Урок-тренинг Бюро находок
"БЮРО НАХОДОК"
Психологический тренинг «Учимся справляться с трудностями»
Цель
обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли
Задачи
Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы.
Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей
Формирование у ребенка "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.
Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Базовые
Личностные универсальные учебные действия:- навыки конструктивного взаимодействия,- адекватное реагирование на трудности; - умения действовать с позиции "Режиссера". Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - "доброе дело" (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидив личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом)занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций" -действие смыслообразования.
Познавательные универсальные учебные действия: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания,в которых ребенок выбирает предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;
Регулятивные универсальные учебные действия: -способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний)
Коммуникативные универсальные учебные дейтсвия: - умение обратиться за помощью, вести диалог,отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки,побуждающий диалог.
Побочные
Регулятивные универсальные учебные действия: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);
Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений,доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используем: игры и упражнения, направленные на развитие мышления; подведение итогов занятия, осознание пройденного.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Методы:
сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, помотреть на себя со сотороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации"
дискуссионные методы ( побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)
игровые методы (творческая игра (создание сказочного жителя), сюжетно-ролевая игра, интеллектуальные игры, дидактическая игра)
Технологии:
проблемно-диалогическое обучение –деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей в ходе просмотра мультфильма и обсуждения необходимости находить разные вварианты выхода из трудных ситуаций)
организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)
использование интерактивных возможностей ИКТ
игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра)
"Листы индивидуальных достижений" (последовательное заполнение достижений учащихся по итогам уроков)
Ход урока
Педагог: "Здравствуйте ребята! Я рада снова вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты)
(время просмотра - 1 минута )
Педагог: "Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю: "Дорогие ребята!
Пишет вам добрая фея Мария. В нашем королевстве случилась беда.
Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом. Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания: 1. Создать сказочного жителя. 2. Отгадать загадки. 3. Назвать сказки. Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве. Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово".
На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство"
- Вы готовы помочь сказочным жителям? /отклик детей - "да"/Самые активные участники будут награждаться жетонами.
- Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки". Звучит музыка…. (2 минуты)
Индивидуальная работа
1 задание: "Создание сказочного жителя" (5-7 минут)
- Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства.
- Вот и первая находка - буква
"С"
- Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание:
Фронтальная работа
2 задание: Игра "Угадай-ка" (2 минуты)
> "Говорит она безвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней" (Книга)
> "Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки" (Ручка)
> "Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!" (Карандаш)
- Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква
"М"
- Вы смогли справиться и со вторым испытанием, слушайте 3 задание:
3 задание: Игра "Назови сказку" (2 минуты)
> Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди")
> Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь")
> Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка")
> Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка")
- А вот и третья находка - буква "О"
4 задание "Разбор трудных ситуаций" (7 минут)
Педагог: "Вот мы и оказались в сказочном королевстве".
Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми
Фея Мария: "Ребята, я рада вас видеть, в нашем королевстве сказочные жители не могут справиться со своими трудностями: плачут, спорят друг с другом, рвут и ломают свои вещи.
Сказочный герой:"А у вас, ребята, встречались трудности, когда на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры? /Отклики детей: - "да"/
- Как вы справлялись с ней?
Вариант 1. Плакали? /Отклики детей: - "нет"/
Вариант 2. Прятались под парту? /Отклики детей: - "нет"/
Вариант 3. Рвали тетрадку? /Отклики детей: - "нет"/
Вариант 4. Самому попытаться справиться? /Отклики детей: - "да"/
Вариант 5. Просили помощи у друга? /Отклики детей: - "да"/
Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?"
Вариант 1. Сказать: «Давай помоги мне» /Отклики детей:- "нет"/
Вариант 2. Сказать: "Помоги мне сегодня, а я завтра тебе помогу" /Отклики детей: - "да"/
Педагог: "Ну что, помогли вам ребята? /Сказочные жители - "да"/
В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не тошлько в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)".
- Молодцы! Вот и четвертая находка - буква "Г"
Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше".
Фронтальная работа
- Чтение сказки "Сказка о котенке Саше" [1] (5 минут)
- Понравилась вам сказка? (Отклик детей - "да")
5 задание: "Работа со сказкой" (2 минут)
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему? /Отклик детей - котенок Саша/
- Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"
> «Если трудно - смелей и старайся сильней!»
> «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей»
> «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»/
- А вот и пятая находка - буква "У"
Педагог: "Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории? (Отклик детей - "да"). Главные герои у вас уже есть. Наследующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку.
- Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово":"
"СМОГУ"
Фея Мария:"Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву
"Я"
Педагог: "Что обозначает волшебное слово "Я смогу"?" /Отклики детей: -
- уметь самому находить способы, чтобы справиться с трудной ситуацией"/
Фея Мария: "Теперь вам, ребята, нужно три раза громко крикнуть волшебное слово «Я смогу», и тогда колдовство злой колдуньи исчезнет вместе с ней".
Злая колдунья : «Не говорите вслух это слово, а то я вас заколдую»
Дети (хором): " Я смогу !, Я смогу !, Я смогу !"
Педагог: "У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс".
Сказочные герои «Спасибо вам ребята, мы теперь тоже знаем как справляться с трудностями, нужно уметь самому находить способы из разных ситуаций и тогда все получиться».
- Прощание (2-3 минуты)
Педагог: "Ребята, предлагаю вам снова встать в круг.
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Что нового вы узнали на занятии?
- А какую находку вы сегодня нашли? /Отклик детей -
- умение справляться с трудностями/
Педагог: "А может ли каждый из нас владеть такой находкой? (Отклик детей - "Да")
- Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе,но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"
- Больше всех проявили активность следующие ученики ..... Они награждаются медалями.
- Интересные ответы были у следующих учеников ..... Они также награждаются медалями.
- Лучшие творческие работы показали следующие ученики .... Они награждаются медалями.
- Ребята, давайте похлопаем нашим медалистам.
- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги(психологи) при проведении урока
- отсутствие персонального компьютера и экрана
- дети не уложаться во времени на изготовление сказочного жителя
- не достаточно внимательны слушают вопросы
- неправильно реагируют на трудную ситуацию (проблему)
- не умеют выбрать правильные варианты выхода из трудной ситуации
- молчат при ответах
Как осуществляется оценивание на уроке
Оценивается выполненная работа: интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, а не ее исполнитель.
Средства оценивания: "Листы индивидуальных достижений". За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею учащийся получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах). При подведении итогов обязательно отмечаются те ученики, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим уроком. Все они, а также лучший ученик по итогам урока получают вырезанные из самоклеющейся бумаги медали.