«Бюро находок» (ролевая игра)


Ролевая игра «БЮРО НАХОДОК»
Тарасова Оксана Сергеевна, учитель химии
Данную ролевую игру можно использовать при обобщении учебного материала. Например, обобщение по теме «Неметаллы» в 9 классе
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Неметаллы», развитие умений и навыков в решении химических задач, воспитание сотрудничества, общительности, развитие внимания, памяти, речи, мышления.
Этап подготовки заключается в том, что дети повторяют весь учебный материал по заданному разделу.
Вначале урока идёт постановка целей и задач урока, в принципе, сообщив тему урока, ребята в состоянии самостоятельно сформулировать цель урока.
Сообщение правил игры, распределение ролей, обговаривается регламент (на работу в группах 2-3 минуты, выступления до 3 минут, анализ и вывод – 1-2 минуты)
Действующие лица:
Группа экспертов, или «Бюро находок» - 3 человека из учащихся, которые при изучении раздела показали хорошую подготовку.
«Потерянные неметаллы», которые по разным причинам оказались в «Бюро находок»:
Здесь можно дать возможность показать свои знания и умения слабым ученикам
Кислород –
Азот –
Сера –
Фосфор –
Углерод –
«Семьи» неметаллов, которые должны предоставить в «Бюро находок» наиболее полную информацию о «своё члене семьи»:
«Семья кислорода» -
В этом случае участвуют обучающиеся, которые показали достаточно хороший уровень усвоения материала
«Семья азота» -
«Семья серы» -
«Семья фосфора» -
«Семья углерода» -
Кроме того, благоприятному ходу игры способствует особая расстановка в классе мебели:
«Находки»
Семья ОСемья S
Семья N
Семья ССемья РЭксперты

Ребятам предложены фломастеры и листы формата А4.
2. «Семьям неметаллов» предложено в течение 5 минут составить характеристику своему неметаллу. А в это время эксперты беседуют с неметаллами, расспрашивая учащихся о строении, свойствах и других характеристиках неметаллов, в общем, о том, о чём помнят (о себе). Здесь есть возможность высказаться «слабым учащимся», показать свой уровень знаний.
3. Затем проигрывается ситуация: в «Бюро находок» является член семьи (роль определяют сами ребята) и сообщает о том, что у них пропал, например, кислород. Эксперты не могут так просто вернуть им неметалл, что бы он не попал в руки мошенников, и предлагают что-нибудь рассказать о своём члене семьи. Все остальные – это соседи, проживающие в таблице Д.И. Менделеева, если недостаточно информации, они могут помочь в характеристике потерянного неметалла.
4. Слово экспертам: сообщают о том, насколько информация достоверна, полная и выносят решение: вернуть или не вернуть неметалл в таблицу Менделеева. Тем самым они уже автоматически оценивают работу одноклассников.
5. В заключении слово держит учитель: подводит итог урока.
6. Д/з: подготовка к контрольной работе.