Доклад Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела

ГБОУ РХ «Черногорская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Евпатова М.Н.
учитель профессионально-трудового обучения.
Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В.А. Сухомлинский

Трудовое воспитание и обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в системе коррекционной педагогики и психологии. Именно поэтому многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов - он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребёнка».
Одной из особенностей обучения обучающихся швейному делу на начальном этапе, является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков. А это значит, неумение самостоятельно ориентироваться в задании, неумение планировать выполнение своей работы, затруднение в выполнении однотипного задания. На всех этапах обучения обучающиеся показывают трудности в речевом общении, так как у них малый словарный запас активного словаря. Они затрудняются провести речевой анализ своего изделия, описать его сложные операции или указать существенные признаки. Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая проявляется в неумении синхронно работать руками на швейной машине, а также регулировать силу ручного или ножного нажима.
Процесс развития ребёнка, в значительной степени - процесс развития движения. На уроках швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения швейному делу образуется система специальных навыков и умений у обучающихся.
Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, приоритетной целью своей деятельности я определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе.
Для реализации цели определила следующие задачи: выявить индивидуальные способности обучающихся в развитии мелкой моторики; развивать тактильную чувствительность рук обучающихся; сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью; подготовить руку ребёнка к шитью.
Для решения задач использую следующие средства:
использование физкультминуток, где движения обучающихся сочетаются с речью, такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);
пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей, в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
игры (дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые), которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приёмы: пальчиковую гимнастику; шнуровку на различных предметах; сматывание шерстяной пряжи в клубки; завязывание и развязывание бантов, узлов; застёгивание пуговиц, молний, крючков; вышивание; вязание крючком и на спицах.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.
Принцип развёрнутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений обучающихся в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи. По ходу урока комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики задания подбираю с учётом их постепенно возрастающей сложности, учитываю индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически, соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Повышаю у обучающихся интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к урокам и процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию.
Продумывая работу с обучающимися, имеющими трудности в усвоении программного материала, я выбираю изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке (ткань, нитки для вязания и вышивания). На первых этапах обучения дети упражняются в обведении деталей по шаблонам, вырезании их и наклеивании на фон (аппликация из ткани). Это способствует улучшению моторики мышц рук, зрительно – двигательной координации. Постепенно технические умения и навыки совершенствуются, и я предлагаю новые виды работ. Девочки уже не просто выполняют аппликацию – панно, а выполняют работу в стиле лоскутной техники.
Обучающиеся с ярко выраженными недостатками развития, как правило, занимаются с другими более сохранными детьми, к таким ученицам применяю индивидуальный подход. Например, изучая тему «Вышивание», предлагаю выполнить вышивку швом «вперёд иголка» по заранее нарисованному узору или пришить аппликацию петельным швом, в то время как остальные ученицы самостоятельно занимаются вышиванием.
Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. В коррекционной школе особенно важен индивидуальный подход, в связи с большой неоднородностью детей по способности к обучению. Обучающиеся различаются по характеру и темпераменту, по темпу работы и мотивации учения. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия создаются с помощью методов и приёмов дифференцированного подхода. Так, обучая всех детей приёмам вязания, слабым даю задание перемотать клубки или распустить связанное изделие. Когда основная группа уже самостоятельно выполняет работу, приступаю к индивидуальному обучению приёмам вязания. Иногда одна работа выполняется несколькими детьми (каждый изготавливает один элемент), а затем создается общая композиция.
Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию мелкой моторики рук на уроках швейного дела способствует: развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма; развитию глазомера и координации движения пальцев; правильному использованию материалов, инструментов. Дети приобретают практические навыки и умения. У них развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
Литература
1. Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.
2. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 -С. 33-35.
3. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург 1997.
4. Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.


,ђ Заголовок 2,ђ Заголовок 315