитанного. Обучение письму происходит с первого урока, и в течение года ведется активная работа по овладению каллиграфией башкирского языка. Внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Например, для обучения письму наряду с тетрадью, используются графические планшеты. Работа с текстом в книге и на экране. Использование электронных и бумажных словарей для перевода.
Существуют разные системы обучения. Например, развивающее обучение, дидактическая система обучения по Занкову, модульно-рейтинговая система и т.д.Все эти системы можно успешно использовать и при дистанционном обучении.
Положительной стороной системы Занкова я бы назвала методику обучения работы над сочинением. Когда ученик пишет минисочинение, он работает творчески, излагает свои мысли, чувства. Прежде чем написать сочинение, например, на тему «Осень», можно предложить такую работу- разделить следующие слова по группам: осенний день, дождь, дни становятся короче, золотая осень и т.д. Для организации усвоения языковых средств предлагаются социально-значимые для младших школьников ситуации общения «Я и моя семья», «Мои друзья», «Моя школа» и т.д.
Осень
Дождь идёт
становятся золотая
осенний
Рассмотрим все виды деятельности, формы и приёмы работы по их формированию на начальном этапе обучения.
Методика Давыдова и Эльконина вошла в учительскую практику, как развивающая методика обучения. Принципиальная особенность этой системы в том, что в процессе обучения деятельность учеников надо рассматривать как основу развития т.е. в этом случае ученик - не объект педагогического воздействия учителя. Ученик должен захотеть изменить себя и превратиться в субъект. Главная цель этой концепции - воспитание самостоятельности у ученика, считаться с индивидуальными особенностями ученика. На уроках башкирского языка применяются разные формы работы с учащимися: это и работа с карточками, с таблицами.
В работе с учениками, изучающими башкирский язык в русской школе, мне очень нравится система Штейнберга - логико-смысловая модель. Эта технология успешна тем, что вся тема заключена в схему. Все ответы на вопросы на виду. На каждом координате есть конкретный ответ. Эта система развивает зрительную память, ученики работают активно, учатся делать выводы.
В целом, у каждой системы есть положительные и отрицательные стороны. Поэтому, я думаю, необходимо изучить каждую систему и оттуда брать всё положительное, которое подходит к предмету и опираясь на народную педагогику, можно создать свою методику. Какую бы технологию учитель не выбрал, он должен работать творчески. Необходимо помнить всегда такую истину: только творчески работающий учитель может воспитать творческую личность, а это требует от учителя мастерства и трудолюбия.
Веками живут рядом многонациональные народы республики, и знание языка доброго соседа-знак высокого уважения, прежде всего, к себе, к традициям и обычаям своего народа и других народов, залог сохранения межнационального мира и согласия.
А образование - цементирующий механизм национального согласия.